Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УРОКАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2020г.

Приоритетным направлением модернизации современного российского образования – это информатизация системы образования, которую рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе.

В настоящее время учреждения начального профессионального образования вышли на уровень, когда компьютерная грамотность обучающегося и преподавателя должна быть достаточно высокой для того, чтобы свободно использовать персональный компьютер, и получать дополнительную информацию из различных источников, так как эта потребность продиктована временем.

Применение в учебном процессе мультимедийного оборудования и информационно- коммуникационных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся и получить навыки самоконтроля. Важную роль при этом играет развитие логического мышления, зрительной памяти, умение быстро решать поставленные учебные задачи, что в дальнейшем приведет к грамотной эксплуатации и обслуживанию транспортных средств, а самое главное, – к повышению собственной безопасности, и безопасности других участников движения.

Качество подготовки и допуска водителей к управлению автомобильным средством передвижения является одним из звеньев в цепи задач, которые необходимо решить для повышения безопасности дорожного движения. Перед преподавателем теории Правил дорожного движения (ПДД) стоит задача не только обучить правилам безопасного вождения, но и научить анализировать собственные действия и развивать способность в дальнейшем самостоятельно исправлять допущенные ошибки и нарушения техники безопасности. Также одним из основных современных требований к подготовке водителей сегодня является повышение культуры вождения, формирование стереотипов законопослушного водителя [4].

Важнейшая задача преподавателя теории Правил дорожного движения (ПДД) – дать учащимся знания правил дорожного движения на высоком уровне с использованием современных технологий и методических принципов. Кроме этого, преподаватель должен научить использовать необходимые теоретические знания ПДД для поиска правильных оптимальных решений для выхода из моделируемых проблемных ситуаций в процессе решения задач и обязательно следить за всеми изменениями в содержании норм ПДД, если таковые имеют место быть. В новом информационном обществе педагог уже не может быть единственным и основным источником знаний, а это значит, что требуются кардинальные изменения форм учебной деятельности.

Главная цель традиционной формы обучения теории ПДД – вооружить учащихся знанием норм, содержащихся в Правилах дорожного движения, прочными умениями и навыками, с помощью которых они могут не только сдать экзамены по теории в ГИБДД, но и получать новые знания, активно пользоваться ими на собственной практике. Однако в традиционной методике преподавания Правил дорожного движения главную роль играет педагогическое искусство и мастерство самого педагога в использовании таких методов обучения, которые эффективно воздействуют на обучаемых.

Информационно-коммуникационные технологии – эффективное дидактическое средство, помогающее формированию динамической модели подготовки будущего водителя. Необходимость использования цифровых технологий в процессе изучения теории ПДД и самоподготовки – это неоспоримый факт.

Мультимедийная лекция – это занятие, на котором используется представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера, проектора и интерактивной доски. Главный атрибут такого занятия – символьная наглядность, которая способствует формированию «свернутой логики» передачи и понимания материала, так как раскрытие лаконичной наглядной конструкции в виде развернутого словесного изложения требует самостоятельного мышления. Преподаватель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а цифровые технологии применяются им для усиления наглядности и для более доступного объяснения сложного материала.

Положительным аспектом применения мультимедийной презентации, в первую очередь, является интерактивность, усиливающая эффективность обучения и делающая содержание учебного материала более доступным. Во-вторых, на таком занятии важна динамическая визуализация, повышающая умственную деятельность обучающихся и существенно уменьшающая их пассивность. В-третьих, с помощью мультимедийных средств и педагог, и обучаемый имеют возможность спланировать темы вопросов и блоки тем для повторения, что усиливает понимание изучаемого материала и направляет внимание на самое существенное.

Мультимедийная презентация ускоряет темп обучения, увеличивая при этом объём ознакомительной информации, а следовательно, интенсифицирует сам процесс усвоения новых знаний [2]. Принцип доступности на занятиях с применением цифровых средств заключается в неоднократном повторении тех или иных составных элементов презентации, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку.

Применение презентаций отнюдь не снижает роли преподавателя. Ведь именно от того, какое место педагог отведет мультимедийному средству, зависит эффективность занятия и результативность обучения. Правильно подобранные учебные презентации позволяют учитывать не только возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, но и сторонние факторы, например, такие, как пропущенные занятия.

Использование грамотно разработанных презентаций в процессе преподавания Правил дорожного движения предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ, как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения. Преподаватель, разрабатывая и используя презентации в учебном процессе, имеет возможность легко распространять свой опыт и свою модель обучения, так как единожды созданная презентация легко тиражируется [1]. На занятиях с использованием презентаций всегда есть возможность реализовать разнообразные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируя тем самым процесс обучения, уменьшить количество излагаемого материала за счёт использования демонстрационного моделирования.

При цифровом обучении процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь обучающихся с преподавателем более систематичной и продуктивной. При помощи компьютеров, которыми оборудованы рабочие места обучающихся, можно оперативно определить степень усвоения отдельной темы или всего курса в целом. В случае необходимости обучающиеся могут самостоятельно корректировать свои знания, используя режим обучения в программе компьютера. В отдельных случаях, при разборе дорожных ситуаций, на занятии используется демонстрация фрагментов через проектор на интерактивную доску для коллективного обсуждения и анализа дорожной обстановки [3].

Для повышения интереса к выбранной профессии и лучшего усвоения учебного материала уместно привлекать обучающихся к самостоятельной работе в виде домашнего задания, суть которого состоит в поиске материала с использованием сети Интернет, составлении презентаций и отчете о выполненной на занятии работе. Как показывает практика, этот приём значительно повышает качество знаний обучающихся и их мотивацию к обучению.

Однако, несмотря на цифровизацию учебного процесса, не следует забывать, что длительное пребывание за компьютером может негативно отразиться на здоровье обучающихся, поэтому при проведении занятий необходимо использовать и элементы традиционных форм обучения, таких, как беседа, рассказ, работа с учебником или конспектом в тетради [4].

Только использование в комплексе различных методов и средств обучения позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения, повысить активность обучающихся, интенсифицировать учебную деятельность, повысить уровень усвоения материала, сформировать культуру поведения на дорогах у будущих водителей.

 

Список литературы

 

1.     Бегенина, Л.Ю. Интерактивная доска как средство организации фронтальной работы / Л.Ю. Бегенина // Информатика и образование. – 2009. – № 7. – С. 22-23.

2.   Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. –    М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с. 

3.   Романов, А.Н. Автотранспортная психология: учебное пособие для вузов / А.Н. Романов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 68 с.

4.    Сборник докладов и статей «Новое в профессиональном образовании специалистов для сферы обеспечения БДД». Институт безопасности дорожного движения. – СПбГАСУ, 2009. – 134 с.