Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Одной из приоритетных задач развития образования как базового элемента долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является обеспечение инновационного характера его развития в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях и компетенциях. [3]. Выполнение  этой  задачи  современной  системы  образования  предполагает  формирование  совокупности «универсальных учебных действий». Согласно определению универсальные учебные действия - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [1].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока. [1]

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Личностные действия позволяют учащимся понять смысл учебной деятельности, определить для себя цель в этой деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование заложенных стандартом, востребованных обществом и личностью результатов ложится на конкретную школу и конкретного учителя. В общеобразовательных школах методы обучения и технологии, обеспечивающие решение поставленных задач, должны конструироваться и применяться учителем в зависимости от особенностей школы. Наряду с лицеями и гимназиями существует большое количество школ, территориально отдаленных от центра города, вузов, учреждений культуры, и являющихся единственным культурно-образовательным центром микрорайона. Именно с учащимися такой школы мы работаем. При исследовании социального паспорта школы, отмечено, что уровень безработицы среди родителей учащихся школы составляет 19 %. В классах учатся дети из семей со средним достатком, а также из малообеспеченных семей. Основная часть родителей обучающихся (42%) имеют среднее специальное образование. Многие ученики не видят для себя личностной перспективы развития после окончания школы и поэтому не заинтересованы в изучении учебных предметов.

Они плохо усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления.  Все это затрудняет работу учителя по развитию учащихся.

Проведенный анализ позволил сделать предположение, которое после первых проб подтвердилось, что наиболее эффективной технологией обучения школьников с выявленными особенностями является проектная технология.

Особенно эффективно ее применение при изучении предметов естественно-научного цикла, которые предусматривают ту или иную практическую деятельность. [3]. Проектное обучение позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. При использовании данного метода ученики легко приобретают умения, необходимые им в профессиональной деятельности или для продолжения образования. Формирование универсальных учебных действий необходимо осуществлять у всех учащихся, независимо от уровня их развития, а это возможно только под непосредственным руководством учителя и при наличии способов управления организованной учителем проектной деятельности. Таким образом, проектная деятельность должна быть организована не вне урока, а на уроке в виде мини проектов. Это - проекты, реализующиеся в рамках одного урока или несколько занятий, по классификации Е.С. Полат [4].

Мини проект позволяет, как нами показано ранее [7], также как длительный проект, развить исследовательские навыки ученика, формировать новые знания и умения, развивать коммуникативные умения, мышление учащихся, формировать универсальные учебные действия (УУД).

Так, на уроках предметов естественно-научного (физика, математика, химия) цикла акцент делаем на формирование таких умений, как: наблюдение, самостоятельный поиск информации, работа в группе, обращение с простейшими физическими приборами.

Например, урок  физики в 7 классе «Экскурсия в зимний лес», в ходе которого ученикам предстоит выполнить два мини проекта, направленных на изучение явлений природы, предполагает формирование вышеперечисленных действий, выражаемых через умения. Особое внимание обращаем на формирование общеучебного умения - обосновать ход эксперимента, когда ученики в ходе виртуальной экскурсии пытаются найти эффективное средство передвижения в зимнем лесу, и умения планировать ход реализации цели (регулятивного) в процессе поиска безопасного и быстрого способа скатывания с горы.[7] При проведении урока физики «Определение плотности овощей и фруктов», особое внимание обращаем на формирование таких умений, как обращение с простейшими приборами (общеучебные), умение работать в группе (коммуникативные), не оставляя без внимания личностные учебные действия, которые позволяют учащимися устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. На уроках математики формирование этих же умений также строится через проектную деятельность. Например, при изучении темы «Площадь четырехугольника», урок - проект проводится на улице, выполняя мини проект «Измерение площади пришкольного участка». Ученики измеряют участок рулеткой, находят наиболее удобный способ определения площади участка, имеющего форму произвольного четырехугольника. Такая работа позволяет формировать и отрабатывать измерительные умения, а также применять знания на практике в повседневной жизни. На таком уроке у учеников формируется умение объяснять полученные результаты и делать выводы (регулятивные), представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул. Необходимо отметить, что коммуникативные и познавательные действия формируются в процессе каждого такого урока, так как основной формой является групповая работа, включающая рефлексивную оценку результатов.

Так на уроке химии в 8 классе при изучении темы: «Способы разделения примесей» ребята попадают группами на необитаемые острова, где есть все для выживания, кроме питьевой воды. Каждая группа получает задание.

Перед учащимися стоит проблема: «Как получить питьевую воду и соль?»

Организованные 3 группы получили задание: Нужно было провести эксперимент и описать свои действия для решения проблемы.

1 группа: «Вода загрязнена маслом. Как очистить, чтобы ее можно было пить» 2 группа: «Морская вода, сделать пригодной для питья»

3 группа: «Есть родниковая вода, но вода не содержит минеральных солей. Доступна морская вода. Надо добыть соль».

Ваша задача, определить, каким способом можно разделить выданную вам смесь. На работу отводится 15 минут, в течение которых ребята ищут решение проблемы с демонстрацией опыта. Такой урок позволяет отрабатывать экспериментальные навыки, развивать личностные действия (понимания смысла учебной деятельности), коммуникативные (общение в группе, предъявление результатов), познавательные универсальные действия (постановка и решение проблемы).

Для более успешного формирования представленных УУД, ученикам на каждом таком уроке выдается карта организации деятельности, направленная на формирование того или иного умения. Для учащихся, способных самостоятельно наметить план работы, правая часть карты работы отсутствует. Для примера ниже приведена универсальная карта работы, предлагаемая ученикам при выполнении на уроке проекта.

 

Организация деятельности

План работы

1.                   Наметьте план.

2.                   Распределите роли. (Возможные роли – организатор, экспериментатор, оформитель, исполнитель, представляющий проект).

3.                   Выполните проект по плану.

4.          Продумайте представление проекта.

5.                   Оцените вклад каждого в совместную работу.

6.                   Заполните карту рефлексии.

1.   Подумайте, какие способы решения данной проблемы

существуют

2.   Подумайте, какие приборы вам необходимы для проведения измерений и эксперимента, подготовьте их, определите цену деления.

3. Проведите необходимые измерения или опыты различными предложенными вами способами.

4. Сделайте вывод, сравнение рисунок ,если это необходимо

Примечание; распределите все виды деятельности между

членами группы.

 

Так, поэтапное  формирование перечисленных УУД на уроках предметов естественно-научного цикла (математика, физика, химия) с применением метода проектов позволило получить следующие результаты. Наблюдение проводилось в 7, 8 классах, в начале, середине и конце учебного года. Мы воспользовались анкетой, предложенной Николаевой Екатериной Владимировной [5]. Как оказалось к концу 8 класса ученики показываю средний и высокий уровень сформированности. Результаты анкетирования, карты рефлексии на уроках, регулярное участие учеников во внеурочных мероприятиях по физике, химии, математике – это также является показателем повышения мотивации к изучению предметов, что является немаловажным фактором при формировании УУД.

 

Список литературы

1.     Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в  начальной школе: от действия  к мысли: пос. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

2.     Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников, 07/2006 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712

3.     Е.Е. Вяземский. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности.// Преподавание истории в школе научно-теоретический и методический журнал. -2010 -№4. URL: http://pish.ru/blog/articles/articles2009/197 16 марта, 2010 года. (дата обращения: 01.02.2016)

4.     Е.С. Полат, Новые педагогические технологии: Пособие для учителей. М., 1997

5.     E.В. Николаева  Анкета по определению уровня сформированности УУД [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/01/27/anketa-po-opredeleniyu-urovnya- sformirovannosti (дата обращения: 12.02.2016)

6.     Примерные программы основного общего образования. Физика.- М.: Просвещение, 2009. – 80 с. – (Стандарты второго поколения).

7.     Румбешта Е.А., Хакимова А.Х. Мини проекты по физике в основной школе как средство формирования учебных умений и интереса к предмету. //Вестник ТГПУ. (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012, №7.