Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЕРАМИСТ П.К. ВАУЛИН И ХУДОЖНИКИ АБРАМЦЕВСКОГО КРУЖКА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2020г.

В конце XIX века в России заметно усиливается интерес к национальной культуре. Изучение русского наследия, особенно народного искусства, смелые поиски собственного стиля – все это стало причинами возникновения и развития художественных объединений. Одним из таких становится абрамцевский кружок во главе с Саввой Ивановичем Мамонтовым, сумевшим объединить мастеров всех видов искусств. Некоторые из них выбрали для своих экспериментальных творческих поисков наиболее перспективное и востребованное направление декоративного искусства – художественную керамику, ставшую неотъемлемым элементом стиля модерн.

Одной из важных фигур мамонтовского кружка была Елена Дмитриевна Поленова. Именно она явилась инициатором создания «керамических четвергов» в 1888 году для художников, интересовавшихся возможностями искусства глины [1]. Годом позже – для возрождения ручного гончарного искусства и восстановление усадебных печей – была создана гончарная мастерская, ставшая настоящим феноменом русской культуры.

Следующим шагом стала необходимость в технологах-профессионалах, которые способны выполнить поставленные художниками задачи. Таким редким специалистом, сочетающим в себе огромный практический опыт ученого-технолога, специализированные знания и высочайшую художественную культуру был Петр Кузьмич Ваулин. Его приглашают для заведования производственной и технологической стороной дела. С 1892 года он постоянно работает в керамической мастерской в имении С.И. Мамонтова в Абрамцеве, затем организует керамическую мастерскую в Москве, которая так же называлась «Абрамцево». В это время происходит становление Ваулина не только как технолога, но и как талантливого художника. Художественная среда, в которую попадет Петр Кузьмич, оказывает огромное влияние на развитие его таланта. Здесь он работает с прославленными мастерами «серебряного века» – М.А. Врубелем, В.М. и А.М. Васнецовыми, В.А. Серовым, К.А. Коровиным, В.Д. и Е.Д. Поленовыми, помогая им воплощать в керамике их творческие замыслы.

Воплощение живописного замысла в майолике требовало особого опыта, умения мыслить художественными категориями материала. Ваулин в совершенстве владел палитрой керамических колеров, методикой майоликового производства. Сложному процессу создания произведения предшествовал анализ эскиза, стремление понять замысел художника. Проблема состояла и в том, что керамические краски при обжиге меняют свой цвет, но Ваулин посвятил много времени исследованию этой проблемы и добился получения керамических красок необходимой тональности для заданного эскиза художника [2].

Наряду с живописными качествами поливной керамики художники стремились к использованию ее пластических возможностей. Это позволило еще более обогатить декоративное убранство фасадов зданий и интерьеров.

Главную роль в формировании собственного облика абрамцевской керамики сыграли совместные работы мастера с Михаилом Александровичем Врубелем. Здесь была создана знаменитая «Принцесса Греза» – самое известное керамическое панно Москвы, украшающее фасад гостиницы Метрополь. Фасады Метрополя украшают еще 23 панно, выполненные на заводе Мамонтова. Это «Поклонение Божеству», «Поклонение природе», «Жизнь» и другие.

По эскизу В.М. Васнецова были созданы майоликовые фризы на фасаде Третьяковской галереи. Для Ярославского вокзала на заводе было создано панно К.А. Коровина на темы русского Севера. Вокзал, построенный Ф.О. Шехтелем, украшают одиннадцать композиций. Над окнами второго этажа по главному фасаду протянулся бирюзово-зеленый фриз, также созданный на заводе «Абрамцево». Фасад дома архитектора С.У. Соловьева украшают четырнадцать майоликовых панно. Сохранилось до наших дней майоликовое панно «Сокол», выполненное на заводе по эскизу художника Н.Н. Сапунова (ул. Кузнецкий мост, д. 3).

Кроме облицовочных и монументально-декоративных произведений, устанавливаемых на фасадах зданий, под руководством Ваулина выполнялись работы для интерьеров. Печи и камины – необходимый атрибут внутренних помещений жилых и общественных сооружений, рассматривались не только как отопительная система, но и как повод для создания декоративно-художественного произведения. Все его работы отличаются техническими качествами и законченной гармонией форм, соответствующей стилистике интерьеров. В мастерской постоянно изготавливались мелкая пластика, декоративные блюда, вазы, кувшины и другие предметы декоративно-прикладного искусства.

П.К. Ваулин определял техническое качество абрамцевской керамики на протяжении тринадцати лет и стал признанным авторитетом в области производства художественной керамики.

Петра Кузьмича Ваулина можно по праву назвать соавтором всех керамических произведений, созданных художниками мамонтовского кружка. Он самостоятельно раскрашивал керамические изделия перед обжигом, основываясь на эскизах художников. Его эксперименты привели к великим открытиям, а также наделили получаемые произведения яркой индивидуальностью и неповторимой цветовой гаммой [3].

Как писал сам Ваулин в одном из исследований: «В производстве художественной майолики, доминирующее значение имеет художник. Передать верную гамму красок, тонкую изящную линию рисунка может только художник, чуткий ко всему прекрасному и имеющий в распоряжении все средства и все усовершенствования, которыми обладает современная майоликовая техника. Только своею приспособленностью к художественным задачам, только своей эластичностью в области зодчества, майолика, как материал, приобретает свою ценность. <…> керамика легко поддается самому сложному пластическому оформлению» [4].

Достоинства абрамцевской майолики были высоко оценены современниками – и в России, и за границей. Работы занимали почетные места на российских и международных выставках. В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественной выставке абрамцевские мастерские за керамические работы, выставленные в павильоне прикладного искусства, получают золотую медаль. В 1900 году в Париже открывается Всемирная художественная выставка. Работы Абрамцева получают золотую медаль, а П.К. Ваулин как выдающийся химик-колорист – почетный диплом.

Благодаря уникальному составу покрытий майолики Абрамцевского завода превзошли работы не только художников-керамистов современной Европы, но и древних мастеров [5]. Они являлись новым словом в керамическом искусстве, настоящим прорывом в технологии и необыкновенным памятником эпохи модерна.

Творческая деятельность П.К. Ваулина в Абрамцево имела большое значение в возрождении художественной керамики на рубеже XIX-XX веков. Созданные им в содружестве с художниками и архитекторами того времени произведения по праву занимают свои почетные места в музеях городов России. Глубокие знания химика-технолога, уникальный художественный опыт абрамцевского периода, в течение которого перед ним раскрылись все возможные цветовые и пластические свойства майолики, – все это позволило мастеру предаться поискам особого декоративного языка керамики, решать художественные задачи и организовывать деятельность собственной мастерской.

 

Список литературы

 

1.        Арзуманова О.И. и др. Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. 2-е издание. М.: Изобразительное искусство, 1988.

2.        Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. М.: ООО Издательство Жираф, 2000.

3.        Носкова Е.В. Творческое сотрудничество М.А. Врубеля и П.К. Ваулина в деле развития русской керамики эпохи модерн//Дом Бурганова. Пространство культуры, 2014, № 4.

4.        Пастон Э. Абрамцево: искусство и жизнь. М.: Искусство,2003.

5.        Пруслина К.Н. Русская керамика конца XIX – начала XX веков. М.: Наука, 1974. С. 125-126.

6.        Фролов В.А. Особенности творческого почерка художника-керамиста П.К. Ваулина//К истории русского изобразительного искусства XVII-XX вв. СПб., 1993. С. 63.

7.     ЦГАЛИ СПб. Ф. 494. О.1. Д. 11-40. 

 

[1]Пруслина К.Н. Русская керамика конца XIX – начала XX веков. М.: Наука, 1974. С. 44-45.

[2]Фролов В.А. Особенности творческого почерка художника-керамиста П.К. Ваулина//К истории русского изобразительного искусства XVII-XX вв. СПб., 1993. С. 63.

[3]Носкова Е.В. Творческое сотрудничество М.А. Врубеля и П.К. Ваулина в деле развития русской керамики эпохи модерн//Дом Бурганова. Пространство культуры, 2014, № 4. С. 135.

[4]Ваулин П.К. Об улучшение керамического производства. ЦГАЛИ СПб. Ф. 494. Оп. 1. Д. 20. Л. 8. [5]Фролов В.А. Указ. соч. С. 64.