Введение.
Разработка и совершенствование интеллектуальных транспортных систем сегодня является важным направлением в организации дорожного движения. Известно, что большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей [1].
Сегодня интеллектуальные транспортные системы (ИТС) существуют как системы сбора и анализа информации о движении транспорта на основе навигационно-связного оборудования. В России данный процесс осуществляется преимущественно на основе навигационной системы ГЛОНАСС [2]. Минимальным элементом управления выступает единица транспорта (ведомственного, личного, общественного, специального и т.д.), оборудованного навигационно-телематическим терминалом. Данные о передвижении транспорта и работе дополнительного оборудования (камер видеонаблюдения, датчиков учета пассажиропотоков, датчиков по контролю погодных условий и т.д.) с указанного навигационно-телематического терминала передаются в единый диспетчерский центр, в котором, на основе полученной информации, принимаются оперативные решения по управлению транспортными средствами (ТС) и дорожными процессами [3,73].
Автомобиль, оборудованный внутренней системой помощи водителям способен обеспечить безопасное движение на дорогах. С внедрением дополнительного оборудования (датчиков, камер т. д.), количество случаев ДТП уменьшилось [1]. Однако полностью решить проблему безопасного движения пока не удается.
Система помощи водителю «Systemhelp».
Идея данной системы заключается в оценке окружающей обстановки путем сбора информации, поступающей с внешних датчиков на бортовой компьютер транспортного средства и принятии решений по воздействию на исполнительные механизмы ТС, а также, информированию всех активных участников дорожного движения. Под активными участниками движения понимаются те транспортные средства, с которыми возможен физический контакт (столкновение, касание и т. д.). Система принимает решение,анализируя все поступающие данные. В результате чего воздействует, как на исполнительные механизмы ТС, на котором она установлена, так и на исполнительные механизмы ТС активных участников (при условии, что все ТС оборудованы данной системой), если это необходимо.
Схема работы системы «Systemhelp» представлена на Рисунке 1.
Структура системы«Systemhelp».
Иерархическая модель процессов поведения при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) приведена на Рисунке 2.
Типы информирующих и управляющих сигналов:
· информирующий вибросигнал;
· информирующий звуковой сигнал;
· информирующий графический сигнал;
· информирующий световой сигнал;
· управляющий сигнал рулевого управления;
· управляющий сигнал работы системы «тормоз-газ»;
· управляющий сигнал работы автоматической коробки переключения передач;
· управляющий сигнал подачи топлива.
В зависимости от класса опасности, система выбирает метод по ее предотвращению. На Рисунке 3 представлен общий алгоритм работы системы «Systemhelp».
Система постоянно получает данные с внешнего оборудования (датчики, камеры и т. д.), после чего обрабатывает данные и сравнивает результат обработки с переменной W, которая является условием опасности. Если наличие опасности подтверждается, то система определяет количество возможных или существующих опасностей и классифицирует их. После этого система, согласно классу и количеству опасностей, производит вычисление методов и способов по их предотвращению. После всех вычислений формируются управляющие и информирующие сигналы, которые выдаются на информационные и исполнительные механизмы ТС. Если наличие опасности не подтверждается, то система заново опрашивает внешнее оборудование и обрабатывает полученную информацию.
На Рисунке 4 изображена схема работы системы взаимодействия и информирования ТС.
Математическая модель системы «Systemhelp».
Допустим, что количество возможных или имеющихся случаев ЧС будет принято за параметр P. Тогда параметр классификации случая ЧС принимаем за Z. Также, существует неизвестная зависимость: 𝑝∗: 𝑃→ 𝑍.
Значение данной зависимости известно только при конечном вычислении системой «Systemhelp»:
𝑃𝑖= {(𝑝𝑖,𝑧𝑖)}, где 𝑖= 1..𝑘. Система «Systemhelp» вычисляет количество произошедших и/или количество возможных случаев ЧС, после чего относит их к определенному классу.
Далее сделаем систему 𝑠: 𝑃→𝑍, которая может точно и правильно классифицировать параметр Z, 𝑧 ∈𝑍. Определяем набор необходимых действий по воздействию на условия ЧС, рекомендуемые системой «Systemhelp», как функцию от количества и типа ЧС:
𝐹(𝑃,𝑇)→𝑅, где:P- количество случаев ЧС, T- тип (класс) ЧС, R- комплекс мер по предотвращению ЧС.
(𝑅𝑒,𝑉1,𝑉2)∈𝑅,
где:Re- рекомендуемые действия, которые хранятся в базе данных системы; 𝑉1- вычисленные данные, на основе которых формируются управляющий/предупреждающий сигал для ТС1; 𝑉2- вычисленные данные, на основе которых формируются управляющий/предупреждающий сигнал для ТСi.
Список литературы
1. Володина Е.В., Ермакова П.А. Использование потенциала глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в региональной транспортной логистике: научный журнал. Потенциал современной науки, 2014. Выпуск №2. С. 73-74.
2. Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/report/ru/ (дата обращения 10.02.2015).
3. Межотраслевой журнал навигационных технологий. URL: http://vestnik-glonass.ru/ (дата обращения 09.02.2015).
4. Системы современного автомобиля. URL: http://systemsauto.ru/active/car-to-car.html/ (дата обращения 10.02.2015).
5. Студентова Е.А. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта для целей повышения безопасности участников дорожного движения. Потенциал современной науки, 2014. Выпуск №2.
6. Система коммуникации между автомобилями. URL: http://systemsauto.ru/active/car-to-car.html/ (дата обращения 10.02.2015).
7. Кужелев П.Д. Геоинформационные технологии в управлении транспортом. Перспективы науки образования, 2014. Выпуск №4 (10). С. 157-159.