Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ И СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (КЕЙС - МЕТОД)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

В статье рассматривается один из инновационных способов и средств оценки компетенции студентов неязыковых вузов с помощью кейс – метода, который является практическим и полезным для студентов, повышает их уровень языковой и коммуникативной компетенции. Этот метод способствует становлению языковой личности студентов как будущих специалистов в их профессиональной деятельности. В конечном итоге кейс – метод максимально служит целям обучения иностранного языка в неязыковом вузе.

Ключевые слова:  кейс – метод,  инновация, оценка компетенции студентов,  иностранный язык, образовательные технологии и дидактические цели.

 

THE INNOVATIVE WAY AND AID OF STUDENTS’ COMPETENCE APPRECIATION IN NONLINGUSTIC UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

 

Ushanova N. P.

 

Senior Lecturer MGSU, Department IYaiPK. Russia, Moscow

 

The article considers one of the innovative ways and aid of students’ competence appreciation in nonlinguistic universities with help of case – method, which is practical and important for students nowadays, improves their linguistic and communicative competence level. The method advances students on high level in learning a foreign language, promotes them to become qualified specialists in their occupations. Summing up, case – method maximizes to reach the aims of education universities in the process of learning a foreign language in nonlinguistic universities.

Keywords: case – method, innovation, foreign language, students’ competence appreciation, educative

technologies, didactic purposes.

Современные тенденции в системе образования ставят перед студентами неязыковых вузов в процессе обучения иностранного языка такие задачи как наличие творческого потенциала, самостоятельного критического мышления, умение совершенствовать свои знания в культурной и профессиональной сфере.

Контроль оценки компетенции студентов как один из составных частей лингво-образовательного процесса повышает ответственность студентов в процессе обучения иностранного языка, активизирует их мышление, кругозор, умение и навыки владения иностранным языком в их дальнейшей образовательной деятельности.

Говоря об образовательной функции контроля, мы в контрольных заданиях, как и в работе над языковой структурой иностранного языка выделяем 4 этапа работы по теме: введение, закрепление, повторение, практическое применение. Таким образом, оценочные средства или контроль проверяют качество формирования компетенции студентов, являясь неотъемлемой частью образовательных технологий.

Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС ВПО заключается в совершенствовании традиционных средств в русле компетентного подхода и расширения применения инновационных способов и средств оценки компетенции студентов.

Успешное выполнение контрольных заданий повышает самооценку студентов и является дополнительным стимулом к углубленному изучению иностранного языка. Контрольные мероприятия при организации самостоятельной работы студентов помогают правильно распределить свое рабочее время для своевременного отчета о проделанной работе. Контроль при организации коллективной деятельности помогает учиться и работать в коллективе, правильно распределить роли в группе, вовремя внести нужные изменения. Результаты контроля позволяют преподавателю констатировать успешность и не успешность выполнения, принять решение о коррективах учебного процесса в будущем, а также позволяет совершенствовать процесс обучения и применять более эффективные его формы.

Реализация образовательной программы считается успешной, если ее структура позволяет быстро и четко ответить на вопросы: какие именно компетенции формируют те или иные позиции учебного плана, какие именно методы обучения позволяют выработать те или иные компетенции, как именно проверяется формирование компетенций.

Для       определения       уровня       формирования       компетенции       обучающегося,      прошедшего соответствующую подготовку, в настоящее время разработаны новые методы.

К ним относятся:

-   кейс-метод;

-   метод «мозговой атаки»;

-   дискуссии;

-   ролевая игра.

Рассмотрим кейс-метод. Целью кейс-метода является научить студентов умениям и навыкам самостоятельной работы, решению конкретной ситуации. Кейс-метод может применяться как для групповой так и для индивидуальной работы. Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 стр.), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности. В этом его отличие от иных ситуационных заданий, например, деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Рассказ «кейса» должен иметь экспозицию, завязку, развязку, вызывать чувство сопереживания с главными действующими лицами. Проблема должны быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель.

В обобщенном алгоритме работы с конкретной ситуацией (кейсом) можно обозначить 6 ступеней:

1. Введение в проблему:

-   краткое описание ситуации;

-   изложение сути проблемы в одном предложении.

2. Сбор информации:

-   описание всех существенных лиц;

-   сопоставление важных аспектов проблемы;

-   поиск и оценивание информации.

3. Рассмотрение альтернатив:

-   разработка различных решений;

-   изучение альтернативных вариантов.

4. Принятие решения:

-   оценка вариантов решения проблемы;

-   выбор оптимального решения.

5.    Презентация решения:

-   представления решения;

-   аргументация выбора.

6. Сравнительный анализ:

-   анализ стратегии поиска решений;

-   сравнение с фактически принятым решением;

-   разработка плана мероприятий по реализации решения.

Крайне важно корректно составить собственно сам кейс. Содержание кейса обычно состоит из пакета специально подобранных в соответствии с дидактическими целями материалов. Это могут быть: газетные / журнальные статьи, содержащие реальные факты, фото или видео-хроника событий, исторические справки, результаты исследований. Следует учесть, чтобы вызвать познавательную активность обучающихся, в кейсе должны присутствовать:

-     введение, цель которого вызвать интерес к предлагаемому материалу, продемонстрировать практическую ценность и связь с изучаемым материалом;

-      главная часть, которая содержит описание проблемной ситуации, необходимые ссылки, соответствующие цитаты, представления о внутренних и внешних взаимосвязях и взаимозависимостях;

-     заключение, где проводится обобщение, описывается актуальность и значимость проблемы, акцентируется ограничение, влияющие на возможности решения проблемы.

Конечная цель инновационного способа оценки компетенции студентов – это сделать учебный процесс продуктивным, за счет создания комфортных условий обучения, когда студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, а значит – заинтересованность.

При использовании кейс-метода достигаются следующие цели:

-   качественное усвоение знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний;

-    формирование умений и навыков поиска и выработки альтернативных решений, приводящих к осознанию многозначности практически возникающих в реальной профессиональной деятельности проблем и жизненных ситуаций;

-   развитие таких личностных качеств как способность и готовность к оценке и принятию решения;

-   развитие социальной компетенции при работе в группе;

-       развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение проблемно-осознанного решения.

Для организации работы обучающегося с кейсом необходимо составить план работы и временный регламент.

Инновационный способ оценки компетенции студентов неязыкового вуза с помощью кейс-метода является практическим и полезным для них, будучи интерактивным методом обучения, кейс – метод завоевывает позитивное отношение со стороны студентов. Не менее важно и то, что анализ ситуации довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе, максимально служит целям обучения, повышает уровень их языковой и коммуникативной компетенции.

Список литературы

 

1.                                Жаркова Т.И. Внедрение инновационных технологий в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Профессиональное образование: теория, практика, инновации. – 2010. - №2. – Челябинск, 2010

2.                                Кобзева Н.А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку. Молодой ученый, 2011

3.                                Сороковых Г.В., Жаркова Т.И. Специалист современного иноязычного образования: теория и практика профессиональной подготовки. М.: АПКиППРО, 2011

4.                                Сороковых Г.В., Подымова Л.С., Сергеева В.П. Интерактивные методы в обучении и воспитании в системе общего, среднего и высшего профессионального образования. Москва. Тезаурус,2011

5.                                Симонов В.П. Оценка качества в образовании. Монография. Москва, 2007