Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУХОГРУЗНЫЕ СУДА ПРЕДВОЕННЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОГРАММЕ МОРСКОЙ КОМИССИИ США

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

Основными типами сухогрузных судов в Долговременной программе Морской Комиссии США 1936 – 1940 годов были стандартные суда, известные как тип С1, С2, С3 и С4.

Наименьшие из этих судов, суда типа С1, строились на различных верфях и предназначались для трампового судоходства в мирное время. В дальнейшем этот тип судов получил развитие в виде подтипов С1-А, С1-В и С1-М (Табл.1). Внутри каждого подтипа имелись отличия в конструкции корпуса, типа главной машины и проч.


Таблица 1  

Технические характеристики стандартных судов


Тип Параметры судна

 

С1-А

 

С1-В

 

С1-М

 

С2

 

С3

 

С4

Длина наибольшая, м.

(базового судна)

 

126, 65

 

127,33

 

103.17

 

139,9

 

149.6

 

159,40

Ширина, м.

18.30

18.30

15.24

19.2

21.2

21,70

Высота борта, м.

11.4

11.4

8.8

12.5

12.9

Осадка, м.

7.2

8.4

5.5

7.8

8.4

8.84

Дедвейт, т., с паровой

турбиной.

 

6.240

 

7.815

 

--

 

9.365

 

12.12

Дедвейт, т., с ДВС.

6.440

8.015

5.032

--

--

Мощность главного двигателя, л.с.

 

 

4.000

 

 

4.000

 

 

1.750

 

6.000

 

8.500

 

 

9.900

Скорость, узлы

14.5

14.5

11

15.5

16.5

17

Количество построенных судов

68

101

266

173

465

75

 

Тип С1-А (Рисунок 1) – трёхпалубное шелтердечное судно, имело 5 трюмов общей кубатурой около 13 000 м³, лёгкую верхнюю палубу и открытые порты ко второй (главной) палубе. В качестве главного двигателя на 19 из них устанавливалась паровая турбина мощностью 4000 л.с., а на остальных - дизель такой же мощности. Первые кили этой серии были заложены в 1939 году.
Суда типа С1-В (Рисунок 2) – трёхпалубные полнонаборные. Всего на шести американских верфях было построено 101 судно типа С1-В. На десяти из них в качестве главного двигателя использовалась паровая турбина мощностью 4000 л.с., а на остальных – дизель той же мощности.

В течение Второй мировой войны специально для Великобритании было построено 26 судов типа С1-S-AY1, которые несколько отличались от С1-В. Британцы использовали эти суда в качестве воинских транспортов.




Суда типа С1-М (Рисунок 3) значительно отличались от остальных судов типа С1. Они были короче, уже, с кормовым расположением надстройки. Самым многочисленным был подтип С1-М-AV1. Приблизительно 266 судов этого подтипа было построено на 10 различных верфях. Кроме того, было построено четыре двухвинтовых лесовоза, один дизель электроход и пять судов с винтом регулируемого шага.


Суда типа С2 (Рисунок 4) были спроектированы под руководством Морской Комиссии в 1937-38 годах. Первоначально это было судно шельтердечного типа для перевозки генерального груза..


В конструкцию корпуса судов типа С2 был внесён ряд упрощений, облегчающих их постройку и уменьшающих массу корпуса. Так, например, палубы были выполнены без погиби; настил второго дна – горизонтальный и доведён до борта. Шпангоуты перепущены в двойное дно, тем самым устранена скуловая кница, благодаря чему увеличена полезная кубатура трюма, уменьшена масса и облегчена сборка. Грузовые трюма обслуживались 5-тонными стрелами. Стрела грузоподъёмностью 30 тонн, нормально лежащая на палубе, могла быть установлена на обеих полумачтах, расположенных в нос от трюма №3. Всего было построено 173 судна этого типа, 17-ти различных подтипов, включая рефрижераторные суда.

Суда С3 (Рисунок 5) первоначально проектировались и строились как суда шелтердечного типа. В носовых трюмах предусматривалось три палубы, в кормовых - две. Нижние помещения в трюме №2 разделены продольной и поперечной переборками на диптанки, в которых можно было перевозить как сухой груз, так и нефтепродукты. В необходимых случаях они могли служить для балластировки судно. Суда типа С3 строились как в грузовом, так и в грузопассажирском вариантах. Корпус в значительной степени сварной: клёпкой выполнены соединения шпангоутов с бортовой обшивкой и пазы наружной обшивки. Этот тип судна был признан наиболее удачным в связи с его универсальностью. Всего между 1939 и 1947 годами было построено 465 судов этого типа.




Суда типа С4 (Рисунок 6) были наибольшими из стандартных судов, построенных под руководством Морской Комиссии. Проектирование началось в начале 1941 года для обслуживания Американо-Гавайской линии, и уже в конце 1941 года три судостроительных завода приступили к их постройке. Всего было построено 75 судов, в том числе 45 воинских транспорта (С4-S-A1, C4-S-A3), 14 госпитальных судов (C4-S-B2), 15 сухогрузных судов (С4-S-A4, C4-S-B5) и одно специализированное судно для перевозки танков (C4-S-B1).

Анализируя основные черты Долговременной программы судостроения, принятой в условиях мирного времени, можно отметить, что при заказах судов частными пароходными компаниями учитывались прежде всего экономические факторы, предпочтение отдавалось сложным в изготовлении паровым турбинам или дизелям. Такая техническая политика Морской Комиссии объяснялась преимуществами, которые кроются в их малых весах и габаритах, а так же значительно меньшем расходе топлива на лошадиную силу в час по сравнению с относительно простой, но менее эффективной паровой машиной.




Обращает на себя внимание также тенденция строить грузовые суда в основном среднего тоннажа (дедвейтом 10-11 тыс. тонн). Она, очевидно, диктовалась тем, что потеря среднего судна приносит меньший ущерб и вызывает меньшую утрату перевозимого груза, чем потеря крупного судна.

Характерной чертой транспортного судостроения США предвоенного периода является максимальное приспособление флота к эксплуатации его в условиях военного времени. Подавляющее большинство судов, построенных Морской Комиссии, спроектировано с учётом возможности быстрого оборудования на них артиллерийских установок, погребов боезапаса и т.п. Благодаря этому, их можно было без особого труда превратить во вспомогательные суда военно-морского флота.

 

Список литературы

1.     Бронников А.В. Морские транспортные суда: Основы проектирования. – Л.: Судостроение, 1984. - 352с.

2.     Килессо А.И. Вспомогательный флот империалистических государств. – Л.: Судпромгиз, 1955. – 504с.

3.     Лайнер С.В. Транспортные суда военного времени. Опыт постройки морских транспортных судов в США, Англии, Германии и Японии в период второй мировой войны. – Л.: ЦНИИМФ, 1947. – 268с.

4.     Лайнер С.В. Морские сухогрузные суда. – Л.: Судпромгиз, 1957. – 284с.

5.     Македон Ю.А. Иностранный торговый флот после второй мировой войны. – Информационные материалы по строительству, ремонту и эксплуатации судов, 1946.

6.     Ayre L. Amos. Merchant Shipbuilding during the war. – Paper of Eighty-seventh Session of the Institution of Naval Architects. – April 1946. – P. 1–28.

7.     Bourneuf Gus. Workhorse of the Fleet. – American Bureau of Shipping, 1990 – 102 p.