Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА КАК МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
29 июня 2017г.

Для повышения эффективности машинно-тракторного агрегата (МТА) необходимо на стадии проектирования, при выбранном типе трансмиссии, обеспечить запас мощности привода (двигателя), позволяющий без переключения на ближайшую передачу, преодолевать временные перегрузки путем увеличения подачи топлива в цилиндры двигателя. При этом запас мощности двигателя должен учитывать не только временно возросшую регулярную составляющую нагрузки, но и потери на динамику. В этом плане рассмотрим МТА, как объект, входными воздействиями которого являются изменяющаяся во времени t нагрузка Fн(t) на ведущих колесах (звездочках для гусеничного трактора) и установка органа h(t) (педаль "газа"), определяющего величину цикловой подачи топлива. Выходными показателями являются колебания скорости движения u(t) и касательной силы тяги Fк(t) (рис. 1).


Принятое разделение входных и выходных показателей условные, поскольку ведущие звездочки являются входом для сил сопротивления движению и выходом для касательной вилы тяги и скорости движения МТА.
Совокупность сил сопротивления Fн(t), создающих сопротивление движению МТА и установку органа h(t), изменяющихся во времени t, обозначим вектором входных воздействий Х(t)


Скорость движения u(t) и касательную силу тяги Fк(t) обозначим вектором У(t), характеризующим изменения нагрузочного и скоростного режимов во времени


Для оценки эффективности МТА необходимо установить взаимосвязь между входным вектором Х(t) и выходным У(t). В общем случае это решение можно представить в виде оператора W, переводящего входной вектор в выходной

У(t) = W · Х(t).                                                       (3)


Определение вида оператора является целью выявления частотных характеристик, отражающих нагрузочный и скоростной режимы, энергозатраты, производительность МТА при стационарных и динамических режимах функционирования.

Установлено [1, 2], двигатели сельскохозяйственных МТА от 33% до 52% времени работают с коэффициентом загрузки менее 0,6. По данным НАТИ [3] в процессе выполнения комплекса сельскохозяйственных работ средняя загрузка двигателя трактора ДТ-75 колеблется от 0,8 до 0,97, трактора К-700 – от 0,7 до 0,95.

Очевидно [1, 4], работа двигателя МТА происходит на регуляторной ветви скоростной характеристики. В этой связи двигатель можно принимать как линейный объект управления [ 5, 6, 7], что существенно упрощает решение поставленной задачи. Выходные показатели можно определить совместным решением экспериментально или теоретически установленных зависимостей u=f1(Fн(t)) при ho=const или u=f2(h(t)) при Fнo=const с известными аналитическими выражениями выходных показателей.

Для касательной силы тяги:

-   по возмущающему воздействию (при ho=const) совместным решением

-   по управляющему воздействию (при Fнo=const) совместным решением

где Fно – регулярная составляющая нагрузки;

fтк – коэффициент трения качения;

Fв(t) – колебания подрессоренной массы МТА в продольно-вертикальной плоскости.

Совместное решение теоретически или экспериментально установленных зависимостей (4), (5) позволит определить оператор W, линейно  преобразующий входной вектор Х(t) в выходной У(t). Для вектора У(t), характеризующего нагрузочный и скоростной режимы МТА, в качестве его математической модели может быть линейное дифференциальное уравнение п-го порядка [8]


где и(t – τ) – матрица (ядро интеграла).

При известных входном векторе Х(t) и ядре интеграла и(t – τ) вычисление вектора У(t) имеет решение задачи определения показателей МТА при стационарных и динамических режимах нагружения.

В развернутом виде вектор У(t), характеризующий нагрузочный и скоростной режимы МТА


где и11(t–τ) – переходная функция скорости движения МТА по возмущающему воздействию; и12(t–τ) – переходная функция скорости движения МТА по управляющему воздействию; и21(t–τ) – переходная функция касательной силы тяги по возмущающему воздействию; u22(t–τ) – переходная функция касательной силы тяги по управляющему воздействию;

При изучении стационарных процессов сложное движение можно разде-лить на переносное и относительное – относительно регулярного (среднего) движения.      Для чего     введем в рассмотрение

центрированные векторы X (t) и У (t) , определив их как отклонения от средних значений Хо и Уо:



где Fн (t), h(t)–     центрированные значения нагрузки и установки органа, задающего величину цикловой подачи топлива;

Fнo, ho – средние (регулярные) значения нагрузки и установки органа, задающего величину цикловой подачи топлива;

u(t), Fк (t) – центрированные значения скорости движения и касательной силы тяги МТА;

uo, Fко – средние (регулярные) значения скорости движения и касательной силы тяги МТА. Соответственно (5) запишется так


Для решения (10) перейдем от временной формы записи к операторной




Очевидно (14), на колебания скорости движения МТА и касательной силы тяги при динамических режимах существенное влияние оказывают величина и характер внешних возмущающих и управляющих воздействий. Управляющее воздействие определяется квалификацией оператора и внешними факторами. Выражением (14) установлены основные соотношения между входными воздействиями и выходными показателями МТА, определяющими затраты мощности двигателя на динамические нагрузки.

Для определения затрат мощности на динамические нагрузки в выражение необходимой касательной силы тяги Fкп МТА в пахотном режиме [ 9, 10]



где R – радиус качения ведущих колес (звездочки);

nо – регулярная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин–1;

m – суммарная масса трактора и плуга, m = mт+ mпл; mт – масса трактора;

mпл – масса плуга;

α – угол подъема участка пути;

fтк , fтс – коэффициенты трения качения движителя и трения скольжения плуга о дно и стенку борозды, соответственно;

кп – удельное сопротивление почвы;

a, b – глубина обработки почвы и ширина захвата плуга; ξ – коэффициент динамичности;

ds – часть площади поперечного сечения пласта, которая зависит от свойств древесной породы распространять корни в пахотном го-

ризонте, ds=0,01…0,05;

qк – удельное усилие для разрыва корней, находящихся в почве,

qк=2×106…3×106 Н/м2;

g – ускорение свободного падения, g=9,81 м/с2.

добавим динамические составляющие, создаваемые инерционными силами и колебаниями подрессоренной массы МТА в продольно-вертикальной плоскости


hм – механический КПД, hм = hтрhдж;

hтр , hдж – КПД трансмиссии и движителя, соответственно Расчетная схема трактора приведена на рис.1, где обозначены:

mпп – масса подрессоренной части трактора в пахотном режиме;

Iт – осевой момент инерции трактора;

l – межосевое расстояние, l = l1 + l2;

lк – расстояние между осями кареток, lк = lк1 + lк2;

hс – высота плоскости центра тяжести трактора над осями кареток;

hзв – высота плоскости центра тяжести трактора над осями звездочек;

hкр – высота плоскости центра тяжести трактора над осью шарнира крюка;

сi , bi – параметры жесткости и диссипации подвеса кареток, соответственно;

z, j, zкi – координаты остова трактора и центров кареток.


Выразим скорость uо движения МТА через регулярную частоту вращения коленчатого вала двигателя nо


Продифференцируем выражения (16), (17) и (18):

-   скорости движения МТА


-   касательной силы тяги



Из (25)-(33) следует, при динамических режимах нагружения показатели МТА существенно зависят от передаточных функций частоты вращения коленчатого вала двигателя и колебаний подрессоренной массы МТА в продольно-вертикальной плоскости. Передаточные функции частоты вращения испытуемого двигателя СМД-20.Т4 определялись экспериментальным путем на специальном тормозном стенде [11] по методике [12], максимально приближающей работу двигателя к реальным условиям. Передаточная функция колебаний подрессоренной массы МТА определялась теоретически

 

Список литературы

 

1.     Антипин В. П., Свиткин В. В., Сущевский М. Я., Табаков Е. П. Способ испытания двигателя. А.с. №364859; опубл. 29.09.72. – Бюл. №5, 1973.

2.      Антипин В. П., Сущевский М. Я., Табаков Е. П. Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии. А.с. №353169; опубл. 29.09.72. – Бюл. №29, 1972.

3.    Болтинский В. Н. Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке.– М.: ОГИЗ- Сельхозгиз, 1949.– 214 с.

4. Горячкин В. П. Собрание сочинений. 2-е изд., т. 1. – М.: Колос, 1968. – 720 с.

5.    Гуцелюк Н. А., Спиридонов С. В. Технология и система машин в лесном и садово-парковом хозяйствах. Учебное пособие.– СПб.: ПРОФИКС, 2008.– 696 с.

6. Деруссо П., Рой Р., Клоуз Ч. Пространство состояний в теории управления.– М.: Наука, 1970.– 620с.

7.    Дорменев С. И., Сафронов В. С., Балдин С. И., Кузнецов С. А. Об основных параметрах моторно-трансмиссионной установки сельскохозяйственного гусеничного трактора тягового класса 5 с двигателем постоянной мощности. // Вопросы применения на тракторах двигателей постоянной мощности. Труды НАТИ.– М., 1982.– С. 22-28.

8.   Кац А. А. Автоматическое регулирование скорости двигателя внутреннего сгорания.– Л.: Машгиз,1956.– 303 с.

9. Кипшакбаев И. К. Исследование влияния приведенного момента инерции МТА и степени нечувствительности регулятора на показатели работы дизеля Д-35 при неустановившемся характере нагрузки: автореф. дис. канд. техн. наук.– М., 1953.– 16 с.

10. Крутов В. И. Двигатель внутреннего сгорания как регулируемый объект.– М.: Машиностроение,1978.– 472 с.

11  Крутов В. И., Данилов Ф. М. О динамике системы автоматического регулирования дизеля с турбонаддувом. // Труды НАМИ, вып. 94.– М., 1967.– С. 87-93.

12. Настенко Н. И., Борошок Л. А., Грунауэр А. А. Регуляторы тракторных и комбайновых двигателей.– М.: Машиностроение, 1965.– 251 с.