Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе школьного образования ориентирует нас, педагогов, на достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Системно-деятельностный подход определяется как условие их достижения.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта нового поколения. Важной составляющей системно-деятельного подхода является собственная учебная деятельность школьников, она реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития ребёнка, формирования его творческих способностей и личностных  качеств. Перед учителем стоит важная педагогическая задача: проектирование и организация условий, инициирующих действие ученика. В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов, одним из которых является принцип творчества, означающий ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Следует отметить, что деятельностным делает урок высокая активность обучающихся на всех его этапах, их заинтересованность в результатах обучения, ориентация на успех. Не существует никаких «обязательных  для  всех»  приёмов  обучения:  их  подбирает  учитель,  исходя  из  индивидуальных особенностей обучающихся   и  классных   коллективов. Одним из этапов современного урока является этап рефлексии, на котором организуется самооценка учениками деятельности на уроке, в завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка выполненной работы на уроке, осознание получения  нового знания). Одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный подход в обучении на этапе рефлексии, является синквейн.

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти         нерифмованных         строк.         Пишется         оно         по          определенным         правилам:

1.       строка      –         одно       существительное,        выражающее      главную      тему      синквейна;

2.       строка          –           два          прилагательных,          выражающих          главную          мысль;

3.       строка        –         три        глагола,        описывающие        действия        в        рамках        темы;

4.       строка                –                 фраза,                несущая                определенный                смысл;

5.       строка        –       заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Как работать с синквейнами

Организационные          формы           работы          с

синквейнами

1.Составление нового синквейна.

2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна.

4.Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

1.Самостоятельно   при   выполнении   домашней

работы.

2 .Самостоятельно на практическом занятии.

3.В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.

4.В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.

5.При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

 

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

-   знает содержание учебного материала темы;

-   умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

-   умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Примеры синквейнов по литературным произведениям:

 

Н.В. Гоголь

«Тарас Бульба»

А. Сент-Экзюпери «Маленький

принц»

В. Распутин

«Уроки французского»

Тарас Бульба,

Великий, могучий,

Маленький принц,

Искренний, ищущий,

Учительница,

Настоящая, добрая,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Патриот!

Верит, любит, думает.

Идеал чистой души! Настоящий друг

Учит, воспитывает, любит.

Дала лучший в мире урок.

Добродетель.

 

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Интересно составление синквейна в групповом взаимодействии: каждая группа может представить свой синквейн на заданную тему, например, на повторительно-обобщающем уроке. Обсуждение результатов работы групп активизирует внимание на учебном              материале,              способствует              повышению              уровня              мотивации.

Составлять синквейн очень просто и интересно не только для школьников, но и для педагога. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает логическое и образное мышление, расширяет словарный запас, позволяет систематизировать собственные представления школьников о теме и содержании урока.

Список литературы

 

1.                   Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.

2.                   Макарова Т.И. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка.http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc

3.                   Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.

4.                   Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/