Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
30 июня 2017г.

Рациональное использование земель, их охрана занимает важную нишу в грамотном управлении земельным фондом. Муниципальный земельный контроль (МЗК) является элементом обеспечения законности и правопорядка в данной сфере, соблюдения земельных прав, нарушение которых нередко допускается на практике.

Приморский край представлен 34 муниципальными образованиями. В ходе исследования проведен сравнительный анализ осуществления муниципального контроля на территории трех городских округов и двух муниципальных районов за период 2013 – 2015 г.г.

В период с 2013 года по 2015 год количество проверок на рассматриваемой территории Приморского края сократилось на 19 % (с 882 до 717 проверок). Основную часть проверок составляют плановые проверки, поэтому сокращение проверок в рассматриваемый период говорит о меньшем количестве рассматриваемых по плану объектов.

Значительно сократилось количество выявленных правонарушений земельного законодательства на 36 % (с 432 до 275 правонарушений). Возможно, это связано с увеличением штрафных санкций на законодательном уровне в 2015 году [2].

Во Владивостокском городском округе, в период с 2013 года по 2015 год, количество выявленных нарушений земельного законодательства несет практически неизменный характер. В Находкинском городском округе в 2014 году, выявлено резкое снижение количества выявленных правонарушений (с 156 до 99 правонарушений), но в 2015 году показатель приблизился к результату 2013 года, это может быть связано с приростом населения в связи со строящимися крупными объектами.

В Уссурийском городском округе, Хасанском и Шкотовском муниципальных районах ситуация обратная. В трех вышеуказанных муниципальных образованиях установлено сильное снижение в рассматриваемый период выявленных правонарушений. Например, в Хасанском муниципальном районе на 2013 год выявлено 58 нарушений, в 2015 году количество выявленных правонарушения снизились до 7.

Наибольшее количество лиц, привлеченных к административной ответственности в период с 2013 по 2015 гг. выявлено во Владивостокском и в Уссурийском городских округах (около 100 человек в каждом).

Следовательно, с малым количеством выявленных правонарушений в Хасанском и Шкотовском муниципальных районах, к административной ответственности привлечено меньшее количество граждан в сравнении с Владивостокским и Уссурийским городскими округами. Тогда как, несмотря, на большое количество выявленных нарушений в Находкинском городском округе к административной ответственности привлечено малое количество граждан (например, в 2015 году выявлено – 119 нарушений, привлечено – 61 человек).

Выявленные виды земельных правонарушений Приморского края зависят от местоположения муниципального образования, топографических характеристик, категорий земель и т.д.

Так, в сравнении с другими рассматриваемыми муниципальными образованиями, в Хасанском муниципальном районе, в границах которого находятся большие площади особо охраняемых природных территорий, выявлены такие земельные правонарушения, как: уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков; неиспользование земельных участков.

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земель не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием установлены во всех рассматриваемых муниципальных образованиях. Тогда как иные нарушения земельного законодательства только во Владивостокском и Находкинском городских округах.

Систематическое несоблюдение земельного законодательства в некоторых рассматриваемых муниципальных образованиях может говорить о некорректном формировании нормативно-правовой базы. Порядок проведения муниципального земельного контроля в каждом муниципальном образовании свой, хоть и имеет схожие элементы, закрепленные в законодательстве Российской Федерации [1].

Федеральным законом установлена передача основных требований по выполнению муниципального земельного контроля органам местного самоуправления. Поэтому регулирование процедурных вопросов по осуществлению муниципального земельного контроля является задачей органов местного самоуправления путём принятия соответствующих муниципальных правовых актов. Нельзя назвать нормативно-правовую базу вышеуказанных муниципальных образований совершенной.

Например, в Уссурийском городском округе [4] четко не указаны возможности должностных лиц при осуществлении проверки муниципального контроля, а именно, что должностное лицо может беспрепятственно осуществлять проверку на земельном участке. Зато свод обязательных документов велик, туда входит, в частности, копии документа о согласовании проведения проверки. При проведении земельного контроля в других муниципальных образованиях копии данных документов необходимы в исключительных случаях.

Вышеуказанное упущение может приводить к трудностям осуществления МЗК при выездных проверках. Так, в Шкотовском муниципальном районе, в нормативно-правовых актах указан [6] широкий спектр того, что должностные лица не вправе делать. Также регламент обязует присутствовать на проверках уполномоченных лиц владельцев осматриваемых земельных участках.

При рассмотрении нормативно-правовых актов Шкотовского муниципального района можно сделать вывод, что акты составлялись в пользу проверяемых граждан на факт земельного правонарушения, например, пункт жалоб не допускает отложения, либо приостановления рассмотрения жалоб. В Находкинском городском округе [3] существует внушительный список не рассматриваемых жалоб. В Хасанском муниципальном районе данного списка нет [5].

В Находкинском городском округе согласование планов проверки физических и юридических лиц происходит отдельно, так же непосредственно перед самой проверкой происходит уведомление о предстоящей проверке, появляется возможность для коррупционных действий особенно, если взять во внимание повышение штрафных санкций.

Следовательно, снижение количества выявленных правонарушений в некоторых рассматриваемых муниципальных образованиях при осуществлении муниципального земельного контроля за последний рассматриваемый год, не может реально отразить эффективность работы муниципального земельного контроля.

Вполне возможно, что высокие показатели выявленных правонарушений во Владивостокском и Находкинском городских округах при осуществлении МЗК, наоборот, говорят о более оптимальной правовой базе [7, 3], где не ущемлены обязанности и права как должностных лиц, так и проверяемых граждан.

Таким образом, создание более эффективной нормативно-правовой базы для осуществления муниципального земельного контроля необходимо не только для снижения показателей выявленных правонарушений, но и для соблюдения прав и обязанностей граждан и должностных лиц.

 

Список литературы

 

1.            Земельный     кодекс     Российской     Федерации,     от     25.10.2001     г.     №     136-ФЗ.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/

2.   Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: от 30.12.2001 г. № 195- ФЗ (ред. от 17.04.2017 г.) [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

3.        Административный регламент исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в границах Находкинского городского округа» от 04.09.2015 г. № 1224. [Электронный ресурс]. – http:// nakhodka-city.ru›files/admdecisions/00006320.doc

4.   Административный регламент администрации Уссурийского городского округа по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля» от 19.12.2013 № 4302-НПА. [Электронный ресурс]. –http://adm-ussuriisk.ru/municipal_services/reglamenty/8035-osuschestvlenie-municipalnogo-zemelnogo- kontrolya.html

5.   Административный регламент администрации Хасанского городского поселения по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля» от 05.04.2016 г. № 21. [Электронный ресурс]. – http://khasanskoeposelenie.narod.ru/index/2016_god/0-141

6.      Административный регламент исполнения администрацией Шкотовского муниципального района муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в границах городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района» от 07.11.2016 № 373-нпа. [Электронный ресурс]. –http://shkotovskiy.ru/doc/npa/2016/373/regl373npa

7.     Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Владивостока: Решение Думы г. Владивостока от 22.12.2005 г. № 149 (ред. от 05.02.2016 г.). [Электронный ресурс]. http://docs.cntd.ru/document/432860213