Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИНЕЙКИ САМОЛЕТОВ ТУ-204/204СМ/214 НА РЫНКЕ АВИАПЕРЕВОЗОК

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 июня 2019г.

Ломать – не строить, душа не болит.

Русская поговорка.

 

Аннотация. В статье рассмотрены технические характеристики самолетов ТУ-204/204СМ/214, их достоинства, особенности эксплуатации, а также возможности конструктивного совершенствования узкофюзеляжных пассажирских самолетов.

Ключевые слова: пассажирские самолеты ТУ-204/204СМ/214, авиационное производство.

Abstract. The article describes the technical characteristics of the TU-204 / 204SM / 214 aircraft, their advantages, operating features, as well as the possibilities for constructive improvement of narrow-body passenger airplanes.

Keywords: passenger aircraft TU-204 / 204SM / 214, aviation production.

Ту-204 — это советский/российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, созданный специалистами ОКБ Туполева. Самолет изначально разрабатывался для замены на авиалиниях своего предшественника - Ту-154. Производство самолета было развернуто в 1990 году на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, начиная с 1996 года, модификация Ту-214 также производилась на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани. На основе базового варианта Ту-204 в нашей стране было создано порядка

20 различных модификаций самолета, которые отличаются друг от друга летно-техническими характеристиками, назначением, составом оборудования и типом двигателей. В семейство самолетов Ту- 204/214 сегодня входят пассажирские, грузовые, специализированные и VIP-модификации.

Однако в 1990-е годы авиаперевозки в России сократились очень значительно, что в свою очередь привело к малому заказу новых российских пассажирских самолетов. Проблемы 90-х годов прошлого века помешали осуществить все задуманные планы, которые касались данной машины, и продолжают сказываться до сих пор уже в XXI веке.

 

В настоящее время главным заказчиком данных самолетов является летный отряд «Россия» Администрации президента. В парке отряда находится 12 самолетов этого типа, еще 3 машины (Ту-214СР) заказаны. Всего же различными государственными структурами и авиакомпаниями, в том числе и иностранными, заказано около полусотни самолетов данного типа. Среди наиболее крупных коммерческих компаний-заказчиков данных машин Туполева можно выделить авиакомпанию Red Wings, которая уже имеет парк из 10 самолетов данного класса (2 на хранении), и сделала заказ еще на 10 самолетов в самой современной модификации Ту-204СМ. Среди иностранных эксплуатантов самолета - Египет, Куба и КНДР.

Изначально в КБ Туполева были заданы очень высокие требования к данному проекту, как по эксплуатационным и по летным, так и по экономическим характеристикам.



Высокого технического уровня при создании нового пассажирского самолета удалось добиться за счет тщательной отработки аэродинамического совершенства машины, особенно крыла лайнера, использования высокоэкономичных ТРДД с большой степенью двухконтурности, получения за счет новейших технологий и материалов высокого весового совершенства конструкции авиалайнера и отдельных его узлов и агрегатов. Все это в совокупности позволяло конструкторам достичь в 1,5-2 раза лучшей топливной эффективности Ту-204 по сравнению с его предшественником — пассажирским лайнером Ту-154 («Беззаботный»).

При создании самолета Ту-204 было организовано тесное сотрудничество между многими отечественными научными центрами. Благодаря такому сотрудничеству, самолет получил большое количество преимуществ перед своими аналогами. Одной из главных особенностей самолета стали высокоэффективные крылья, обладающие сверхкритическими профилями, а также вертикальные поверхности, которые позволили повысить аэродинамику на концах консолей. В то же время весь фюзеляж пассажирского самолета был изготовлен с использованием новых высокопрочных сплавов алюминия, а соединение деталей корпуса самолета осуществлялось при помощи клепки.

При конструировании самолета были широко использованы отечественные композиционные материалы, их доля составила примерно 18%.


Данная модель пассажирского самолета стала первой в России, в которой была реализована система электродистанционного управления. Эта система в состоянии произвести автоматическую посадку самолета даже в самых сложных метеоусловиях. Для комфортной работы экипажа воздушного судна была применена система, получившая название «темная кабина». Данная система позволяет уменьшить нагрузку на летчиков.


На данный момент времени наиболее совершенной модификацией самолета является Ту-204СМ. Пассажирский самолет Ту-204СМ превосходит своих предшественников из семейства Ту-204 по летно-техническим и навигационным характеристикам, при этом он полностью соответствует мировым требованиям по экономичности, эксплуатационной технологичности и комфортабельности, включая требования четвертой Главы норм ИКАО по уровню шума самолета на местности. Кроме того на авиалайнере Ту-204СМ была реализована концепция под названием «электронный борт», которая подразумевает существенную степень автоматизации управления летательным аппаратом на всех этапах полета, что позволило уменьшить экипаж с трех до двух человек. По сравнению с базовыми вариантами самолета, в   Ту-204СМ на 10-12% удалось улучшить топливную экономичность и эксплуатационную технологичность. Воздушное судно в состоянии находиться в воздухе до 9 часов без дозаправки, перевозя 194 пассажира на дальность до 4,8 тысяч километров.

По мнению экспертов, именно Ту-204СМ является наиболее конкурентоспособной и удачной моделью в линейке данных машин. При этом он вполне может поспорить со своими иностранными аналогами — Аэрбас A320/321 и Боинг 737.

Пассажирский самолет Ту-204 является одним из немногих самолетов, которому на практике пришлось подтвердить возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолет Ту-204-100, принадлежавший авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Франкфурт-Новосибирск, в сложных метеорологических условиях выработал весь запас топлива за 17 километров до аэропорта Омска, где он сумел совершить успешную посадку с двумя неработающими на тот момент двигателями. При этом никто из пассажиров воздушного судна не пострадал, а сам самолет вскоре снова был возвращен в эксплуатацию.

Крыло и оперение самолета Ту-204/214 мало подвержены нарастанию льда и не оснащены противо- обледенительной системой - ПОС. Среди всех современных среднемагистральных самолетов Ту-204 является единственной машиной, крыло которой не требует наличия противообледенительной системы. В результате проведения испытаний была подтверждена абсолютная безопасность совершения полетов на Ту- 204 без подобной системы на несущих поверхностях, были получены европейские и российские сертификаты годности.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) может заморозить производство Ту-204СМ - модификации потомка знаменитого Ту-104 (верблюд), первого реактивного пассажирского самолета, что вывел советский авиапром "в дамки" еще в далеком 1955 г. И не то, чтобы самолет был плохим, остановку производства связывают с "ненужностью" и "экономической неоправданностью".

Главным ударом становится то, что с родного постсоветского неба Туполевские самолеты вытеснил все тот же "Боинг". На одном из авиасалонов недавнего времени прозвучали такие прогнозы - что касается спроса на территории бывшего Советского Союза, Boeing прогнозирует потребность в 1 тыс. 150 новых самолетов в России и СНГ общей стоимостью $140 млрд.

Для обслуживания растущего пассажиропотока авиакомпаниям СНГ потребуется 760 узкофюзеляжных и 200 широкофюзеляжных самолетов".

Перспективный лайнер МС-21, который по планам авиапромовских стратегов должен занять нишу Ту-204, пока не готов.

Получается так, что российские компании покупают зарубежные, не всегда лучшие аналоги,, потому что они якобы дешевле, потому что такова политика отвечающих за это чиновников. А на современный «Туполев» денег нет, как и на "Ил-96", которым пользуются летный отряд "Россия" Администрации Президента. А сам президент не может ответить на вопрос, почему граждане летают на бывших в употреблении "Боингах" и "Аэробусах". Почему-то "правила рынка", написанные "невидимой рукой", вытесняют качество, проверенное временем.

Заключение:

1.        Хорошая    общая    и     местная    аэродинамика    самолета    Ту-204     обеспечивает    топливную эффективность и эксплуатационную технологичность.

2.        Крыло и оперение Ту-204/Ту214 мало подвержены нарастанию льда. Ту-204 – единственный среднемагистральный самолет, крыло которого не требует наличия противооблединительной системы ПОС.

3.        Санкции подняли спрос на Ту-204/Ту214.

4.        Перспективный лайнер МС-21, который по планам Авиапрома должен занять место Ту-204, пока не готов. Почему не запустить Ту-214 или Ту-204 СМ?

P.S. Исторически ПАО «Туполев» называется АНТК «Туполев» и не случайно имеет авиационный псевдоним «Опыт». Именно «Опыт» Туполева А.Н. воспитал плеяду отечественных авиационных инженеров, ученых, крупных руководителей авиационного производства. Сейчас «Опыту» требуется поддержка в вопросах создания и запуска гражданских самолетов. Необходимо возродить специальную вузовскую подготовку по специализации «Технологии и системы эксплуатации воздушных судов» специальности «Авиастроение». Для этого имеется: подготовленный преподавательский состав, материально-техническая база в аэропортах Внуково, Домодедово, Шереметьево, учебные планы и подготовленные дисциплины, места всех видов практик оговорены. Это мнение широкой авиационной общественности.

Следует отметить, что главный инженер а/к «Космос» Колесников С.А. и зав. производством а/к «Космос» Нестеров И.Н. закончили МАТИ им. К.Э. Циолковского по кафедре «Технологии проектирования и эксплуатации летательных аппаратов» («Туполевская кафедра»), где преподавали ведущие специалисты ПАО «Туполев», а/к «Внуковские авиационные линии», а/к «Ю-Тэйр», а/к «Аэрофлот» и др. под руководством профессора Климова В.Т. и профессора Юдина Г.В.. Активно велись научно – технические исследования в рамках целевых договоров студентами кафедры в подразделениях ПАО «Туполев».

Дипломное проектирование выполнялось студентами по тематике подразделений ПАО «Туполев», по направлению «Технологии и системы эксплуатации воздушных судов».

Руководителями дипломных проектов являлись специалисты ПАО «Туполев», авиакомпании аэропорт «Туполев-Внуково». Председателями ГАК являлись видные ученые и крупные авиационные специалисты - К.К. Васильченко, А.М. Батков, В.Е. Александров и др.

Дипломы       вручались       в        торжественной       обстановке       в       зале       макетных       комиссий ПАО «Туполев» дочерью А.Н.Туполева, Ю.А. Туполевой.

Все дипломные разработки имели практическое внедрение. Сейчас порядка 85% выпускников работают по специальности.



Список литературы

 

1.   Климов В.Т., Юдин Г.В. Техническое предложение на создание проекта магистрального самолета комбинированной интегральной схемы «ИС-1». Научные труды МАТИ. Выпуск 14 (86) - М.: ИЦ МАТИ, 2009 г. с. 96-101.

2.   Юдин Г.В. Современное состояние рынка авиаперевозок в России. Научные труды МАТИ. 2011 г., Выпуск 18 (90) – с. 241-246.

3.     Нестеров И.Н., Рулин В.И., Юдин Г.В. Проблемы технической эксплуатации летательных аппаратов и ее назначение. Научные труды (Вестник МАТИ), 2013 г. Выпуск 20 (92) – с. 119-123.

4. Татьяна Володина: В России появится еще один эксплуатант Ту-214 / Деловой информационный портал ATO.RU; 8 сентября 2017 // Режим доступа: http://www.ato.ru/content/v-rossii-poyavitsya- eshche-odin-ekspluatant-tu-214, дата обращения 23.05.2019: Загл. с экрана.

5.        Ту   204.   Фото.   Видео.   Схема   салона.   Характеристики.   Отзывы   /   Режим   доступа: http://avia.pro/blog/tu-204 Датаобращения3.05.2019: загл. с экрана.

6.   Владимир Тучков: Ту-204: 16 лет от идеи до взлета / Свободная пресса; 2 января 2015 г. // Режим доступа: https://svpressa.ru/post/article/109040/, дата обращения 23.05.2019: Загл. с экрана.

7.                  Ту-204-300   /   Авиационная   энциклопедия   «Уголок   Неба»   //   Режим    доступа: http://www.airwar.ru/enc/aliner/tu204-300.html, дата обращения 23.05.2019: Загл. с экрана.

8. http://www.tupolev.ru/

9. https://www.boeing.com/

10.   http://russianplanes.net/