23 апреля 2016г.
Перераспределение сцепного веса в ходовой системе трактора и буксируемого агрегата является перспективным направлением увеличения тягово-сцепных свойств энергетического средства, как одной из составляющих его успешного и эффективного функционирования в технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
Повышение тягово-сцепных свойств энергетического средства без внесения изменений в конструкцию серийного трактора поможет решить также проблему снижения буксования, повышения агротехнических
скоростей, переуплотнения грунтов, а, следовательно, и повышения урожайности зерновых и бобовых сельскохозяйственных культур.
Однако в настоящее время этот вопрос изучен недостаточно, особенно влияние перераспределения
сцепного веса на характеристики колёсного трактора при работе энергетического средства на почвах с низкой несущей способностью при наличии твёрдого подстилающего слоя в виде мерзлоты [1,2].
Соответственно в производстве практически не разрабатываются и не внедряются устройства для перераспределения сцепного веса. Так, практически единственным внедрённым и успешно используемым за многие годы в машиностроении тягово-догружающим устройством является гидроувеличитель сцепного веса, входящий в стандартное оборудование колёсных тракторов моноблочной схемы и предназначенный только для регулирования сцепного веса, приходящегося на задние ведущие колёса трактора за счёт массы навесного оборудования.
Вместе с тем влияние недоработок ходовых систем действующих тракторных схем или конструкционного распределения масс по осям трактора на обрабатываемые грунты, безопасность использования и агротехнические скорости можно корректировать применением устройств, прераспределяющих сцепной вес в зависимости от условий эксплуатации тракторно-транспорных агрегатов (ТТА) или машинно-транспортных агрегатов (МТА)[3].
Соответственно процесс перераспределения сцепного веса в звене «энергетическое средство – ТТА (МТА)» требует методического обоснования в целях выявления приёмов и способов рационального перераспределения, а также проведения математического расчёта и анализа при разработке конструкции и внедрении корректирующих, догружающих или стабилизирующих устройств.
Разработанная и предлагаемая схема путей перераспределения сцепного веса в ходовой системе энергетического средства обладает научной новизной и подтверждается рядом патентов на изобретение и полезную модель, а также опубликованными научными работами по тематике исследования процесса перераспределения сцепного веса в ходовой системе колёсного энергетического средства (Рисунок 1).
Список литературы
1.
Кузнецов, Е.Е. Использование многоосных энергетических средств класса 1,4: монография / Е.Е. Кузнецов [и др.]//
ДальГАУ- Благовещенск, 2013. -153 с.
2.
Спириданчук, Н.В. Повышение эффективности использования колёсных тракторов класса 1,4 на транспортных работах/Н.В. Спириданчук//Дальневосточный аграрный вестник. Научно-практический журнал.-2011. № 1(17).-С.39-45.
3.
Щитов С.В. Пути повышения агротехнической проходимости колёсных тракторов в технологии возделывания сельскохозяйственных культур Дальнего Востока: дис…. д-ра техн. наук: 05.20.01. Благовещенск, 2009. 325 с.