Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕТА РЯДА ПАРАМЕТРОВ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

Уровень развития регионов тесно связан с размером и конфигурацией территорий. Чем больше территория, тем выше физико-географические факторы, влияющие на развитие регионов. Больше природных и технических ресурсов, более высокая численность населения, больше поселков городского типа, более высокая инфраструктура. Множество поселков и городов должны быть связаны автомобильными и железными дорогами, авиационными линиями.

Правда слишком большие территории могут иметь и значительные неиспользуемые территории, покрытые лесами, водными и болотистыми участками, пустынями, горами (Бразилия, Канада, Россия, Китай, Австралия, Саудовская Аравия и т.д.).

На экономический потенциал региона влияет и конфигурация территорий. Проще вести управление компактными территориями (Германия, Франция), сложнее вытянутыми (Чили, Россия, Норвегия). То же самое касается и городов. Компактное расположение имеют Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, а вот Волгоград вытянут вдоль Волги на 70 км., что ухудшает физико-географический потенциал города.

Конфигурация территорий

Для учета конфигурации территории регионов используется индекс Бойса [1,2].


где R – радиус региона, n – количество радиусов.

Для учета индекса Бойса, находят центр территории и проводят радиусы к характерным точкам. Чем больше радиусов, тем точнее полученное значение.

На Рисунке 1 показан пример определения индекса Бойса для г.Екатеринбурга



Результаты расчетов представлены в Табл.1.

Индекс Бойса составит JB = 0,1286 x 100 = 12,8

Индекс Бойса изменяется от нуля для круга и до двухсот для прямой линии [2]. Любая форма географического объекта может быть в пределах  (0 ≤ JБ ≤ 200). Так, Москва – 8, Казань – 28, Самара – 40, Волгоград – 120.

На Рисунке 2 представлена карта г.Уфы.


В рейтинге городов по качеству жизни Уфа находится на 18 месте. Город прижат к реке Белой и значительно вытянут вдоль реки. Индекс Бойса – 34.

В Табл.2 представлен список ряда городов России в порядке убывания по качеству жизни. Данные по рейтингу городов представлены Департаментом социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации за 2014 г. [3]. В столбце 4 (Индекс Бойса) приведены расчетные значения индекса Бойса для ряда городов РФ.



Таблица 2 

Рейтинг качества жизни крупных Российских городов (данные за 2014 г.)


Города

Число

жителей (тыс.)

 

Качество жизни

Индекс Бойса

Качество

покрытия дорог

1

Москва

12197

2

8

8

2

Казань

1205

3

28

6

3

Санкт-Петербург

5192

5

21

13

4

Челябинск

1834

6

15,8

3

5

Екатеринбург

1428

7

12

15

6

Ростов-на-Дону

1114

11

16,6

18

7

Пермь

1036

13

31,4

25

8

Уфа

1105

18

34

23

9

Воронеж

1023

21

31

26

10

Самара

1718

22

41

36

11

Ижевск

642

27

40

19

12

Ульяновск

619

35

37

34

13

Волгоград

1017

37

120

37

 

Под качеством жизни предполагают такие факторы, как экономический уровень, медицинское обеспечение, образование, строительство, дорожная сеть

Нас интересует, насколько связано качество жизни с конфигурацией территорий. Одним из наиболее важных показателей статистических взаимосвязей является коэффициент корреляции.


где n – число наблюдений, d x ,d y - среднеквадратические отклонения.

В результате расчета было получено значение коэффициента корреляции между качеством жизни и конфигурацией территорий  r = 0,752.

Интерес представляет и взаимосвязь качества покрытия дорог в зависимости от конфигурации территорий [2, 4]. Здесь коэффициент корреляции оказался равным r = 0,663. Такое значение показывает, что хотя связь не линейная, но тем не менее взаимосвязанная. Естественно, если регион территориально вытянут, то в городе появляются больше однонаправленных дорог. Такие дороги больше загружены, чаще возникают пробки и покрытие быстрее выходит из строя. Интересно, что взаимосвязь между качеством покрытия дорог и качеством жизни оказалась достаточно высокой r = 0,862.

Так как оба этих показателя (качество жизни и качество покрытия дорог) являются рейтинговыми, то более правильным было бы рассчитать тесноту связи между этими параметрами с использованием ранговой корреляции [8].

Воспользуемся ранговой корреляцией по Спирмену - rs .




где n – число наблюдений, x’, y’ рейтинги параметров, представленных в виде чисел натурального ряда. Так коэффициент ранговой корреляции между качеством жизни населения и качеством покрытия дорог оказался еще выше равным 0,89. Это показывает очень высокую тесноту связи.

Таким образом, физико-географические факторы оказывают значительное влияние на экономический потенциал города, то есть на качество жизни города.

Конфигурация территорий стран мира также влияет на качество жизни народов этих стран, но в первую очередь это качество зависит от уровня внутреннего национального дохода (ВНД) [7]. Так в Табл.5 приведены страны, указанные в порядке их рейтинга, с наиболее высоким уровнем валового внутреннего продукта (ВВП), рядом в соответствующих колонках приведены рейтинговые значения ВНД и качество жизни [5, 6].

 

Таблица 5

 Качество жизни людей в странах мира


Страна

ВВП

ВНД

Качество жизни

1

США

1

10

9

2

Китай

2

80

52

3

Япония

3

24

8

4

Германия

4

17

4

5

Великобритания

5

22

10

6

Франция

6

23

16

7

Бразилия

7

61

56

8

Италия

8

29

37

9

Индия

9

147

71

10

Россия

10

57

65

11

Канада

11

13

5

 

Коэффициент корреляции зависимости качества жизни от ВНД для указанных одиннадцати стран составил r = 0,85. Ранговый коэффициент корреляции совпал с параметрическим 0,85. Надо отметить, что в таких странах, как Швейцария, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Дания, качество жизни весьма близко к уровню ВНД. Например, возьмем Норвегию в рейтинге стран по ВВП она занимает 26 место, но зато по ВНД и качеству жизни имеет рейтинг два к двум (2-2), что говорит о высоком жизненном уровне. Возьмем страны, входящие по рейтингу ВВП в первую десятку передовых стран (Табл.5).

Китай (2-80-52), Бразилия (7-61-51), Индия (9-147-71), Россия (10-57-65).

Видим, что эти страны имеют низкий ВНД по сравнению с ВВП и соответственно более низкое качество жизни.

Заключение

Рассмотрено влияние конфигурации городов (регионов) на качество жизни населения. Показано, что такая взаимосвязь существует. Города с компактным расположением территорий имеют как правило более высокое качество жизни, чем города территориально вытянутые в длину. Последние характеризуются и как правило более низким качеством дорожного покрытия.

 

Список литературы

1.     ДеМерс, Майкл Н. Географические Информационные Системы. Основы / Пер.с англ. – М.: Дата+, 1999 – 490 с.

2.     Ризаев И.С. Геоинформационные системы: учебное пособие / Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2013. – 139 с.

3.     Рейтинг  качества жизни в крупных  городах России в  2014 г. Департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ. www.fa.ru/dep/press/about-us/Pages/Kachestvo-zhizni.aspx - 2014 г.

4.     Кирпичников А.П.,  Мифтахутдинов Д.И., Ризаев И.С. Решение задачи корреляционной привязки изображения и цифровой карты местности / Вестник Казанского технологического университета. 2015, Т.18№ 17, с. 186 – 190

5.     Индекс качества жизни пожилых людей / The Global AgeWath.Index http://www.helpage.org/global-agewatch/

6.     Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта / World Bank Development Data Group. 2015

7.     Валовый национальный продукт (ВНП, ВНД) стран мира      http://nonews.co/directory/lists/countries/gnp

8.     Гурман В.Е. Теория вероятностей и математической статистики: Учебное пособие для вузов / М.: Высшая школа. 2004 – 479 с.