Одной из важнейших задач школьного медиаобразования является формирование культурных норм коммуникации в виртуальном мире в сложной интернет - среде на основе актуализации ценности уважения к другому человеку [1, 5, 6]. Эта задача связана с тем, что возможность скрывать свое подлинное лицо и имя за яркими аватарами и вымышленными персонажами, отсутствие прямой обратной связи, когда сложно проследить и понять последствия многих своих действий в интернет – среде; а главное - потребительское отношение к информации создают высокие риски небезопасного общения в среде подростков. Эти риски обусловлены, прежде всего, тем, что сложившиеся нормы коммуникации в виртуальной среде снимают ответственность автора высказывания за последствия разного рода розыгрышей, размещение некачественной информации или прямой дезинформации [2, 6]. Ответ на вопрос, как начать формировать культуру медиакоммуникаций школьников в рамках учебной деятельности, у меня появился в результате освоения предлагаемого Н.Б. Ковалевой рефлексивно-позиционного подхода к педагогическому сценированию ситуаций личностного развития [3, 4].
Первый шаг – это рождение замысла. Вначале у меня появился материал – рассказ А.П.Чехова «Шуточка». Он привлек меня жизненностью, простотой сюжета и открытым, с точки зрения нравственной оценки поступков героя, финалом. Далее, двигаясь по нормативной схеме реализации подхода [4], я начала разрабатывать основную проблематику рассказа. Мне было важно не только понять проблему, которая волновала самого А.П.Чехова, но и определить ее значимость в современной культуре и актуальность для подростков. В итоге я нащупала основной нерв рассказа великого прозаика. Источник внутреннего напряжения и парадоксальность произведения кроется, на мой взгляд, в конфликте между логикой настоящего и логикой будущего. Рассказчик не дает никаких оценок происходящему, наоборот, помогает читателю пережить простые радости снежной зимы и понять романтические переживания катающихся на санках. Невинная шутка представляется в этом контексте веселой и незначимой. Будущее задается всего лишь одним штрихом: счастливая жена и мама семейства переживает как самый счастливый момент своей жизни момент катания на горках и романтическое, ветром принесенное признание в любви, которое на самом деле всего лишь иллюзия, результат розыгрыша.
В момент, когда вдруг обнаруживаешь, как незначительное, казалось бы, событие определяет будущее человека и как невинный розыгрыш трансформируется в иллюзию счастья всей жизни, в душе возникает пауза – и лишь потом буря эмоций: «Как, что это, как это может быть? Обман, иллюзия – есть самое счастливое событие в жизни??? Нет, нет, я не хочу такой судьбы ни себе, ни детям, мне не нужно иллюзорное счастье!» Вот так рождается то, что и является «солью» в искусстве сценирования: не просто определить проблемное поле произведения, а пережить проблему как свою боль, кожей почувствовать последствия простых, на первый взгляд, действий, совершаемых неосмысленно, вне каких-либо ценностных самоопределений. И воочию увидеть, как попирается человеческое достоинство, как уплощается образ человека, как он сам превращается в простого персонажа – статиста в чьей-то незатейливой игре.
Далее начинается сам процесс сценирования с ответами на вопросы: как построить урок так, чтобы дети сами сделали свое открытие, как создать содержательный интерес и мотивацию к кропотливой работе с художественной тканью рассказа – создать ситуации реального ценностного самоопределения школьников и спроектировать в творческо-рефлексивных их ответах поиск ценностных норм общения и сотрудничества.
В Табл.1 приводится дидактическая схема занятия, которая является важной частью подготовки его сценария.
Таблица 1
Дидактическая схема занятия.
|
Этапы урока/ задача |
Способ организации деятельности |
Содержание |
|
1 этап. Введение в деятельность через совместное построение цели урока. Задача. Вызвать интерес к теме «Реальное и виртуальное в общении». |
Постановка проблемного вопроса. Обнаружение цели деятельности. |
1) Сообщение учащегося о псевдонимах А.П. Чехова. 2) Беседа о понятии «псевдоним» («псевдоимя» – «никнейм»). Формулируем проблему реального и виртуального общения. 3) Вопрос: «Каким же рискам мы подвергаемся, когда общаемся в интерненте через ники?» Может ли иллюзия принести настоящее счастье? Что страшного в обмане, если он приносит человеку счастье? |
|
II этап. Изучение нового материала. Провокация рассуждения. Задача. Развитие умения работать в группе. |
Работа в группах. Выступление групп, обсуждение результатов. |
1. Формулировка отношения к проблеме в рабочих подгруппах. 2. Ответ на вопросы. Розыгрыш - безобидная шутка или скрытое унижение? Почему человеку важно знать правду? Может ли быть настоящей опорой в жизни иллюзорное воспоминание? |
|
III этап. Ценностно-смысловое самоопределение на основе исследования. Задача. Обсуждение поднятой в тексте проблемы, выявление авторской позиции и позиции учащихся. |
Проблемные вопросы и провокации. Аргументированн ые суждения. Определение критериев. |
1. Совпадает ли в рассказе автор и рассказчик? 2. Как бы Вы назвали рассказ (какой эпиграф дали), чтобы раскрыть его смысл? 3. Основная мысль автора (доказать текстом): а) В юности все прекрасно, поэтому надо беречь ее воспоминания, и Наденька действительно пережила прекрасное событие. б) Розыгрыш – это прикрытое шуткой унижение другого человека, ввержение его в бездну…. Вопрос - провокация. Что имеет в виду автор, когда говорит, что герой вместе с героиней низвергается в бездну? |
|
IV этап. Подведение итогов занятия. Задача. Фиксация способов понимания и коммуникации. Выявление ценностных оснований. |
Рефлексивные вопросы. |
1. Что нового вы узнали на уроке (О Чехове, о юморе, об отношении к людям?) 2. В чем особенность Чехова как мастера художественного слова? 3. Какие вопросы поставило перед вами совместное прочтение рассказа, в чем вам важно разобраться? |
|
V этап. Построение позиционного высказывания. Задача. Личностно присвоить полученные знания. |
Творческая работа - эссе. |
Вопросы для размышления: Что такое настоящее общение? Что в нем нужно оберегать? Нужен ли юмор в общении, и каким он должен быть? |
Таблица 2
Опорная схема занятия.
|
|
Наденька |
Ветер |
|
а) Каким перед нами предстает герой? б) Какие чувства герой испытывает к Наденьке? В чем они выражаются? г) Почему герой играет роль стороннего наблюдателя? Как это его характеризует? д) Раскаялся ли герой в том, что так поступил с Наденькой? |
а) Какими словами герой характеризует состояние Наденьки во время встреч на горке? б) Описанию каких чувств посвящена большая часть рассказа? Какие части речи преобладают в этих описаниях? Почему? (глаголы передают душевное движение) г) Что вызвало такую бурную душевную работу? Понимает ли Наденька, с кем общается? |
а) Какие художественные средства использует автор, описывая катание с горки? б) С чем автор сравнивает спуск героев с горы? Почему возникает образ ада? в) Любит ли Наденька героя? Как вы это поняли? |
Дальнейшая разработка сценария потребовала формирования опорной схемы разбора художественных особенностей самого рассказа и характеристики основных героев (Табл.2)
В результате можно констатировать, что у школьников складывается характеристика и картина взаимоотношений основных героев произведения Только после того как дети разобрались и провели позиционный анализ самого произведения, поняли основания поступков и высказываний героев, рассказчика, автора, можно создать для них ситуацию их собственного ценностно-смыслового самоопределения к данной проблематике.
Список литературы
1. Григоренко Д.Л. Ценностное самоопределение учащихся подросткового возраста в процессе школьного образования. Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – СПБ., 2013. – 24 с.
2. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски // Психологическая наука и образование. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Ichenko.phtml дата обращения: 05. 01. 2016)
3. Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. 2014. № 4. С. 64-72
4. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-личностный подход к развитию педагогического профессионализма
/Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ИЦРОН, 2016. С. 200-203.
5. Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3.М.: Когито-Центр, 2015. C. 31-33
6. Саксонова Ю.И. Психологические особенности интернет-общения подростков (чаты и форумы) // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3 – стр. 95-96