Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Неоспоримым требованием является подготовка специалиста, отвечающего многогранным потребностям практической фармации. Отсюда и его обучение в вузе должно содержать направления, формирующие его общекультурный уровень, базовые и специальные дисциплины. Определяющую роль в этом играет Федеральный государственный стандарт (ФГОС), в частности, для специальности 060301 «Фармация» это ФГОС третьего поколения. Реализация требований ФГОС требует разработки учебно-методического комплекса (УМК) каждой конкретной дисциплины учебного плана подготовки специалиста.

В  данном  сообщении  мы  хотели  бы  поделиться  опытом  в  создании  УМК  по  дисциплине «Фармацевтическая химия» при подготовке специалистов по заочной форме обучения студентов в Пермской государственной фармацевтической академии. УМК – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения  и контроля, материально-технического обеспечения,  необходимых для качественной организации образовательной программы. В соответствии с системой менеджмента качества, действующей в академии, разработан и утвержден стандарт организации, в котором приведены единые требования по разработке УМК, в состав этого документа должны быть включены следующие основные структурные элементы:

-   рабочая учебная программа дисциплины;

-   методические разработки лекционного курса для преподавателей;

-   методические рекомендации по проведению практических (лабораторных) занятий для преподавателей;

-    методические указания для студентов по изучаемой дисциплине, в том числе и для самостоятельной работы студентов;

-   методические указания по выполнению курсовых, контрольных работ и рефератов;

-    методическое обеспечение проведения вариативной части дисциплины, раздела дисциплины по выбору;

-   фонд оценочных средств по дисциплине;

-   методическое обеспечение практики;

-   словарь терминов (глоссарий).

Несомненно, что формирование столь ответственного документа под силу только высококвалифицированному преподавательскому составу кафедры, стаж педагогической и научной работы в вузе многих из них составляет более 30 лет.

В рабочей учебной программе дисциплины изложены основные цели её изучения и требования к уровню освоения, включающие как теоретическую подготовку, так и практические умения. Уровень освоения дисциплины должен отражать современные требования к специалисту, который обязан обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы на высоком профессиональном уровне осуществлять свою трудовую деятельность. В программе приводится организационно-методический план, в котором представлены тематические разделы с указанием вида учебной деятельности (лекции, практические занятия, самостоятельная работа и др.) и количества часов по каждому разделу.

При составлении организационно-методических планов важно учитывать специфику профессиональной деятельности будущего специалиста и уделять внимание как общим, так и частным вопросам подготовки с учетом последних достижений науки и положений нормативно-правовой базы, соблюдать последовательность изучения теоретического материала и практического освоения и закрепления необходимых навыков.

Кафедра фармацевтической химии ведет учебный процесс на 4, 5 и 6 курсах факультета заочного обучения, кроме того уже на 3 курсе студентам читаются установочные лекции, цель которых показать важность и высокую практическую значимость дисциплины, указать на необходимость систематической самостоятельной работы, сформировать принципы изучения теоретического материала программы и подготовки контрольных работ, т.к. именно их выполнение является средством контроля изучения дисциплины в течение учебного года.

Значительный опыт работы кафедры в организации и проведении учебного процесса на заочном факультете позволил сформировать банк учебных пособий (более 20), треть из которых рекомендована для использования в учебном процессе Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России. Ряд пособий отмечены дипломами на республиканском уровне, а одно из них

«Титриметрические методы в анализе лекарственных средств» удостоено золотой медали международного книжного салона (Париж, 20-23 марта 2015 г.).

Методические разработки лекций и рекомендаций по проведению лабораторных занятий позволяют каждому лектору и преподавателю в студенческой группе унифицированно проводить соответствующий вид занятий, формировать единые требования к усвоению материала.

Оценочные средства УМК представлены тестами, ситуационными заданиями, конкретными вопросами, как правило, требующими творческого осмысления теоретического материала, а не просто пересказа содержания учебника.

При проведении различных видов контроля уделяется внимание не только теоретической подготовке, но и умению применить полученные знания в практической деятельности. Специалист высокого профессионального уровня должен правильно и логично излагать свою точку зрения, отстаивать свои позиции при решении различных вопросов, поэтому важно в процессе обучения давать возможность студенту высказывать своё мнение, доказывать правоту своих суждений, аргументируя её полученными знаниями.

Важной частью обучения в вузе является работа студентов в условиях конкретной профессиональной деятельности, т.е. в аптечных организациях и промышленных предприятиях, производящих фармацевтические субстанции и готовые лекарственные средства. Это дает возможность студентам не только закрепить знания и умения, полученные в процессе обучения, но и применить их в реальных производственных условиях, ознакомиться с инновациями в области практической фармации, требованиями к производству лекарственных средств и обеспечению их качества. Порядок прохождения производственной практики, ее содержание и отчетность отражены в разработанных и утвержденных ученым советом вуза «Методических указаниях по производственной практике «Контроль качества лекарственных средств», которые получает каждый студент 6 курса, направляемый на ту или иную базу практики.

Особенностью ФГОС третьего поколения является наличие в учебном плане выпускного курса таких разделов как «Вариативная часть» и «Дисциплина по выбору», способствующих углублению объема знаний и навыков по дисциплине, расширению кругозора студентов в области практической значимости фармацевтической химии.

Усилению этой позиции в процессе обучения способствуют и курсовые работы, тематика которых разработана кафедрой с расчетом творческого осмысления заданной темы и только самостоятельного ее представления.

Глоссарий (словарь терминов) содержит определения и пояснения специальных терминов, использующихся в процессе изучения дисциплины. Это термины, включающие характеристику наиболее важных свойств лекарственных средств, стадий фармакопейного, внутриаптечного и заводского контроля, формирующих требования эффективности, безопасности и качества лекарственных средств на этапах их производства, распределения, хранения, применения, утилизации или уничтожения.

Подготовленный УМК прошел внутреннее и внешнее рецензирование, является одним из основных документов блока учебно-воспитательного процесса, включенных в номенклатуру дел кафедры, его разделы являются обязательными при формировании годовых учебных планов. Естественно, достижения фармацевтической науки и смежных с ней областями естественных наук, изменения, касающиеся требований к качеству лекарственных средств, введением новых способов их контроля, должны периодически отражаться в УМК.

Сформированный УМК направлен на осуществление подготовки специалистов, обладающих компетенциями, позволяющими эффективно осуществлять трудовую деятельность в современных фармацевтических организациях, а также отвечающих реальным потребностям как фармацевтического бизнеса, так и государственных предприятий фармацевтического сектора.