26 июня 2020г.
Человек зависит от окружающей среды, именно архитектура провоцирует на диалог, оказывая сильное воздействие на идентификацию себя, как личности. Типовое строительство школ в СССР в XX веке укоренило в сознании человека парадигму «серой» и скучной типовой застройки шаблонного проектирования. Такой подход привел к отчуждению человека от городской среды, к конфликту личного пространства и общественного.
Сегодня создание благоприятных условий для школьников имеет социальную значимость, так как дети, чья психика, навыки и грамотный подход к жизни, формирующийся именно в раннем возрасте, проводят треть своего времени в учебном заведении. Здоровая обстановка между учеником и учителем во многом зависит от современных тенденций в проектировании и строительстве школ, формировании многофункциональных общественных пространств: рекреационных, образовательных и развлекательных.
Проблеме создания и грамотного проектирования комфортной школьной среды, как многофункционального пространства сегодня уделяется особое внимание во всем мире. В Российской федерации утверждена и реализуется программа «Содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» [1], которая предусматривает проектирование и строительство новых современных школ. Конечной целью при проектировании является создание гармоничной и комфортной образовательной среды для школьников, преподавателей и работников с учетом всех строительных норм.
Для повышения качества образования в Российской Федерации в ближайшее время должны появиться: пилотные инновационные школы, работающие с пространствами и средой на современном международном уровне и готовые в перспективе стать стажировочными площадками для педагогов, дизайнеров, архитекторов, проектировщиков, руководителей образовательных организаций [2]. Модернизация учебной среды, появление открытых многофункциональных пространств и увеличение доступности современных образовательных условий для всех учеников способствуют повышению качества образования и максимальной интеграции ученика в процесс.
Школа индустриальной эпохи предполагала соответствующее содержание образования — унифицированные программы и фронтальный метод обучения [3]. Проводя сравнительный анализ типовых проектов школ XX в. и современных уникальных объектов строительства, важно понимать, что школа сегодня не просто «завод по производству человеческого материала» – это место, где царит творческий подход к обучению и спокойная дружелюбная атмосфера. В спальных районах школа является центром образования и культуры, местом для обучения и все больше — для коммуникации, получения культурного опыта, а значит многофункциональные общественные пространства, трансформируемые под нужды учащихся, способствуют психологическому комфорту детей и взрослых. Типовые серые громадины п- образных зданий постепенно уходят на второй план, на их место приходят помещения, наполненные светом и воздухом, соответствующие современным тенденциям строительства.
Анализируя успешные практики проектирования и редизайна образовательной среды, следует вывод: технико-экономический подход при формировании школьных общественных пространств играет существенную роль, так как с градостроительной точки зрения школа формирует центр жилого кластера района, а с экономической – дает новые рабочие места, закладывая основы будущей профессии, а также является проводником в познании мира.
Школа должна гармонично вписываться в окружение, к этому в бюро относятся с особой тщательностью. Перед началом проектирования проводят исследование расположенной рядом застройки, анализируя колористику, формы существующих зданий и ландшафт территории. Для архитектора важно грамотно организовать школьную среду, являющуюся отправной точкой не только в оптимальной включенности ученика в образовательный процесс, но и способствующую успешному освоению технологий, методик, способов и тенденций, направленных в будущее.
Основываясь на технико-экономических особенностях и объемно-планировочных решениях, современный функциональный состав здания включает все необходимые элементы для комфортной и успешной учебной деятельности – просторные светлые классы с естественным освещением, проникающим через стеклянный потолок атриума, интерьеры, расцвеченные яркими красками, трансформируемые рекреационные пространства. Всё это создает возможности для творчества и самореализации учеников.
Представители UNK project считают, что «тенденция к индивидуализации и вариативности образования должна воплотиться в архитектуре, предоставляющей ученикам и учителям максимальный выбор, как пространственных связей, так и функциональной нагрузки» [4]. Нормативная документация должна соответствовать современной быстро меняющейся фармации. Сегодня важно, прежде чем приступить к проектированию школы и последующей реализации проекта, обосновать рентабельность данного предприятия.
Для реализации будущего проекта специалистами разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), необходимое на начальных этапах инициализации проекта. ТЭО – документ, в котором специалистами анализируется экономическая выгода, рассчитываются экономические показатели и риски проекта. Главной задачей при составлении ТЭО является оценка затрат на инвестиционный проект и его результатов, а также анализ срока окупаемости проекта [5].
В современном мире, анализируя проекты школ на наличие или отсутствие технико–экономического обоснования, эксперты сходятся во мнении, что ТЭО не просто необходимо, но и имеет положительное значение при строительстве, так как учитываются все возможные риски, анализируются затраты и оптимизируются процессы будущего строительства. Именно этап формирования и рассмотрения ТЭО позволяет заказчику решить для себя, будет он дальше инвестировать в проект или нет.
В ТЭО проекта школы должны быть включены следующие аспекты, учитывающие как внешнюю, так и внутреннюю составляющие образовательной среды школы:
• внешнее окружение школы;
• внутренняя среда школы;
• материальные, трудовые, финансовые и прочие виды ресурсов школы, необходимые для реализации проекта;
• организационный план реализации проекта по созданию школы;
• прогноз финансовых показателей проекта;
• риски проекта и способы минимизации их негативных последствий;
• экономическая эффективность проекта.
ТЭО проекта школы решает ряд важнейших вопросов, таких как:
• рентабельность предприятия;
• планирование деятельности школы на долгосрочную перспективу;
• координация деятельности работников школы;
• оценка финансовых возможностей и будущих рисков для потенциальных инвесторов и кредиторов.
Технико-экономические особенности и объемно-планировочные показатели играют важную роль в проектировании современных школ. Основываясь на нормативных документах, архитектор формирует комфортную школьную среду, как многофункциональное общественное пространство, учитывая планировочные и функциональные аспекты. Нормы и правила проектирования школ приведены в СНиПах и СП:
• СНиП II-Л.4-62 Строительные нормы и правила. Часть II. Раздел Л. Глава 4. Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования
• СНиП II-65-73 Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Общеобразовательные школы и школы-интернаты.
• СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009
• СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
• СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения.
Современная школа - многообразие форм, а гибкая образовательная траектория, интересный подход к решению рекреационных зон, экологичность, введение современных технологий - это элементы комфортной образовательной среды. Сегодня при проектировании современных школ архитекторами сделан упор на организацию многофункциональных общественных пространств, способных трансформироваться и быть универсальными. В школе будущего нет места безликим плохо освещенным коридорам, кабинеты плавно переходят в рекреации разнообразной формы.
Обеспечение открытости и просторности школьной среды – основная задача при проектировании современных школ, и многофункциональные общественные пространства успешно справляются с поставленной задачей. Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время. Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь[6].
Среди самых ярких тенденций сегодня выделяют: открытые общественные пространства, позволяющие выйти за рамки темных школьных коридоров и тесных классов; мобильность, благодаря которой все вещи вокруг (и даже перегородки) трансформируются. В проектах современных школ задумываются о детях с ограниченными возможностями, проектируют пандусы, поручни, обустраивают с/у, организовывают рабочее место. Школа становится местом равных возможностей для всех.
Учебные заведения проектируют с различными уклонами, что способствует более эффективному подходу к образовательному процессу и может более продуктивно развить те или иные навыки и способности, а также позволить ребенку с удовольствием посещать занятия. Это все отражается и в архитектуре. Уже на стадии проекта закладываются современные технологические решения, отвечающие высоким европейским стандартам: качественные материалы и технологии, системы управления температурой, датчики CO2, рекуператоры и энергоэффективные стеклопакеты.
Планировочные решения отвечают стандартам цифрового мира, так библиотека совмещена с медиазоной, зоной читательских мест и учительской; рекреация используется как досуговое пространство; столовая разбивается на две зоны – место приготовления пищи и обеденный зал, выступающий в качестве общественного пространства; актовый зал трансформируется, кресла складываются, открывая пространство для танцпола.
Из учебных классов стремительно уходят шкафы, ведь сегодня нет необходимости хранить большое количество бумажных учебных пособий – к нам приходит электронная школа. Доска только с магнитно – маркерной поверхностью.
Креативность – вот главная отличительная черта современной школы. Модным и обоснованным решением эпохи цифровых технологий стало использование вместо стульев пуфов, вместо неброских цветов — яркие и бросающиеся в глаза краски.
Сами школьные здания, сочетающие сочные по цвету фасады, порой кажутся сошедшими с картин художников – авангардистов, фасады трансформируются, превращаются в целые картины. Дизайн стен – яркий, выразительный, познавательный. Зачастую проектным решением является «внедрение» на фасад качественного современного искусства. Во-первых, авангардная живопись легко туда «ложится». А во- вторых, дети воспитываются на хороших культурных образцах. В оформлении фасада в основном применяют различные комбинации и сочетания плиток разных цветов.
Анализируя современные тенденции развития школ, стоит сказать о том, что не все так идеально. Да, современная школа меняется ярко и стремительно, но вместе с тем, уходя от типичной советской школы, мы видим другую крайность. Слишком яркие и цветные фасады, открытые пространства и мобильная среда заставляют ребенка постоянно думать о том, как использовать и приспособить эту среду под себя, вместо того, чтобы направить энергию на максимальную включенность в учебный процесс. Во всем должны быть вкус и мера, ведь чрезвычайно креативные пространства предъявляют особые требования к адаптивности ребенка.
«Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного», - считает научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марина Битянова.
Сегодня, по мнению психологов, в современной школьной архитектуре назревает необходимость осознанного анализа того, как совместить новые проектные веяния и тонкую детскую психологию [7]. Важно найти желанный баланс между открытостью и психологической защищенностью. Школа должна вернуть себе прежнюю функцию — быть социальным и культурным центром микрорайона, квартала, стать ярким красивым пятном на фоне серой однотипной застройки.
Все эти достоинства и недостатки дают новый вектор в проектировании образовательных учреждений. Равные возможности для самореализации, получение качественного образования, занятия спортом, творчество, должно способствовать гармоничному развитию личности и здоровому образу жизни. Создание нового облика учебного заведения, поиск планировочных решений, отвечающих современным тенденциям образовательного процесса – все это имеет огромное значение для воспитания, повышения качества образования и подготовки молодежи к самостоятельной жизни, к овладению навыками профессии еще со школьного возраста.
Список литературы
1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года // docs.cntd.ru [электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420267333 (15.05.2020)
2. Формирование современной образовательной среды // rosuchebnik.ru [электронный ресурс]. -Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293747/4293747628.pdf (20.05.2020)
3. Чему учит школьное здание? // newtonew.com [электронный ресурс]. – Режим доступа:https://newtonew.com/school/chemu-uchit-shkolnoe-zdanie (20.05.2020)
4. Smart School / CEBRA & UNK project // arhiteach.com [электронный ресурс] / Мария Соловьева. – Режим доступа: https://arhiteach.com/blog/tag/shkola/ 21.05.2020)
5. Технико – экономическое обоснование (ТЭО) // studfiles.net [электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2969727/ (21.05.2020)
6. Какой должна быть современная школа? // newtonew.com [электронный ресурс] / Марина Битянова – Режим доступа: https://newtonew.com/school/kakoy-dolzhna-byt-sovremennaya-shkola (20.05.2020)
7. Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу // globalsuntech.com [электронный ресурс] / Елена Мацейко. – Режим доступа: http://globalsuntech.com/s/21350- shkolnoe-stroitelstvo-chto-arhitektory-milo-to-mynicipalam-ne-pod-sily (21.05.2020)