В Западной Сибири нефтяные и газовые месторождения разрабатываются кустовым способом, т.е. с одной кустовой площадки ведется бурение скважин в разных направлениях. Число таких скважин может составлять десятки. Конфигурация оси скважин (профиль) разнообразна: скважины могут быть наклонными, субгоризонтальными (пологими) и горизонтальными. В свою очередь каждая из этих скважин имеет несколько разновидностей по числу участков профиля и их конфигурации. Несмотря на большое многообразие типов и видов профилей скважин, есть условие их объединяющее, заключающееся в следующем.
Современная технология бурения, распространенная во всем мире, заключается в том, что скважина, за исключением незначительных участков, бурится с помощью бурового инструмента, включающего забойный двигатель, в конструкции которого предусмотрено специальное устройство, обеспечивающее искривление его нижней части. За счет этого в зависимости от ориентации плоскости искривления забойного двигателя (ЗД) скважину можно проводить по любой пространственной траектории, изменяя одновременно зенитный угол (угол между вертикалью и осью скважины) и азимут (угол, показывающий направление скважины).
Фактическая траектория скважины должна быть как можно ближе к проектному профилю скважины. Этим обусловлена особенность технологии бурения, состоящая в том, что приходится комбинировать два способа бурения. В одном из них бурильная колонна вращается. В этом случае создаются наиболее благоприятные условия для выноса выбуренной породы (шлама) на поверхность потоком закачиваемой в скважину промывочной жидкости. Но это неуправляемый процесс, в результате которого скважина обычно отклоняется от проектного профиля. Поэтому далее следует бурение в управляемом режиме без вращения бурильной колонны (режим скольжения или «слайдирования») с целью возвращения траектории скважины на проектное направление. После этого процесс повторяется.
При бурении в режиме скольжения диаметр скважины можно считать весьма близким к диаметру породоразрушающего инструмента (долота). В следующей фазе бурения происходит вращение искривленной компоновки. При этом при прохождении предыдущего пробуренного участка скважины компоновке приходится вписываться в уменьшенный диаметр скважины. По этой причине в элементах компоновки инструмента могут возникать большие напряжения.
Исследованию напряженно-деформированного состояния компоновки в забойным двигателем- отклонителем уделено мало внимания, несмотря на актуальность проблемы. В работах В. Прохоренко [3], а также в работе [1] получены формулы для расчета диаметра скважины, исходя из геометрических условий. Однако, наиболее важным является расчет напряженно-деформированного состояния компоновки, включающий в себя определение реакций на всех опорно-центрирующих элементах компоновки, формы деформированной оси компоновки, а также напряжений в ее элементах.
Это весьма сложная задача механики в математическом отношении. Объектом расчета является статически неопределимая искривленная балка с разновысотными опорами и неизвестной длиной участка между верхней опорой (центратором) и точкой, начиная с которой вышележащая часть бурильной колонны лежит на нижней стенке скважины. Степень статической неопределимости зависит от числа опор (центраторов).
Схема широко применяющейся в Западной Сибири компоновки без центраторов приведена на Рисунке 1. Компоновка показана в положении, при котором напряжение в искривленном переводнике 2 максимально.
На геометрической модели (Рисунок 2) треугольниками показаны наложенные ограничения на перемещение по координате у. Далее прикладываются нагрузки: поперечная равномерно распределенная (q), зависящая от зенитного угла, и нагрузка в виде перемещения точки 1 (особенность «Ansys»), определяемая выражением
В работе [2] были получены решения для различных компоновок. Они позволяют сделать выводы, состоящие в следующем.
При большом многообразии типоразмеров забойных двигателей наиболее важной характеристикой является напряжение, возникающее в элементах компоновки, а не реакции на опорно-центрирующих элементах.
Наибольшие напряжения возникают в области искривленного переводника. В некоторых вариантах напряжения достаточно высоки, при этом они возникают в условиях динамических нагрузок, появляющихся в результате вращения искривленной компоновки и планетарного движения ротора забойного двигателя.
Эпюра напряжений (Рисунок 3, а) соответствует форме деформированной оси компоновки (Рисунок 3, б). Расчет проведен для компоновки: долото диаметром 215,9 мм, забойный двигатель ДР1-176 с углом перекоса 0,75о, расстояние между долотом и переводником 2,4 м. Максимальное напряжение в области искривления корпуса (точка 2) составило около 50 МПа. Прогиб в точке М, находящейся на расстоянии 3,9 м от долота (см. Рисунок 1), равен 1,78 мм. На участке 1-2-М-N сжатое волокно находится со стороны нижней стенки корпуса ЗД, в точке N происходит смена знака кривизны, и напряжение отсутствует, и далее на участке М-К сжатое волокно находится в верхней части сечения компоновки.
Список литературы
1. Гречин Е.Г. Напряженно-деформированное состояние компоновки с двигателем-отклонителем и двумя центраторами // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2012. – № 1. – С. 4 – 7.
2. Гречин Е.Г. Напряженно-деформированное состояние компоновки с винтовым забойным двигателем- отклонителем // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – М.: ВНИИОЭНГ, 2013. –№ 5.
3. Прохоренко В.В. Отклоняющие КНБК для бурения направленных скважин комбинированным способом // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2007. – № 5. – С. 5 – 11.