27 февраля 2016г.
Математическую модель процесса обучения по организационно-экономическому компоненту ( v4 ) по единому интегрированному вектору знанийV = [v1 v2 v3 v4 v5 ] [1] можно представить в виде многоуровневой (многослойной) системы управления самообучением [2]. При этом особое значение приобретает управление познавательной деятельностью обучающегося посредством повышения уровня его самоорганизации и самообучения [1,6,8].
С точки зрения управления этим процессом, функции самоуправления обучающимся U можно выделить и распределить по уровням: – содержание предмета изученияU 0 , – методология обучения U 1 , – цели и задачи обучения U 2 , – критерии оценки знаний U 3 , – мотивация U 4 , и представить обучающегося как многоуровневую (многослойную) систему управления [2,3].
Математические модели каждого уровня включают замкнутые контуры самообучения и самоконтроля уровня знаний в соответствии с множеством состояний V прогнозируемых результатов познавательной деятельности X обучающихся по каждой составляющей [3].
Cтруктура подготовки специалистов по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств» по организационно-экономическому компоненту в пространстве состояний стратифицирована по предметам, изучаемым в каждом семестре, что позволяет получать непрерывные экономические знания и умение решать экономические вопросы при изучении дисциплин специальности на протяжении всего срока обучения [1,4]. Cодержание предмета изучения: основные экономические вопросы и задачи управления производственными процессами, основные задачи проведения технико-экономических расчѐтов, критерии управления и расчѐты по оценке технико-экономической эффективности отдельных агрегатов и систем в целом [4].
Переменные на ниже приведѐнных далее диаграммах представлены векторами состояния V , выхода X , управления U 0 и воздействия окружающей среды Y 0 . Операторы преобразования переменных обозначены: S0 – интеллектуальный оператор управления; W – оператор, отражающий динамические процессы управления познавательной деятельностью; OS – оператор, отражающий взаимосвязь обучающегося с окружающей средой. Двойные стрелки использованы для обозначения выходов операторов [1,2,3].
Динамическая часть, обозначенная W , задаѐтся в пространстве состояний уравнениями:
Механизм управления с использованием интеллектуального оператора обучающегося S0 описывается выражением (Рисунок 1)
Рис.1. Диаграмма управления предметно-содержательной составляющей знаний
Первый уровень управления – совокупность методов, приѐмов и способов познавательной деятельности, которыми владеет обучающийся – задаѐтся интеллектуальным оператором обучающегося S О (Рисунок 2).
Управляющее воздействие U 1
с выхода оператора S О обеспечивает изменение структуры
и параметров внутреннего оператора S О . Механизм
управления направлен на
приспособление обучающегося
к методологии обучения соответственно уровню знаний обучающегося [1,2]. На основании самооценки и анализа полученных результатов происходит коррекция и вариация способов обучения и может быть определено выражением
Формирование критериев оценки знаний – это следующий уровень управления познавательной деятельностью обучающегося. [2,3,4]. Диаграмма, этого уровня, содержит три контура управления (Рисунок 3)
Где: U
20– управление предметно-содержательным
компонентом
обучения,
и U 21 –
управление методологией познавательной деятельности обучения [3,4].
Четвѐртый контур интеллектуального управления целями и задачами (Рисунок 4).
Математическая модель этого контура имеет вид:
Управление мотивацией обучающегося – знание и умение решать организационно-экономические вопросы и применять эти знания на практике
[3,4]. Посредством множества управляющих воздействий U 4 , формируемых в пятом контуре интеллектуального управления, производится выбор целей и задач из множества вариантов интеллектуального управления (Рисунок 5).
Список литературы
1. Прошин, Д.И. Управление образовательным процессом по вектору знаний: монография / Д.И. Прошин. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2012. – 454 с.
2. Прошин, Д.И. Образовательная система как объект управления познавательной деятельностью // Научно- технический вестник Поволжья. – 2011. –№ 2. – С. 144 – 153.
3. Прошин, И.А. Математическая модель образовательного процесса в пространстве вектора знаний / И.А. Прошин, Д.И. Прошин, Н.Н. Прошина // ΧΧΙ век: итоги прошлого и проблемы настоящего
плюс. – 2012. – №03. – С.153 – 160.
4. Прошин, И.А. Формирование организационно-экономического компонента вектора знаний по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств» / И.А. Прошин, Н.Н. Руденко // Известия Самарского научного центра Российской
академии наук. – 2014. – Т.16. – № 2. –С. 90 – 95.