Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Новосибирская область, с.Довольное
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Аннотация: в данной статье раскрывается сущность активных современных технологий и методов обучения в профессиональном образовании. Данные технологий и методы обучения используются как средство формирования профессиональных компетенций у студентов.

Ключевые слова: метод, технология, компетентности, обучение, модуль.

Молодежь занимает важное место, в системе профессионального образования являясь основным инновационным потенциалом страны. И от того, насколько молодежь задействована во все сферы социально- экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, зависит уровень жизни населения страны, а также темпы её развития. Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на современном рынке труда, основная задача учреждений профессионального образования и является основным в научно-методической работе. Одной из приоритетных целей научно- методической работы является перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск и внедрение современных, методов и технологии учебного процесса на основе проведения исследований и обобщения передового опыта преподавателей. Способствует всестороннему развитию обучающегося, главным образом, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют действенный, практико- ориентированный характер. Компетентности – это совокупность знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность [3, с. 1047].

Для формирования профессиональных компетенций, а также для повышения мотиваций у студентов, можно использовать элементы различных активных технологий и методов, которые в настоящее время совершенствуются на основе технологического, интегративного, информационного и профессионально– ориентированного подходов к обучению.

Использование модульных технологий обучения: метод – модульное обучение – предполагает такое построение содержания обучения, при котором каждый студент может быть самостоятельным в подборе содержания и порядка его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей. В этом случае педагог помимо информационных и контролирующих функций выполняет главным образом функцию консультанта и координатора. Модульное построение содержания учебных программ основывается на следующих принципах:

·       целенаправленный подбор учебного материала и составление его в целевые блоки;

·       полнота учебного материала в блоке, его разносторонность и интегративность;

·       обеспечение относительной самостоятельности модуля, его логической завершенности;

·       методическое обеспечение усвоения материала студентами и обеспечение обратной связи с преподавателем.

Модули придают содержанию теоретического обучения гибкость и динамичность. Их можно менять, не нарушая всего курса, что особенно выгодно при старении общетехнических и специальных знаний [2, с. 44].

Привлекательность модернизированной модульной технологии заключается в том, что она сориентирована на формирование учебной и познавательной деятельности, повышение мотивации к занятиям, повышение уровня само занятости на уроке у студентов. Модульная система обучения обеспечивает каждому учащемуся достижения поставленных дидактических задач, предоставляет ему самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижении [1, с. 4].

Работа по изучению содержания модуля организована индивидуально, в парах или в малых группах – звеньях, что позволяет больше времени уделять индивидуально каждому студенту по его потребностям и запросам. При модульном обучении оценивается конечный результат, а внутри модуля контроль диагностический, без оценочный, идет на уровне самоконтроля и взаимоконтроля. Так же существует возможность сверить свои результаты с образцом – эталоном ответов. Меняется деятельность педагога, так же как и отношения между обучающимся и преподавателем. Основной задачей педагога становится разработка модульной программы, согласно последним требованиям ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), а так же раздаточного, обучающего материалов. На занятиях преподаватель мотивирует студентов, выступая в качестве консультанта координируя действия, осуществляя управление обучением студентов. При модульном обучении студент является полноправным, активным участником учебного процесса, влияя на все элементы педагогической системы, обеспечивая максимальное усвоения учебного материала.

В «ДАК» (Доволенский аграрный колледж), для достижения поставленной цели в плане учебного процесса по специальности 35.02.05 «Агрономия» была разработана программа профессионального модуля, а так же модульная структура изучения необходимых для освоения, согласно ФГОС, предметов. Профессиональный модуль (ПМ) состоит из МДК (междисциплинарный курс) – дисциплин и учебных практик (УП), который отражает совокупность и последовательность учебного материала, направленного на овладение определенными профессиональными и общими компетенциями (ПК, ОК), необходимыми для усвоения профессии «Агроном» Табл.1.


   Таблица 1

Структура профессионального модуля по специальности 35.02.05 «Агрономия»


 

 

Индекс

 

 

Наименование МДК

Формы промеж. аттест. (э, дз,з)

Учебная нагрузка обучающихся

(час.)

 

Коды формируемых компетенций*

самостоятель

ная работа

всего занятий

(лек. + лаб.)

ПМ.00

Профессиональные модули

9/2/15

652

1304

 

ПМ.01

Реализация агротехнологий

различной интенсивности

 

2/1/8

 

317

 

634

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5

 

ПМ.02

Защита почв от эрозий и

дефляции, воспроизводство их плодородия

 

2/0/4

 

132

 

264

 

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

 

 

ПМ.03

Хранение, транспортировка,

предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства

 

 

1/0/1

 

 

55

 

 

110

 

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.5  

 

ПМ.04

Технология производства и

заготовки кормов

 

1/0/1

 

108

 

216

ОК 1 - 9

ПК 4.1 - 4.5

 

ПМ.05

Управление структурным

подразделением организации

 

3/0/1

 

40

 

80

ОК 1 - 9

ПК 5.1 - 5.7

ПМ.06

Выполнение работ по одной

или нескольким профессиям рабочих

0/1/0

270

ПДП

Преддипломная практика

144

 

ГИА

Государственная итоговая

аттестация

 

 

 

216

 

* – согласно ФГОС среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия (утв.

приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 454)

 

По каждому модулю сформулированы профессиональные компетентности, требования к допуску, профессиональная направленность, а так же определены требования к доказательствам компетентности, результаты учебной деятельности, критерии оценки деятельности. Результаты деятельности определяют полученные знания, приобретённые навыки, понимание, которые будет способен по завершению изучения модульной программы продемонстрировать студент. Так же для освоения (ПМ) разработаны учебные материалы, эталоны ответов, раздаточный материал, тематическое планирование урока, всё перечисленное ранее несёт свою собственную информацию, дополняя друг друга. При обучении студентов используются новейшие практикумы, методические рекомендации, что позволяет в период обучения применять новые подходы и использовать современные технологии. Благодаря постоянным обновлениям разработок учебных материалов происходит освобождение преподавателя от чисто информационной функции; повышается уровень самообразования и развития способностей у студентов; формируются профессиональные компетенции специалиста.

В ходе самостоятельного выполнения заданий, проблемных задач на профессиональном уровне формируется профессиональная компетентность. Учащиеся соблюдают соответствующие нормы, требования, предписания и оценивают результаты своей деятельности. У них развивается логическое мышление, а также формируются умения анализа производственных систем и процессов [1, с.16].

При помощи модульной технологии студенты проявляют способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, саморазвитию, происходит развитие (ПК), повышается образовательный уровень, возрастает реализация индивидуально-творческого потенциала, что позволяет за счет этого поднять качество подготовки профессионала на новый уровень.

 

Список литературы

1       Короткова Л.Н. Проектирование педагогической технологии модульно-компетентностного обучения: метод. рекомендации; Вестник профобразования № 17, Йошкар-Ола, 2009. – 111 стр.

2       Лузгин С.Е. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации; Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск, 2011. – С 44.

3       Янушевская О.Б. Современные технологии в профессиональном образовании / Сб. статей всероссийской науч. практич. конференции 3 кн. Самара, 2015 –С 1047.