29 июня 2017г.
Использование вторичных материальных ресурсов в Российской Федерации осуществляется практически во всех отраслях промышленности. Однако масштабы и уровень использования характеризуется значительной неравномерностью и зависят от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, возникающей в связи с обращением с ними как с загрязнителями окружающей среды и от складывающихся экономических условий, определяющих рентабельность каждого конкретного вида производства, использующего отходы [1].
В России средний уровень использования вторичного сырья можно оценить на уровне 30 % (лом черных металлов – 82,9 %, шины изношенные – 10 %, полимерные отходы – 11,4 %), что в 2-2,5 раза ниже, чем в более развитых странах [2]. В результате имеют место значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, содержащихся в отходах, и одновременно продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде.
Отсутствие достаточных стимулов для организации сбора и переработки вторичных материальных ресурсов определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья. В особой мере это относится к отходам потребления в виде потерявшей потребительские свойства конечной продукции - автомобилей и сельскохозяйственных машин, а также их агрегатов и узлов, содержащих такие хорошо рециркулируемые материалы, как черные и цветные металлы, термопласты, резину, стекло, эксплуатационные жидкости.
Организация сбора и переработки вторичных ресурсов транспортного комплекса включает следующие мероприятия [3]:
▪ выявление и учет транспортных и технологических средств, непригодных к эксплуатации;
▪ создание сети пунктов сбора отработавших свинцово-кислотных аккумуляторов, использованных технологических жидкостей, изношенных автопокрышек и производств по их переработке;
▪ создание производства по утилизации охлаждающих жидкостей (тосол, антифриз), поступающих с площадок и транспортных предприятий;
▪ создание на территории предприятий и в многоэтажных гаражах-стоянках экологических блоков сбора отработавших узлов и материалов автомобилей;
▪ создание комплекса производств по утилизации отходов транспортного комплекса;
▪ проектирование и строительство установок по переработке твердого осадка моек автомобильной и сельскохозяйственной техники;
▪ создание центральной единой диспетчерской и информационной электронной базы данных обо всех транспортно-технологических средствах и их состоянии;
▪ реализация запчастей и продуктов переработки транспортно-технологических средств;
▪ захоронение отходов перерабатывающих предприятий.
Перспективы развития технологических процессов утилизации.
В мире эксплуатируется более 600 млн. автомобилей, 6...8 % из них ежегодно выходят из эксплуатации и снимаются с регистрации, большая часть из которых в настоящее время поступает на утилизацию. Средние значения возраста и пробега для отслуживших автомобилей, поступающих на утилизацию, различаются для разных стран и оказываются связанными с такими экономическими показателями благосостояния населения страны, как средний валовой доход на душу населения и среднее количество легковых автомобилей на тысячу жителей.
Ежегодно свалки всего мира пополняются примерно 10 млн. тоннами отходов от отслуживших автомобилей. Почти столько же отходов образуется в результате ремонта и технического обслуживания автомобилей. Наибольшие трудности для утилизации представляют неметаллические автомобильные компоненты. Это изделия из пластмассы, резины, стекла, обивочные, шумоизоляционные, клеевые материалы.
Вышедший из эксплуатации автомобиль (ВЭА) в конце срока службы имеет ту же массу и почти тот же состав компонентов и материалов, как и новый. Даже приближённая оценка стоимости входящих в автомобиль основных материалов показывает, что их суммарная цена превышает 1000 долларов США [4]. Однако реально получить хотя бы такой доход с каждого старого автомобиля оказывается маловероятным. К сожалению, общие затраты на авторециклинг (систему сбора, демонтажа, сортировки, вторичной переработки и утилизации отслуживших автомобилей) часто превышают всю совокупность получаемых доходов от продажи пригодных запчастей, вторичной переработки металлов, стекла, полимеров и др. и делают такой рециклинг практически невыгодным.
За последний период в России произошли некоторые изменения, которые могут привести к положительным сдвигам в области развития авторециклинга. Действует и постоянно дорабатывается Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому даны определения, установлены основные принципы обращения с отходами, приводятся требования к производствам, распределены полномочия и определена отчетность. Имеется тенденция по отнесению комплекса работ с вышедшей из эксплуатации техникой к сфере обращения с отходами производства и потребления.
Например, в Москве, как первой столкнувшейся с проблемой утилизации различной техники есть достаточно хорошая перспектива перейти к действительному процессу создания общегородской системы «Авторециклинг», которая до настоящего времени пребывала в зачаточном и усеченном виде. Достаточно определить перечень разрозненных в настоящее время предприятий, выполняющих работы, связанные с удалением с территории города брошенного автотранспорта и его утилизацией, то есть тех, кто составляет основу «Авторециклинга», прислушаться к их мнению и захотеть разработать реальную программу развития системы «Авторециклинг», а также предусмотреть возможность и необходимость финансирования данной программы за счет бюджета города.
Вывод.
1. Низкий уровень использования вторичного сырья в России, более чем в 2-2,5 раза по сравнению с развитыми странами непрерывно ухудшающие экологическую обстановку в стране.
2. Основным фактором недостаточного использования отходов являются отсутствие стимулов для технологической оснащенности предприятий перерабатывающих вторичное сырье.
3. Совершенствование организации сбора, сортировки, переработки вторсырья – обязательное условие для эффективного использования вторичных ресурсов и отходов.
4. Утилизация и переработка отслуживших свой срок автомобилей – важнейшая задача, направленная на улучшение экологии, расчистки территорий, увеличение сырьевой базы для промышленного производства, в том числе черных и цветных металлов, пластмассы, резины, технических жидкостей.
Список литературы
1 .Выбывшая из эксплуатации техника – источник вторичных ресурсов [текст] / Н.В. Алдошин [и др] // Техника и оборудование для села. – 2008. - №5. С.42-43
2 .Трофименко, Ю.В. Утилизация автомобилей: Научная монография /Ю.В. Трофименко, Ю.М. Воронцов, К.Ю. Трофименко. – М.: АКПРЕСС, 2011 г. – 336 с.
3 .Конкин, М.Ю. Концептуальные основы и научное обеспечение технологической утилизации с/х техники [текст]: диссертация доктора технических наук / Конкин Михаил Юрьевич. – М. – 2004 г. 4.Виллер С. Опыт США. Цель = 100% переработка автомобиля + прибыль // Авто-грин, №1, 2005.