Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ХАССП ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
26 июня 2016г.

В России системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях появились в связи с развитием деятельности по управлению качеством продукции. Наиболее широко распространены системы качества на базе стандартов ИСО серии 9000. Эти стандарты регламентируют основные элементы системы качества [2]:

1.     ответственность руководства (политика, цели, планирование, система управления качеством, анализ со стороны руководства);

2.     управление ресурсами (людскими, информационными, инфраструктурой);

3.     управления процессами (удовлетворенность потребителей, проектирование, закупки, производство);

4.     измерения, анализ, улучшение (проверки, управление процессами, постоянное улучшение).

В стандарте ИСО 9001 устанавливает применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований [2].

Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего [2]. На Рисунке 1 приведена модель «процессного подхода».




Стандарт ИСО 9001 устанавливает требования к системам менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям

потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента  качества,  включая процессы постоянного  ее улучшения,  и обеспечение  соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:

a) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству;

в) документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;

г) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые ей для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

Таким образом, механизм действия СМК на основе стандартов серии ИСО 2000 предусматривает регламентацию в документах деятельности по качеству. Это, наравне с положительным эффектов, может привести к формальному подходу при внедрении системы, что и было установлено исследованиями специалистов [1]. Поэтому при анализе результативности внедрения СМК на основе стандартов серии ИСО 2000 выявлено, что во многих случаях не удалось добиться их высокой эффективности.

При этом малая эффективность таких СМК характерна и для производства строительной продукции. Качество строительной продукции закладывается в основном на стадиях ее производства и контроля. Внедренные на предприятиях стройиндустрии системы менеджмента качества на основе стандартов серии ИСО 2000 представляют собой относительно большой комплект документов и инструкций, касающихся распределения ответственности между работниками предприятия и практически не затрагивающих основные технологические переделы производства изделий и конструкций.

Одной из альтернатив СМК на основе стандартов серии ИСО 9000 может быть система, базирующаяся на принципах ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные точки).

Система менеджмента ХАССП, применительно пищевой промышленности, основывается на следующих 7 принципах [3].

Принцип 1 – Проведение анализа опасных факторов. Принцип 2 – Определение критических контрольных точек. Принцип 3 – Определение критических значений.

Принцип 4 – Установление процедур мониторинга. Принцип 5 – Определение корректирующих действий. Принцип 6 – Определение процедур верификации.

Принцип 7 – Определение процедур документирования и ведения записей.

Не смотря на то, что данная система разработана для пищевой промышленности и во главу угла в ней поставлена безопасность пищевых продуктов, некоторые ее принципы и документы соответствуют и технологии производства строительной продукции. Так качество строительных изделий определяется параметрами в узловых точках (переделах) технологии и их критическими значениями. Эти переделы и их параметры указываются в карте технологического процесса производства строительного изделия.

Это соответствует следующим принципы системы ХАССП, которые могут быть использованы и для разработки системы качества на предприятиях строительной отрасли.

Принципу 2. Определение критических контрольных точек. Определение критических контрольных точек технологического процесса необходимо для применения мер контроля по предотвращению или снижению опасности брака до приемлемого уровня.

Принципу 3. Определение критических значений. Критические значения это максимальные или минимальные значения параметров, которые должны контролироваться в критических контрольных точках.

Принцип 4. Установление процедур мониторинга. Мониторинг это плановая последовательность действий по наблюдению или измерению установленных величин в критических контрольных точках системы ХАССП.

Что касается комплекта документации системы ХАССП, то он включает следующие документы:

-   итоговый отчет по анализу рисков, включающий обоснования и меры контроля по каждому выявленному опасному фактору;

-    план ХАССП с указанием контрольных критических точек, перечня потенциально опасных факторов, предельно допустимых параметров, процедур мониторинга, описания корректирующих воздействий, процедур контроля и записи результатов;

-   список участников ХАССП с распределением обязанностей между членами группы;

-   карту производственного процесса [1].

В целом, анализ документации показывает, что модель ХАССП по некоторым позициям пересекается с моделью ИСО 9001 (корректирующие действия и записи). Однако, представленный комплект документов включает меньшее количество бюрократических инструкций и большее количество, так называемых, технологических документов. Это является важным моментом и для производства строительной продукции.

Так же еще одним преимуществом системы ХААСП является ее относительная простота и, в результате этого, небольшие затраты на внедрение и сертификацию.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: система менеджмента качества на основе модели ХАССП

может быть использована как альтернатива СМК на основе стандартов серии ИСО 9000 на предприятиях по производству строительной продукции.

 

Список литературы

1.     Версан В.Г. 40 лет в профессии. Сборник статей. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2013. – с. 286- 296.

2.     ГОСТ ISO 9001- 2011     Системы менеджмента качества. Требования — Введ. 2013-01-01.— М.: Изд-во стандартов, 2013.— 27 с.

3.     Управление     производством.     Энциклопедия     производственного     менеджера.     URL:     http://www.up- pro.ru/encyclopedia/diagramma-isikavy.html.