Уровень развития регионов тесно связан с размером и конфигурацией территорий. Чем больше территория, тем выше физико-географические факторы, влияющие на развитие регионов. Больше природных и технических ресурсов, более высокая численность населения, больше поселков городского типа, более высокая инфраструктура. Множество поселков и городов должны быть связаны автомобильными и железными дорогами, авиационными линиями.
Правда слишком большие территории могут иметь и значительные неиспользуемые территории, покрытые лесами, водными и болотистыми участками, пустынями, горами (Бразилия, Канада, Россия, Китай, Австралия, Саудовская Аравия и т.д.).
На экономический потенциал региона влияет и конфигурация территорий. Проще вести управление компактными территориями (Германия, Франция), сложнее вытянутыми (Чили, Россия, Норвегия). То же самое касается и городов. Компактное расположение имеют Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, а вот Волгоград вытянут вдоль Волги на 70 км., что ухудшает физико-географический потенциал города.
Конфигурация территорий
Для учета конфигурации территории регионов используется индекс Бойса [1,2].
Для учета индекса Бойса, находят центр территории и проводят радиусы к характерным точкам. Чем больше радиусов, тем точнее полученное значение.
На Рисунке 1 показан пример определения индекса Бойса для г.Екатеринбурга
Индекс Бойса изменяется от нуля для круга и до двухсот для прямой линии [2]. Любая форма географического объекта может быть в пределах (0 ≤ JБ ≤ 200). Так, Москва – 8, Казань – 28, Самара – 40, Волгоград – 120.
На Рисунке 2 представлена карта г.Уфы.
В Табл.2 представлен список ряда городов России в порядке убывания по качеству жизни. Данные по рейтингу городов представлены Департаментом социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации за 2014 г. [3]. В столбце 4 (Индекс Бойса) приведены расчетные значения индекса Бойса для ряда городов РФ.
Таблица 2
Рейтинг качества жизни крупных Российских городов (данные за 2014 г.)
|
|
Города |
Число жителей (тыс.) |
Качество жизни |
Индекс Бойса |
Качество покрытия дорог |
|
1 |
Москва |
12197 |
2 |
8 |
8 |
|
2 |
Казань |
1205 |
3 |
28 |
6 |
|
3 |
Санкт-Петербург |
5192 |
5 |
21 |
13 |
|
4 |
Челябинск |
1834 |
6 |
15,8 |
3 |
|
5 |
Екатеринбург |
1428 |
7 |
12 |
15 |
|
6 |
Ростов-на-Дону |
1114 |
11 |
16,6 |
18 |
|
7 |
Пермь |
1036 |
13 |
31,4 |
25 |
|
8 |
Уфа |
1105 |
18 |
34 |
23 |
|
9 |
Воронеж |
1023 |
21 |
31 |
26 |
|
10 |
Самара |
1718 |
22 |
41 |
36 |
|
11 |
Ижевск |
642 |
27 |
40 |
19 |
|
12 |
Ульяновск |
619 |
35 |
37 |
34 |
|
13 |
Волгоград |
1017 |
37 |
120 |
37 |
Под качеством жизни предполагают такие факторы, как экономический уровень, медицинское обеспечение, образование, строительство, дорожная сеть
Нас интересует, насколько связано качество жизни с конфигурацией территорий. Одним из наиболее важных показателей статистических взаимосвязей является коэффициент корреляции.
В результате расчета было получено значение коэффициента корреляции между качеством жизни и конфигурацией территорий r = 0,752.
Интерес представляет и взаимосвязь качества покрытия дорог в зависимости от конфигурации территорий [2, 4]. Здесь коэффициент корреляции оказался равным r = 0,663. Такое значение показывает, что хотя связь не линейная, но тем не менее взаимосвязанная. Естественно, если регион территориально вытянут, то в городе появляются больше однонаправленных дорог. Такие дороги больше загружены, чаще возникают пробки и покрытие быстрее выходит из строя. Интересно, что взаимосвязь между качеством покрытия дорог и качеством жизни оказалась достаточно высокой r = 0,862.
Так как оба этих показателя (качество жизни и качество покрытия дорог) являются рейтинговыми, то более правильным было бы рассчитать тесноту связи между этими параметрами с использованием ранговой корреляции [8].
Воспользуемся ранговой корреляцией по Спирмену - rs .
Таким образом, физико-географические факторы оказывают значительное влияние на экономический потенциал города, то есть на качество жизни города.
Конфигурация территорий стран мира также влияет на качество жизни народов этих стран, но в первую очередь это качество зависит от уровня внутреннего национального дохода (ВНД) [7]. Так в Табл.5 приведены страны, указанные в порядке их рейтинга, с наиболее высоким уровнем валового внутреннего продукта (ВВП), рядом в соответствующих колонках приведены рейтинговые значения ВНД и качество жизни [5, 6].
Таблица 5
Качество жизни людей в странах мира
|
№ |
Страна |
ВВП |
ВНД |
Качество жизни |
|
1 |
США |
1 |
10 |
9 |
|
2 |
2 |
80 |
52 |
|
|
3 |
3 |
24 |
8 |
|
|
4 |
4 |
17 |
4 |
|
|
5 |
5 |
22 |
10 |
|
|
6 |
6 |
23 |
16 |
|
|
7 |
7 |
61 |
56 |
|
|
8 |
8 |
29 |
37 |
|
|
9 |
9 |
147 |
71 |
|
|
10 |
10 |
57 |
65 |
|
|
11 |
Канада |
11 |
13 |
5 |
Коэффициент корреляции зависимости качества жизни от ВНД для указанных одиннадцати стран составил r = 0,85. Ранговый коэффициент корреляции совпал с параметрическим 0,85. Надо отметить, что в таких странах, как Швейцария, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Дания, качество жизни весьма близко к уровню ВНД. Например, возьмем Норвегию в рейтинге стран по ВВП она занимает 26 место, но зато по ВНД и качеству жизни имеет рейтинг два к двум (2-2), что говорит о высоком жизненном уровне. Возьмем страны, входящие по рейтингу ВВП в первую десятку передовых стран (Табл.5).
Китай (2-80-52), Бразилия (7-61-51), Индия (9-147-71), Россия (10-57-65).
Видим, что эти страны имеют низкий ВНД по сравнению с ВВП и соответственно более низкое качество жизни.
Заключение
Рассмотрено влияние конфигурации городов (регионов) на качество жизни населения. Показано, что такая взаимосвязь существует. Города с компактным расположением территорий имеют как правило более высокое качество жизни, чем города территориально вытянутые в длину. Последние характеризуются и как правило более низким качеством дорожного покрытия.
Список литературы
1. ДеМерс, Майкл Н. Географические Информационные Системы. Основы / Пер.с англ. – М.: Дата+, 1999 – 490 с.
2. Ризаев И.С. Геоинформационные системы: учебное пособие / Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2013. – 139 с.
3. Рейтинг качества жизни в крупных городах России в 2014 г. Департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ. www.fa.ru/dep/press/about-us/Pages/Kachestvo-zhizni.aspx - 2014 г.
4. Кирпичников А.П., Мифтахутдинов Д.И., Ризаев И.С. Решение задачи корреляционной привязки изображения и цифровой карты местности / Вестник Казанского технологического университета. 2015, Т.18№ 17, с. 186 – 190
5. Индекс качества жизни пожилых людей / The Global AgeWath.Index http://www.helpage.org/global-agewatch/
6. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта / World Bank Development Data Group. 2015
7. Валовый национальный продукт (ВНП, ВНД) стран мира http://nonews.co/directory/lists/countries/gnp
8. Гурман В.Е. Теория вероятностей и математической статистики: Учебное пособие для вузов / М.: Высшая школа. 2004 – 479 с.