Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

Авторы:
Город:
Сургут
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2020г.

Внедрения новых педагогических технологий в учебную деятельность является важнейшим условием интеллектуального развития обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), наряду с формированием предметных умений, предусматривает достижение обучающимися метапредметных результатов, которые включают в себя универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие школьникам умение учиться, самостоятельно познавать окружающую действительность.

Важнейшим компонентом познавательных УУД являются аналитические умения. В основе аналитических умений лежит мыслительная операция «анализ». Анализ обычно рассматривают как логическое действие, направленное на выделение отдельные элементы из целого [3, c. 29].

С.Л. Рубинштейн утверждал, что анализ есть выявление составляющих элементов исследуемого объекта [2, с. 4]. Благодаря процессу анализа учащиеся вычленяют явление из случайных связей. Задача процесса анализа – не только разложить предмет на составляющие, но и проникнуть в их сущность.

Таким образом, результатом анализа будет являться деление объекта на составные части и их характеристика, а также определение взаимосвязи между выделенными частями.

Качественным результатом анализа можно считать, если он будет соответствовать ряду требования:

1.          Части объекта должны быть выделены, исходя их цели анализа.

2.          Отдельные части должны сохранять свое функциональное назначение, исходя из их места в действующей системе (объекте).

3.          Части объекта должны быть взаимосвязанными и достаточными.

4.          Должна быть дана сущностная характеристика отдельных частей [1, с. 91].

Подобное понимание содержания действие анализа должно лежать в основе формирования у обучающихся аналитических умения, в том числе на уроках истории. Поскольку данные умения играют решающую роль при изучении исторических процессов, закономерностей, тенденций, формулировании собственных взглядов и оценок.

На уроках истории аналитические УУД связаны с элементами формирования исторического мышлением у обучающихся, операционным компонентом которого будет выступать система действий: выявлять причинно-следственные связи, выявлять закономерности исторических событий, сопоставлять объекты прошлого, называть основные черты и характерные признаки, объяснять понятия, делать сравнения исторических явлений, процессов, классифицировать исторические объекты, формулировать доказательства и др.

Для формирования и развития у обучающихся аналитических УУД учителям необходимо вести поиск новых подходов к организации процесса обучения, трансформировать привычные формы и методы учебной деятельности.

В настоящее время широкое распространение получили интерактивные методы обучения. Зачастую интерактивные и активные методы понимаются как равнозначные явления, однако, несмотря на схожесть, они имеют принципиально важные отличия. Интерактивные методы в большей степени, чем активные направлены на взаимодействие школьников между собой, а не только или не столько с учителем. На интерактивном занятии учитель, прежде всего, организовывает и направляет совместную деятельность школьников на достижение целевых установок урока.

Одним из эффективных методов интерактивного обучения, направленных на формирования и развития аналитических УУД у школьников 10-11классов на уроках истории является метод проблемного обучения. Данный метод представляет собой вид взаимодействия учеников между собой, требующий обнаружения новых, неизвестных знаний или способов деятельности.

В ходе проблемного обучения у школьников формируется умение самостоятельно: 1) увидеть проблему; 2) сформулировать ее; 3) определить пути решения; 4) решить; 5) проверить правильность решения. Данные умения, безусловно, формируются на основе аналитических операциях. Поскольку, чтобы сформулировать проблему, необходимо ее расчленить на составляющие части, определить противоречия между ними и т.д.

Проблема на уроках истории может формулироваться на основе разных подходов.

1)          Проблема может строиться на изменениях объекта. Что изменилось, почему, к чему привели изменения? Например, на уроках истории в 10-11 классах изучая «человека в истории» можно сформулировать проблемный вопрос на основе биографии исторического деятеля, формирование его личности («Повлияло ли детство Ивана Грозного на исторический ход России?») или сформулировать проблемный вопрос на основе изменений в материальной и духовной культуре («Развитие средств связи в XIX веке: изменение истории») и т.д.

2)          Проблема может формулироваться исходя из неизбежности явления. Например: Октябрь 1917 года был неизбежен? Переход власти в руки большевиков был неизбежным (случайным) явлением? В данном случае школьники в совместной деятельности должны проанализировать историческую ситуацию, которая существовала до выделенных событий, а именно определить совокупность и взаимосвязь причин, дать им характеристику и на основе полученных данных сформулировать обоснованный тезис.

3)          Проблема может формулироваться исходя из возможностей явления. Например: Могла ли «просвещенная» Екатерина Великая отменить крепостное право? В данном случае необходимо выделить основные сферы жизнедеятельности общества во второй половины XVIII в., дать им существенную характеристику и определить степень влияние труда крепостных на их функционирование.

4)          Ситуация предположения. Основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например: Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года…

Таким образом, исходное положение, причины изменений, результат – эти содержательные параметры присутствуют в формулировке проблемы. Соответственно, чтобы ответить на проблемный вопрос школьникам необходимо провести содержательный анализ, выделить компоненты, дать им характеристику, провести сравнение, на основе полученных данных сформулировать собственное мнение. Качество выполнения перечисленных действий напрямую зависит от форсированности аналитических умений.

Следующий метод интерактивного обучения, способствующий развитию у учащихся 10-11 классов аналитических УУД – мозговой штурм. Мозговой штурм – метод, который позволяет включить весь класс в совместную деятельность, построенную на основе свободного выражения своей точки зрения, идей по рассматриваемой проблеме. В рамках данного метода необходимо подбирать исторические темы, интересные школьникам 10-11 классов, наличие мотивации будет способствовать формированию у учащихся устойчивой познавательной активности, в том числе, к собственной деятельности. Особенно важно, чтобы проблема имела множество вариантов решений. Таким образом, школьники находят новые подходы к решению и изучению учебного материала. Данный метод гармонично сочетает теоретические знания с практикой, позволяет учащимся «проникнуть в суть явления», выделить те компоненты, которые необходимы для решения проблемы1.

Ещё один вариант интерактивного обучения – метод проектов. На сегодняшний день этот метод приобретает большую актуальность, особенно в среде старшеклассников. Школьники 10-11 классов всё чаще начинают выступать наравне со студентами на общенаучных конференциях. Качество исследовательской работы напрямую будет зависеть от сформированных аналитических умений школьников.

Проекты могут выполняться обучающимися как индивидуально, так и в небольших группа, в основе исследования может лежать любая интересующая их проблема.

При описании проекта рекомендуется условно выделять следующие основные части (разделы):

 

1    Ефремова, Н.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Н.А. Ефремова // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 49-57.


1.          Введение, в котором дается обоснование актуальности проблемы, обозначается проблема, решение которой посвящен проект, формулируется цель проекта и его задачи. Для обоснования актуальности и значимости темы следует проанализировать существующие труда по выбранной исторической проблеме, определить степень изученности вопроса.

2.          Раздел «Решение проблемы», в котором описываются способы решения проблемы.

3.          Раздел «Реализация проекта», в котором дается краткая формулировка результата, на достижение которого ориентирован проект.

Подводя итог, можно говорить том, что в современной школе учителям нужно отходить от

традиционных форм обучения, настолько устоявшихся в методике преподавания. Стремительно развивающееся общество уже не приемлет выпускников школ, «наполненных» знаниями, требуется умение самостоятельно находить эти знания, анализировать окружающую действительность, формулировать собственную обоснованную точку зрения. Использование интерактивных методов обучения при организации работы старшеклассников позволяет реализовать большой спектр задач. В том числе и развитие аналитических умений, которые являются основой многих метапредметных действий.

 

 

Список литературы

 

1.       Захожая Т.М., Степаненкова З.В., Фролова Н.В. Основы учебной деятельности: учебно- методическое пособие в модульной технологии обучения. – Сургут : РИО БУ СурГПУ, 2017. – 94 с.

2.       Самойленко Е.С. К вопросу о полисистемном подходе в психологическом исследовании сравнения // Экспериментальная психология. 2011. – Том 4. – № 4. – С. 4-16.

3.       Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. – № 3. – С. 29-33.