Тест для людей – обычное явление. Тесты создают для того, чтобы проверять знания, умения и навыки людей, сложившиеся в течение жизни или за определенный период. На данном этапе развития экономики, уже ни для кого не секрет, что люди – это важнейший ресурс организации, что привлечение квалифицированных сотрудников во многом обеспечивает успех компании на рынке, поэтому все больше предприятий начинает сталкиваться с необходимостью развития эффективной системы подбора новых работников, отвечающих современным требованиям. И тесты становятся подходящим средством для решения данной задачи. Одним из преимуществ теста является то, что он может проверять и компетенции. Но как правильно и эффективно тестировать компетенции? Для начала, нам нужно определить несколько ключевых понятий и их элементы. Такими понятиями являются компетенция, Деловая игра и бизнес-процесс. Только после полного усвоения этих понятий, мы сможем понять, как тестировать компетенции с помощью ДИ и как избежать высокой текучести кадров, плохого морально-психологического климата в подразделениях компании, низкой трудовой и исполнительской дисциплины.
Цель исследования данной статьи является следующей:
Как протестировать компетенцию сотрудников с помощью ДИ и какие критерии для этого нужны. Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить понятие компетенции и понять ее структуру.
2. Определить понятие ДИ.
3. Определить, понятие бизнес-процесса, его элементы.
4. Определить связь между компетенцией и бизнес-процессом в ДИ.
5. Определить, все ли элементы бизнес-процесса требуют связи с компетенциями.
6. Определить критерии компетенции и способ тестирования компетенции.
7. Показать несколько примеров тестирования компетенций.
Гипотезой в данной работе является тезис – что с помощью деловой игры можно эффективно подобрать персонал, важными качествами которого являются навыки презентации и коммуникации, с минимальными временными затратами. Объектом исследования будет являться взаимодействие бизнес-процесса и компетенции в ДИ, а предметом исследования будет выступать тестирование компетенции.
Анализ можно начать с понятия компетенции. Компетенция с одной стороны – способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации, а с другой стороны, – это основная характеристика личности, с помощью которых человек может достичь высоких результатов в работе. Наличие различных определений указывает на то, что хотя компетенция состоит из большого разнообразия личностных параметров, все эти параметры можно выявить и оценить по тому, как ведет себя личность.
Модель компетенций состоит из кластеров (блоков) компетенций – набора тесно связанных между собой компетенций. Каждый из кластеров имеет свои уровни – набор родственных поведенческих индикаторов [3]. Поведенческие индикаторы – стандарты поведения, наблюдаемые в действиях человека, обладаемого определенной компетенцией.
Выделяют 4 вида компетенций:
1. Корпоративные – компетенции, поддерживающие ценности и миссию компании.
2. Управленческие – компетенции, используемые для оценки руководителей.
3. Специальные – компетенции, используемые в отношении определенных групп должностей разных областей.
4. Личностные – компетенции, являющиеся основными и необходимыми в любой области деятельности.
Конечно, можно каждый вид расписать по определенным компетенциям, однако в данной статье мы опустим такие подробности. В целом, структура компетенций представлена на Рисунке 1:
Бизнес-процесс, в свою очередь, – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [4]. Наглядно, бизнес-процесс можно рассмотреть, как некую процедуру, организация и управление которой с помощью определенных ресурсов может привести исходный объект к определенному результату (см. Рисунок 2):
Когда модель компетенций охватывает широкий спектр работ с различными требованиями, поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции можно свести в отдельные перечни или разделить своеобразным уровням [5-6]. Данное разграничение позволяет сводить под один заголовок целый ряд элементов различных компетенций. Оно удобно и необходимо в случае, когда модель компетенций должна охватывать широкий диапазон видов деятельности, работ и функциональных ролей.
Теперь, необходимо перечислить критерии компетенции, с помощью которых можно провести оценку:
1. Готовность взять на себя ответственность за коллектив, отвечать за коллективный результат, даже в случае провала.
2. Умение организовать, слышать других, анализировать поведение людей.
3. Собственная точка зрения.
4. Готовность к непопулярным решениям при необходимости.
5. Позитивное отношение к людям.
6. Истинная мотивация карьерного роста.
Для эффективного тестирования компетенций в тест компетенций необходимо включать проблемные тестовые задания, моделирующие типичные профессиональные задачи, реальные производственные ситуации. Испытуемому надо выбрать не столько ответ, сколько найти наилучшее решение поставленной задачи. При этом в список предлагаемых вариантов желательно не включать явно ложные суждения. Участник тестирования должен отыскивать оптимальное решение из набора правильных и ошибочных вариантов.
Предлагаемые для анализа ошибочные решения должны быть правдоподобными и отражать типичные ошибки, которые допускаются специалистами на практике. Причем желательно, чтобы правильные решения отличались от ошибочных в нюансах, ибо именно понимание нюансов является показателем компетентности специалиста. Связь между компетенциями и бизнес-процессом проследить не сложно. Сложно составить такие тесты, которые проверяли бы все эти компетенции, так как у всех людей разные задания могут быть проблемными и решения на одну задачу у некоторых может быть несколько.
Таким образом, корректный тест компетенций включает не вопросы и ответы, а проблемные задания и возможные решения. Приведем пример тестирования компетенции [2]: 1. Исходные данные. Вы как руководитель обнаруживаете, что спустя какое-то время Ваши сотрудники проявляют гораздо меньше ответственности и активности в выполнении своих непосредственных обязанностей.
Постановка задачи. Что, по Вашему мнению, должен сделать руководитель?
1. Собрать собрание и убедить всех более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей.
2. Перераспределить обязанности в коллективе.
3. Чаще контролировать работу подчиненных.
4. Продумать меры материального и морального стимулирования.
В данном случае просматривается несколько ролей. Первая роль – инициатор-человек, который вносит свои предложения, предлагает новые пути решения, действует и изменяет точку зрения на цели группы. Вторая роль – координатор - человек, который способствует правильному и рациональному «распределению труда», следит, чтобы каждый сотрудник имел свое занятие. Эти две роли способствуют выполнению задания. Третья роль – доминирующий - человек, который не дает другим сотрудникам высказываться, контролирует их работу, навязывает свое мнение. Очевидно, что эта роль затрудняет сотрудничество в группе и ее развитию. Четвертая роль - поощряющий – человек, который «подталкивает» сотрудников к более эффективному выполнению работы, вовлекает малоактивных к выполнению работы, мотивирует различными способами, демонстрирует понимание чужих идей. Такая роль самая важная, потому что она не только направлена на выполнения задания, но развивает сотрудничество в группе.
Безусловно, чтобы проверить компетенцию необходимо провести различные ДИ и проанализировать ответы, идеи сотрудников, оценить насколько быстро, успешно сотрудник проходит тренинги и обучение, приобретает и применяет новые знания и навыки. Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества для оценки. Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности [1]. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения.
В управлении персоналом деловая игра используется для подбора кадров и одновременно с этим, для квалификационной оценки и профессиональной подготовки потенциальных и реальных сотрудников, а также для нахождения оптимальных управленческих решений.
Таким образом, деловая игра является комплексным методом в управлении персоналом, позволяющим оптимизировать подбор кадров, мотивировать ее участников, дать им почувствовать себя в роли подбираемых специалистов.
Список литературы
1. Бельчиков Я.М., Бирнштейн М.М. Деловые игры. – М.: Рига, 1989.- 245 с.
2. Статив Ж. Управление персоналом - учебное пособие. – М.: МГИУ, 2004.- 196 с.
3. Уидет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. - 228с.
4. Хаммер M., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. - СПб: Питер, 2000. – 332с.
5. Электронная статья «Компетенции как элемент системы управления бизнесом». – Режим доступа: http://formatta.ru/kompetentsii/
6. Электронная статья «Компьютерное тестирование компетенций и деловых качеств». – Режим доступа: http://www.youwe.tom.ru/ocenka-personala/kompjuternoe-testirovanie/
7. Электронная статья «Оптимизация бизнес-процессов. Пошаговое руководство». – Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/3591-optimizatsiya-biznes-protsessov/
8. Электронная статья «Проектирование организационных структур для бизнес-процессов». - Режим доступа: http://portal-u.ru/proektirovanie-organizatsionnykh-sistem-dlya-biznes-protsessov