Основными типами сухогрузных судов в Долговременной программе Морской Комиссии США 1936 – 1940 годов были стандартные суда, известные как тип С1, С2, С3 и С4.
Наименьшие из этих судов, суда типа С1, строились на различных верфях и предназначались для трампового судоходства в мирное время. В дальнейшем этот тип судов получил развитие в виде подтипов С1-А, С1-В и С1-М (Табл.1). Внутри каждого подтипа имелись отличия в конструкции корпуса, типа главной машины и проч.
Таблица 1
Технические характеристики стандартных судов
|
Тип Параметры судна |
С1-А |
С1-В |
С1-М |
С2 |
С3 |
С4 |
|
Длина наибольшая, м. (базового судна) |
126, 65 |
127,33 |
103.17 |
139,9 |
149.6 |
159,40 |
|
Ширина, м. |
18.30 |
18.30 |
15.24 |
19.2 |
21.2 |
21,70 |
|
Высота борта, м. |
11.4 |
11.4 |
8.8 |
12.5 |
12.9 |
|
|
Осадка, м. |
7.2 |
8.4 |
5.5 |
7.8 |
8.4 |
8.84 |
|
Дедвейт, т., с паровой турбиной. |
6.240 |
7.815 |
-- |
9.365 |
12.12 |
|
|
Дедвейт, т., с ДВС. |
6.440 |
8.015 |
5.032 |
-- |
-- |
|
|
Мощность главного двигателя, л.с. |
4.000 |
4.000 |
1.750 |
6.000 |
8.500 |
9.900 |
|
Скорость, узлы |
14.5 |
14.5 |
11 |
15.5 |
16.5 |
17 |
|
Количество построенных судов |
68 |
101 |
266 |
173 |
465 |
75 |
Тип С1-А (Рисунок 1) – трёхпалубное шелтердечное судно, имело 5 трюмов общей кубатурой около 13 000 м³, лёгкую верхнюю палубу и открытые порты ко второй (главной) палубе. В качестве главного двигателя на 19 из них устанавливалась паровая турбина мощностью 4000 л.с., а на остальных - дизель такой же мощности. Первые кили этой серии были заложены в 1939 году.
В течение Второй мировой войны специально для Великобритании было построено 26 судов типа С1-S-AY1, которые несколько отличались от С1-В. Британцы использовали эти суда в качестве воинских транспортов.
Суда С3 (Рисунок 5) первоначально проектировались и строились как суда шелтердечного типа. В носовых трюмах предусматривалось три палубы, в кормовых - две. Нижние помещения в трюме №2 разделены продольной и поперечной переборками на диптанки, в которых можно было перевозить как сухой груз, так и нефтепродукты. В необходимых случаях они могли служить для балластировки судно. Суда типа С3 строились как в грузовом, так и в грузопассажирском вариантах. Корпус в значительной степени сварной: клёпкой выполнены соединения шпангоутов с бортовой обшивкой и пазы наружной обшивки. Этот тип судна был признан наиболее удачным в связи с его универсальностью. Всего между 1939 и 1947 годами было построено 465 судов этого типа.
Анализируя основные черты Долговременной программы судостроения, принятой в условиях мирного времени, можно отметить, что при заказах судов частными пароходными компаниями учитывались прежде всего экономические факторы, предпочтение отдавалось сложным в изготовлении паровым турбинам или дизелям. Такая техническая политика Морской Комиссии объяснялась преимуществами, которые кроются в их малых весах и габаритах, а так же значительно меньшем расходе топлива на лошадиную силу в час по сравнению с относительно простой, но менее эффективной паровой машиной.
Характерной чертой транспортного судостроения США предвоенного периода является максимальное приспособление флота к эксплуатации его в условиях военного времени. Подавляющее большинство судов, построенных Морской Комиссии, спроектировано с учётом возможности быстрого оборудования на них артиллерийских установок, погребов боезапаса и т.п. Благодаря этому, их можно было без особого труда превратить во вспомогательные суда военно-морского флота.
Список литературы
1. Бронников А.В. Морские транспортные суда: Основы проектирования. – Л.: Судостроение, 1984. - 352с.
2. Килессо А.И. Вспомогательный флот империалистических государств. – Л.: Судпромгиз, 1955. – 504с.
3. Лайнер С.В. Транспортные суда военного времени. Опыт постройки морских транспортных судов в США, Англии, Германии и Японии в период второй мировой войны. – Л.: ЦНИИМФ, 1947. – 268с.
4. Лайнер С.В. Морские сухогрузные суда. – Л.: Судпромгиз, 1957. – 284с.
5. Македон Ю.А. Иностранный торговый флот после второй мировой войны. – Информационные материалы по строительству, ремонту и эксплуатации судов, 1946.
6. Ayre L. Amos. Merchant Shipbuilding during the war. – Paper of Eighty-seventh Session of the Institution of Naval Architects. – April 1946. – P. 1–28.
7. Bourneuf Gus. Workhorse of the Fleet. – American Bureau of Shipping, 1990 – 102 p.