24 марта 2018г.
Железнодорожный транспорт России занимает ведущее место в транспортной системе страны, выполняя около 85 % грузооборота.
Транспортировка грузов по железным дорогам экономически выгодна на больших расстояниях. Это можно объяснить тем, что существует более высокая доля расходов, не зависящих от дальности перевозок и удорожающих их себестоимость на коротких расстояниях.
Железнодорожные перевозки составляют основную конкуренцию автоперевозкам. Если нужно перевезти какой-либо груз, в основном встает выбор именно между этими двумя видами наземного транспорта. Каждый вид перевозок имеет свои достоинства и свои недостатки. Главным преимуществом железнодорожных перевозок является возможность транспортировки крупногабаритных объектов, которые сложно или невозможно переправить при помощи автотранспорта, а так же перевозить в большом объеме массовые грузы такие как (лес, уголь, руда, кокс) и другие.[2]
Несмотря на все достоинства железнодорожного транспорта, автомобильный транспорт все чаще принимает участие в доставке на дальние расстояния мелких партий высокодоходных и скоропортящихся грузов, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на железнодорожный усиливается. А главная задача ОАО «РЖД» - сохранение конкурентоспособности, первенство в сфере транспортировки грузов, создание условий для увеличения грузовой базы.[3]
В грузовых перевозках доля железнодорожного транспорта в последние годы росла, но часть грузов – в основном продукты питания, товары народного потребления, черные металлы и цемент – за последние годы перешли с железнодорожного на автомобильный транспорт. Полагаясь на статистику видно, что объемы их перевозок по железной дороге снижались быстрее, чем потребление или производство.
ОАО «РЖД» имеет право применять к тарифу на перевозку разных видов грузов повышающий или
понижающий коэффициент. Максимально понизить тариф монополия может на 14,8%, а максимально
повысить – на 15,4%. Этим правом и воспользовалось ОАО «РЖД»: в августе 2015 года повысился тариф на
экспорт нефтяных и нефтеперерабатывающих грузов, а с 2016– на экспорт вообще всех грузов. Правда,
была сокращена надбавка
для
угольных грузов до 1,3%. Благодаря этому доходы ОАО «РЖД» увеличились.[1]
Но вот количество грузов на железной дороге, особенно погружаемые навалом, сократилось. Сильнее
всего снизилась перевозка пылящихся грузов таких как цемент. Рассмотрим на примере перевозку угля с учетом снижения тарифа и перевозку цемента за 2015-2017 г.
Таким образом, перевозка угля с учетом понижения тарифа возросла на 4,6 % (до 165,2 млн.т) ,а
перевозка цемента снизилась на 33%( до 0,8 млн.т). Поэтому, чтобы показатели объема перевозки цемента увеличились, нужно понизить тариф на данный груз примерно на 1-2 %.[4]
Экспортные грузоперевозки, самая доходная статья РЖД. За первое полугодие 2017 года объем экспортных перевозок
составил 212,6 млн
т, а сумма платежей
составила 197,2 млрд руб.
Список источников
1.Газета.ruhttps://www.gazeta.ru/business/2016/10/24/10269245.
shtml
2. Конкуренция автомобильного и
железнодорожного транспорта.
http://www.logistics.ru/transportation/news/konkurenciya-avtomobilnogo-i- zheleznodorozhnogo- transporta-perelomnyy-moment
3. Логистика на транспорте - Д.Г. Шишкин, Л.Н. Шишкина - 2006 г 4.Экспортные поставки угля Ведомости. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/10/11/660505-rzhd-nadbavki