Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2020г.

Никакая педагогическая интуиция и педагогический талант не могут компенсировать отсутствие научно обоснованных технологий обучения.

В. П. Беспалько, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

 

Новые социально-экономические вызовы современного мира обусловили усиление внимания педагогической общественности к проблеме формирования российской гражданской идентичности. С нашей точки зрения, применение эффективных педагогических технологий может обеспечить реализацию поставленной цели.

Технология в общепринятом смысле – целенаправленный, алгоритмизированный процесс, обеспечивающий получение точного, прогнозируемого результата [8, c.11]. С позиции Д.П. Финарова педагогическая технология – это «система способов обучения, определяющих чётко спланированный учебно-воспитательный процесс с заданными результатами» [7, с.103]. Г.К. Селевко, под педагогической технологией понимает: «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам» [6].

Мы разделяем позицию И.В. Душиной, В.Б. Пятунина, А.А. Летягина, которые определяют педагогическую технологию как «совокупность методов, приёмов, форм организации учебной деятельности и обучения, направленных на достижение чётко заданных результатов» [3, с.234]. Основными элементами педагогической технологии являются: проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка [8, c.11]. По мнению исследователей «основными чертами педагогических технологий являются концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность» [3, c.235]. С позиции авторов, «главными признаками технологий обучения являются: чёткая постановка перед обучающимися целей и задач, чтобы каждый ученик понимал практическую значимость изучаемого материала; построение поэлементной процедуры достижения поставленных целей и задач с помощью определённых средств обучения, активных методов и форм; обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам), выполнение обучающимися рекомендаций учителя (приёмов учебной работы, алгоритмов); организация самостоятельной работы обучающихся, связанной с решением проблемных задач; применение вариативных тестовых заданий для проверки результатов работы» [3, с.236].

Сегодня большое внимание в образовании уделяется инновационным технологиям. В общепринятом понимании инновация означает нововведение. Инновационные технологии нацелены на решение комплексных образовательных задач, на реализацию компетентностного подхода.

С позиции О. Козловой инновационное обучение – «это новый тип организации учебно- воспитательного процесса, который ориентируется на создание готовности личности к быстро растущим изменениям в обществе, неопределённому будущему за счёт развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления. А также способности к сотрудничеству с другими людьми». Признаками инновационного обучения, по мнению Л.Н. Омельченко являются предвидение и соучастие. Первое – способность прогнозировать развитие событий, второе – способность проявлять социальную активность, быть инициативным [4, с.17-18].

С нашей точки зрения для инновационных педагогических технологий характерны следующие черты: опора на развитие мышления и творчества, освоение многообразия способов деятельности, направленных на адаптацию и социализацию личности многообразие видов деятельности, актуализация ценностной составляющей учения, самостоятельность, самоуправление (свобода выбора элементов содержания, их последовательности, способов познания, темпа продвижения, партнёров, решения о времени и месте реализации познавательной деятельности), доминирующая коммуникация ученик-ученик, открытость учебного процесса.

Мы полагаем, что процесс формирования российской гражданской идентичности нуждается не просто в педагогических технологиях, но педагогических технологиях интерактивного типа, способных обеспечить обратную связь, обмен мнениями и опытом, ценностными установками и смыслами между субъектами образовательного процесса. Такое взаимодействие, на наш взгляд, может обеспечить необходимые педагогические условия для реализации Я-концепции обучающихся, формирования гражданской позиции и социальной ответственности.

Г.К. Селевко под интерактивным обучением понимает «обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними» [5]. С точки зрения Е.В. Коротаевой,  интерактивное обучение – это обучение, погружённое в общение; интерактивная технология – «это форма обучения, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» [2, с.26-27]. В. В. Гузеев, интерактивные технологии интерпретирует как «вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой» [5]. При этом диалог может осуществляться в самых различных формах: устно, письменно, при помощи знаков.

Для нашей работы значимы, выделенные Е.В. Коротаевой некоторые аспекты организации учебного процесса в интерактивном режиме. Первое, обучающее пространство (пространство должно располагать к диа- и полилогу). Второе, проблемность содержания (тема урока должна содержать проблему, поле «неясности»). Третье, - групповое распределение (работа в группе  предполагает коллегиальность, взаимодействие, рефлексию, сопоставление различных позиций и мнений). По мнению К.Н. Волкова наиболее продуктивная работа характерна для групп с нечётным числом участников [2, с.27-29].

Мы выделяем следующие признаки интерактивного обучения: создание проблемной ситуации; открытый диалог, полилог; ученик – субъект, т.е. он свободен в выборе решений, в представлении своей позиции; яркий эмоциональный фон; ограниченность информации, материальных и временных ресурсов; в ходе учебного занятия допустимо изменение условий [1, с.109-115].

Заявленным признакам в значительной мере соответствуют такие технологии обучения как: технология проблемного обучения, проектная, кейс-технология, технология учебно-игровой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология коммуникативно- диалоговой деятельности. Данные технологии, как по отдельности, так и в сочетании могут быть успешно применены с целью формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках изучения в школе предмета «География».

Анализ подходов к реализации интерактивных педагогических технологий позволяет сделать вывод об их актуальности и востребованности в обучении географии. Повышение интереса к интерактивным технологиям обучения вполне оправдано, поскольку современный этап развития общества требует повышения информационной и коммуникативной культуры личности, что выражается в необходимости научить человека оперативно, грамотно работать с информацией, а также эффективно взаимодействовать с другими людьми с целью решения жизненных задач. Включение интерактивных технологий в систему географического образования способствует формированию российской гражданской идентичности, поскольку помогает реализовать на практике системно-деятельностный подход, ориентированный на присвоение базовых национальных ценностей и развитие индивидуальных способностей обучающихся.

С нашей точки зрения ключевыми преимуществами применения описанных интерактивных технологий в процессе обучения географии являются: 1) ориентация на развитие мышления обучающихся (проблемный характер, несколько вариантов решений), т.е. невозможность спрогнозировать только один вариант развития событий в учебной ситуации и деятельности; 2) ориентация на развитие коммуникативных компетенций на основе реализации «диалога культур»; 3) актуализация ценностной составляющей учения, что является непременным условием формирования гражданской идентичности личности («знания на основе ценностей»); 4) интенсификация процессов обучения, развития и воспитания, их переплетение и взаимодействие, комплексный характер результатов обучения (интеграция УУД). 5) формирование у обучающихся таких качеств как самостоятельность (формирует умение делать выбор, нести ответственность за него) и самоуправление; 6) нацеленность на развитие мотивации к процессу учения, формирование интереса к географии.

Особо следует подчеркнуть, что описанные педагогические технологии методически тесно взаимосвязаны, поскольку их реализация предполагает применение проблемного подхода путём совместного поиска участниками путей разрешения учебных проблем.

 

Список литературы

1.        Беляева М.В. Использование интерактивных педагогических технологий при подготовке учителя географии. Современные педагогические технологии в подготовке учителя географии: сб. материалов заседания учебно-методической комиссии по географии учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров, 2-4 февраля 2012 г. – Н. Новгород: НГПУ. 2012. – 204 с. – С. 109-115.

2.        Коротаева Е.В. Интерактивного обучения: организация учебных диалогов// Русский язык в школе.- 1999. - №5.- С. 26-30.

3.        Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для вузов по специальности "География" : рек. УМО вузов РФ / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, А. А. Летягин и др. ; под ред. И. В. Душиной. - Москва : Дрофа, 2007. - 509 с. – С. 243.

4.        Омельченко Л.Н. Инновации в педагогических системах: теоретические аспекты // Сибирский учитель – №2(75) март-апрель. – 2011. – С. 17-19.

5.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

6.        Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - С. 4.

7.        Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе : учебное пособие для вузов / Д. П. Финаров. -Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2007. - 382 с.

8.     Чанова М.В. (Беляева М.В.) Методика использования метода проектов в обучении географии России. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / М.В. Чанова. – Нижний Новгород. – 2009. – 24. с.