Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕПАРАТА- МАКЕТА «КОМПОНЕНТЫ НЕРВНОЙ ТКАНИ» КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КРАСГМУ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

В государственном бюджетном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В. Ф. Войно- Ясенецкого» Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно в январе месяце проводится конкурс морфологических препаратов имени профессора М. Г. Привеса. Организаторами конкурса являются образовательный центр «Молодёжная наука» Университета, НОЦ «Морфология и физиология здорового человека»; кафедра анатомии и гистологии человека. Конкурс проводится с целью развития научно- исследовательской деятельности обучающихся КрасГМУ им. Проф. В. Ф. Войно-Ясенецкогои сохранения традиции Университета.

Работа, предложенная на конкурс, должна представлять собой анатомический или гистологический препарат, стенд, наглядное или электронное пособие, макет, муляж и т.д. и быть посвящена морфологической тематике. К конкурсу допускаются студенты, проходящие обучение на кафедре анатомии и гистологии человека и имеющие средний балл текущей успеваемости и практических навыков по дисциплине – «Анатомия» и «Гистология, эмбриология, цитология» не менее 4 баллов, не имеющие пропусков лекций и практических занятий без уважительной причины, и сдавшие в установленные сроки все итоговые темы, по решению конкурсной комиссии, освобождаются от 3 этапа экзамена (собеседование), остальные участники получают дополнительные баллы к рейтингу. [1, 2, 3]

Нами, как форма создания учебного морфологического препарата, было выбрано изготовление препарата – макета.

Систематизация учебного материала имеет немаловажное значение при самостоятельной подготовке. Для лучшего понимания и запоминания любой информации необходимо не только изучить теорию, но и иметь визуальный образ объекта. [4, 5, 6] Выполненный препарат-макет может быть использован в качестве наглядного пособия для системного изучения студентами компонентов нервной ткани в рамках занятий по этому предмету.

Нервная ткань является основной тканью, формирующей нервную систему. В отличие от других, данную ткань не принято подразделять на какие-либо виды, хотя ее структура в разных отделах нервной системы существенно различается. В самой нервной ткани, как и в любой ткани нашего организма, выделяют клетки и межклеточное вещество. Клетки - это нейроны, возбудимые структуры, а роль межклеточного вещества выполняют клетки глии, они невозбудимые. Благодаря этому препарату будет возможно наглядно изучить данные структуры, источник их развития. Отсюда, целью нашей работы явилось изготовление препарата - макета "Нервная ткань» (Развитие. Компоненты нервной ткани)".

Первый этап изготовления препарата заключался в анализе литературы и выделении основных морфологических компонентов для визуализации на макете. Мы остановились на отражении развития нервной системы и основных компонентов нервной ткани.

В развитии нервной ткани мы решили предложить отражение трёх этапов. На первом этапе - развитие под индуктивным влиянием нотохорда, растущего вперед, в срединной части эктодермы появляется утолщение - нервная пластинка. Утолщение образуется путем увеличения высоты соответствующих клеток эктодермы. На втором этапе развития начинается пригибание этой пластинки- появляются нервный желобок и ограничивающие его нервные валики. На третьем этапе развития нервный желобок замыкается по срединной линии - образуется непарная нервная трубка, которая является источником развития головного и спинного мозга. Одновременно нервные валики превращаются в нервные гребни или ганглиозные пластинки, расположенные между нервной трубкой и эктодермой. Из клеток нервных гребней в последствии образуются ганглии чувствительные и вегетативные, меланоциты кожи, многочисленные нейроэндокринные клетки.

Для отображения основных компонентов нервной ткани мы выделили нейроны, которые являются клетками нервной ткани. У них выделяют тело (перикарион) и некоторое количество отростков. По своей функциональной роли отростки подразделяются на два вида: 1) дендриты- проводят импульсы к телу нейрона; 2) аксон, или нейрит- проводит импульсы от тела нейрона. По числу отростков нейроны подразделяются на: 1) униполярные клетки- имеют всего лишь один отросток- аксон; 2) псевдоуниполярные клетки- у данных нейронов места отхождения аксона и дендрита от тела клетки очень близки; 3) биполярные клетки- имеют два отростка- дендрит и аксон, находящиеся на разных полюсах нейрона; 4) мультиполярные клетки-имеют более двух отростков. Как правило, самый длинный из них - аксон. Все виды нейронов мы отразили в макете.

Второй компонент - это нейроглия, выполняющая роль межклеточного вещества,в нервной ткани составляет 90% от всех клеток ткани. Глиальные клетки обеспечивают деятельность нейронов, играя вспомогательную роль: опорную, трофическую, барьерную, защитную, электроизоляционную. Нейроглию подразделяют следующим образом: 1) микроглия, выполняющая фагоцитарную функцию, происходит из промоноцитов; 2) макроглия- происходит из глиобластов, сюда относятся астроглия, эпендимнаяглия и олигодендроглия.

Обязательно необходимо учесть размеры всех клеток в нервной ткани. Наш препарат является наглядным учебным пособием. Для лучшего усвоения материала мы представили его в виде рабочей схемы, а значит не соблюдены параметры клеток. Это нужно учесть при изучении темы.Так размеры нейронов составляют 6-120 мкм, коротколучистых астроцитов 7-11 мкм, длинолучистых – 15-25 мкм, размеры олигодендроцита достигают 5-6 мкм. Обязательно указываем это в сносках на препарате!

На втором этапе нашей работы необходимо создать эскиз будущего препарата. На данном этапе мы столкнулись со следующей проблемой: на первом этапе создания нашего препарата мы выбрали большое количество основных аспектов данной темы, которые мы не смогли уместить на макете. Пришлось пересматривать весь подготовленный материал заново. В результате этой работы мы выделили те моменты, которые могут помочь в изучении развития и компонентного состава ткани. Эта информация является фундаментом данной темы.Для того, чтобы сделать наш эскиз (а в дальнейшем- препарат) более точным, изучены всевозможные схемы развития нервной ткани и ее компонентного состава. На основе собранной информации делаем эскиз.


На третьем этапе был осуществлен выбор материала для изготовления препарата. Сначала было решено изготовить препарат из полимерной глины, так как она отвечает эстетическим требованиям и несложна в использовании. Но ввиду того, что мы с ней никогда не работали, у нас ничего стоящего не получилось. Мы решили действовать проверенным способом и остановились на выборе итальянской белой глины, которая подвергается обжигу при температуре 1500◦С. Для окрашивания макета мы использовали краски ангобы (это та же самая глина, только с добавлением пигментов) – коричневого, что соответствует импрегнации азотнокислым серебром, а также другие цвета для схематичного изображения развития нервной трубки. После обжига детали должны полежать в помещении при комнатной температуре около суток.

На четвертом этапе размещаем полученные детали на планшете (размер 50х70). Т.к. детали глиняные и получились тяжелые, то гладкая поверхность или картон их бы не выдержал. Мы приклеили их на ДСП (на шероховатую сторону) самым прочным клеем (выбрали клей-контакт) и дали высохнуть и зафиксироваться около суток. После, сделали на нем соответствующие подписи и сноски.



Список литературы

 

1.          Шеломенцева О.В., Иванова А.К., Трубинский А.А. Создание учебного видеоматериала как форма самостоятельной работы студентов в КрасГМУ//Основные  вопросы  теории  и  практики педагогики   и         психологии. /                           Сборник           научных трудов по итогам     международной научно- практической конференции. № 3. г.Омск, 2016. С. 136-138.

2.          Шеломенцева О.В., Снеткова В.А. Создание препарата -макета" Гистогематические            барьеры               в половых               железах" как форма  самостоятельной работы   студентов   в   Крас ГМУ //  Тенденции  развития психологии, педагогики и образования. - Г. Казань, ИЦРОН.- 2016.- С.74-76.

3.          Шеломенцева О.В., Казадаева А.А., Казадаева И.А. Формирование препарата - макета как форма самостоятельной работы студентов в КрасГМУ// Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. - г. Новосибирск, ИЦРОН. - 2017. - С.74-76.

4.          Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.:ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 600 с.; ил., табл.

5. Гистология, эмбриология, цитология : учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.. - 6-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 800 с. : ил. 6. Анатомия человека: учебник для вузов/ М.Р. Сапин- 2001-Т.2.-635 с.