26 июня 2016г.
Основными типами сухогрузных судов в Долговременной программе Морской Комиссии США 1936 – 1940 годов были стандартные суда, известные как тип С1, С2, С3 и С4.
Наименьшие из этих судов, суда типа С1, строились на различных верфях и предназначались для трампового судоходства в мирное время. В дальнейшем этот тип судов получил развитие в виде подтипов С1-А, С1-В и С1-М (Табл.1). Внутри каждого подтипа имелись отличия в конструкции корпуса, типа главной машины и проч.
Таблица 1
Технические характеристики стандартных судов
Тип Параметры судна
|
С1-А
|
С1-В
|
С1-М
|
С2
|
С3
|
С4
|
Длина наибольшая, м.
(базового судна)
|
126, 65
|
127,33
|
103.17
|
139,9
|
149.6
|
159,40
|
Ширина, м.
|
18.30
|
18.30
|
15.24
|
19.2
|
21.2
|
21,70
|
Высота борта, м.
|
11.4
|
11.4
|
8.8
|
12.5
|
12.9
|
|
Осадка, м.
|
7.2
|
8.4
|
5.5
|
7.8
|
8.4
|
8.84
|
Дедвейт, т., с паровой
турбиной.
|
6.240
|
7.815
|
--
|
9.365
|
12.12
|
|
Дедвейт, т., с ДВС.
|
6.440
|
8.015
|
5.032
|
--
|
--
|
|
Мощность главного двигателя, л.с.
|
4.000
|
4.000
|
1.750
|
6.000
|
8.500
|
9.900
|
Скорость, узлы
|
14.5
|
14.5
|
11
|
15.5
|
16.5
|
17
|
Количество построенных судов
|
68
|
101
|
266
|
173
|
465
|
75
|
Тип С1-А (Рисунок 1) – трёхпалубное шелтердечное судно, имело 5 трюмов общей кубатурой около 13 000 м³, лёгкую верхнюю палубу и открытые порты ко второй (главной) палубе. В качестве главного двигателя на 19 из них устанавливалась паровая турбина мощностью 4000 л.с., а на остальных - дизель такой же мощности. Первые кили этой серии были заложены в 1939 году.
Суда типа С1-В (Рисунок 2) – трёхпалубные полнонаборные. Всего на шести американских верфях было построено 101 судно типа С1-В. На десяти
из
них в качестве главного двигателя использовалась паровая турбина мощностью 4000 л.с., а на остальных – дизель той же мощности.
В течение Второй мировой войны специально для Великобритании было построено 26 судов типа С1-S-AY1, которые несколько отличались от С1-В. Британцы использовали эти суда в качестве воинских транспортов.
Суда типа С1-М (Рисунок 3) значительно отличались от остальных судов типа С1. Они были короче, уже,
с кормовым расположением надстройки. Самым многочисленным был подтип С1-М-AV1. Приблизительно 266 судов этого подтипа было построено на 10 различных верфях. Кроме того, было построено четыре двухвинтовых лесовоза, один дизель электроход и пять судов с винтом регулируемого шага.
Суда типа С2 (Рисунок 4) были спроектированы под руководством Морской Комиссии в 1937-38 годах. Первоначально это было судно шельтердечного типа для перевозки генерального груза..
В конструкцию корпуса судов типа С2 был внесён ряд упрощений, облегчающих их постройку и уменьшающих массу корпуса. Так, например, палубы были выполнены без погиби; настил второго дна – горизонтальный и доведён до борта. Шпангоуты перепущены в двойное дно, тем самым устранена скуловая кница, благодаря чему увеличена полезная кубатура трюма, уменьшена масса и облегчена сборка. Грузовые трюма обслуживались 5-тонными стрелами. Стрела грузоподъёмностью 30 тонн, нормально лежащая на палубе, могла быть установлена на обеих полумачтах, расположенных в нос от трюма №3. Всего было построено 173 судна этого типа, 17-ти различных подтипов, включая рефрижераторные суда.
Суда С3 (Рисунок 5) первоначально проектировались и строились как суда шелтердечного типа. В носовых трюмах предусматривалось три палубы, в кормовых
- две. Нижние помещения в трюме №2 разделены продольной и поперечной
переборками на
диптанки, в которых можно было перевозить как сухой груз, так и нефтепродукты. В необходимых случаях они могли служить для балластировки судно. Суда типа С3 строились как в грузовом, так и в грузопассажирском вариантах. Корпус в значительной степени сварной: клёпкой выполнены соединения шпангоутов с бортовой обшивкой и пазы наружной обшивки. Этот тип судна был признан наиболее удачным в связи с его универсальностью. Всего между 1939 и 1947 годами было построено 465 судов этого типа.
Суда типа С4 (Рисунок 6) были наибольшими из стандартных судов, построенных под руководством Морской Комиссии. Проектирование началось в начале 1941 года для обслуживания Американо-Гавайской линии, и уже в конце 1941 года три судостроительных завода приступили к их постройке. Всего было построено 75 судов, в том числе 45 воинских транспорта (С4-S-A1, C4-S-A3), 14 госпитальных судов (C4-S-B2), 15 сухогрузных судов (С4-S-A4, C4-S-B5) и одно специализированное судно для перевозки танков (C4-S-B1).
Анализируя основные черты Долговременной программы судостроения, принятой в условиях мирного времени,
можно отметить, что при заказах судов частными пароходными компаниями учитывались прежде всего экономические факторы, предпочтение отдавалось сложным в изготовлении паровым турбинам или дизелям. Такая техническая политика Морской Комиссии объяснялась преимуществами, которые кроются в их малых весах и габаритах, а так же значительно меньшем расходе топлива на лошадиную силу в час
по
сравнению с относительно простой, но менее эффективной паровой машиной.
Обращает на себя внимание также тенденция строить грузовые суда в основном среднего тоннажа (дедвейтом 10-11 тыс. тонн). Она, очевидно, диктовалась тем, что потеря среднего судна приносит меньший ущерб и вызывает
меньшую утрату перевозимого груза, чем потеря крупного судна.
Характерной чертой транспортного судостроения США предвоенного периода является максимальное приспособление флота к эксплуатации его в условиях военного времени. Подавляющее большинство судов, построенных Морской Комиссии, спроектировано с учётом
возможности быстрого оборудования на них артиллерийских установок, погребов боезапаса и т.п. Благодаря этому, их можно было без особого труда превратить во вспомогательные суда военно-морского флота.
Список литературы
1.
Бронников А.В. Морские транспортные суда: Основы проектирования. – Л.: Судостроение, 1984. - 352с.
2.
Килессо А.И. Вспомогательный флот империалистических государств. – Л.: Судпромгиз, 1955. – 504с.
3. Лайнер С.В.
Транспортные
суда
военного времени. Опыт
постройки морских
транспортных судов в США, Англии, Германии и Японии в период второй мировой войны. – Л.: ЦНИИМФ, 1947. – 268с.
4.
Лайнер С.В. Морские сухогрузные суда. – Л.: Судпромгиз, 1957. – 284с.
5. Македон Ю.А. Иностранный торговый флот после второй мировой войны. – Информационные материалы по строительству, ремонту и эксплуатации судов, 1946.
6.
Ayre L. Amos. Merchant Shipbuilding
during the war. – Paper of Eighty-seventh Session of the Institution of Naval Architects. – April 1946. – P. 1–28.
7.
Bourneuf Gus. Workhorse of the Fleet.
– American Bureau of Shipping, 1990 – 102 p.