Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Не вызывает сомнения, что только в процессе самостоятельной работы возможно формирование наиболее важных новообразований студентов, являющихся современными требованиями и к выпускникам вузов, и к начинающим специалистам: владение профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально- оценочной деятельности.

Раскроем закономерности процесса обучения, которые, наряду с учебными занятиями, определяют необходимость самостоятельной работы учащихся в процессе  целенаправленного организованного процесса обучения. Во-первых, процесс познания движется по спирали: каждое следующее изучение одного учебного материала раскрывает новые, дополнительные его нюансы, смысловые оттенки. Значит, чем чаще мы обращаемся к изучению чего-либо, тем полнее будет его познание. Во-вторых, знания, полученные во время учебных занятий при «концентрированном запоминании» [3, 153], переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Следовательно, для перевода полученных знаний, умений, владений в долговременную память, необходима организация их последующей переработки, «рассредоточенного запоминания» [3, 153], т.е. самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является существенной частью и одной из форм обучения в вузе, это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Как видим, она характеризуется двумя признаками: наличием учебного задания, сформулированного преподавателем, и собственно работой студентов по его выполнению. Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения отдельными дисциплинами, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности находить рациональные конструктивные решения, самостоятельно решать проблемы, принимать на себя ответственность и т.д. Таким образом, грамотно организованная самостоятельная работа является существенным воспитательным фактором: она формирует одну из важнейших современных профессионально значимых черт характера будущего специалиста – самостоятельность.

Закономерно, что организации самостоятельной работы студентов в практике работы современных российских вузов уделяется значительное внимание, что позволяет решать следующие задачи:

-   углубления и расширения знаний,

-   формирования интереса к познавательной деятельности,

-   овладения познавательными приемами,

-   развития познавательных способностей и др.

Самостоятельная работа как вид деятельности включает в себя воспроизводящие и творческие процессы. Воспроизводящие или репродуктивные действия заключаются в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» [1, 3]. Результатом же творческих или продуктивных действий является «создание из элементов прежнего опыта …новых образов или действий» [1, 4]. В зависимости от соотношения этих действий в конкретных условиях, исследователи выделяют различные уровни или типы самостоятельной работы учащихся: репродуктивный, тренировочный, реконструктивный, творческий, поисковый, исследовательский. Учитывая специфику самостоятельной работы студентов в вузе, на наш взгляд, можно говорить о самостоятельной работе студентов репродуктивного, исследовательского, творческого типов.

Необходимым условием организации самостоятельной работы студентов вуза выступает единство и взаимодополняемость репродуктивного и продуктивного видов учебной деятельности в ее составе. При движении от репродуктивных способов к продуктивным, совершается переход от конкретного действия к общему, от компонентов решения учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельных мотивов к системе отношений и т.д.

Учитывая деятельностный характер самостоятельной работы, в ее структуре можно выделить следующие компоненты, характеризующие ее как деятельность: мотивация, формулировка цели, постановка конкретных задач, выбор способов их достижения, выполнение действий/ операций, контроль. Правильность организации и реализации названных компонентов в их последовательности и взаимообусловленности определяет успешность, эффективность осуществления самостоятельной работы в целом.

Как отмечают и исследователи, и педагоги-практики (например, [2, 74]), для успешного выполнения самостоятельной работы студентами необходимы ее планирование, контроль со стороны преподавателя. Без самостоятельных познавательных действий самой личности невозможно появление у нее знаний и умений, являющихся ее подлинным собственным достоянием. Поэтому в ходе вузовского обучения преподаватель должен не прямо руководить самостоятельной познавательной деятельностью студентов, а лишь опосредованно направлять, организовывать, контролировать ее. Этим средством, инструментом (т.е. тем, через что опосредуется) организация самостоятельной работы студентов может являться, на наш взгляд, фонд оценочных средств.

Большинство условий эффективности самостоятельной работы студентов в вузе, раскрытых нами ранее [4, 95] будет достижимо при наличии сформированного фонда оценочных средств, который представляет собой не только средство регулярного контроля  за самостоятельной  работой студентов, сколько инструмент ее организации, управления и сопровождения – за счет управления процессом овладения студентами необходимыми знаниями, умениями и владениями, определенными в качестве результатов освоения учебных дисциплин или отдельных модулей.

В традиционном понимании фонд оценочных средств (ФОС) – это комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций, оценивания знаний, умений, владений  на разных стадиях обучения студентов по  программе ВПО,  а также выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения ООП.

В нашем понимании, ФОС должен представлять собой не случайный набор оценочных средств, а их комплекс – совокупность методических и контрольных измерительных материалов, необходимых и достаточных для формирования знаний, умений, владений студентов по конкретной дисциплине, модулю или отдельной компетенции. Данная совокупность представленных материалов позволяет студенту становиться субъектом учения за счет обозначенной в ФОС последовательности осуществления СРС, отражающей постепенное сокращение меры помощи студентам в осуществлении учебной деятельности и, одновременно, нарастание меры их самостоятельности и креативности в процессе познания.

Различные типы домашних заданий, в основном и являющиеся формами СРС вуза, разнообразны, традиционно они выполняются самостоятельно, в произвольном режиме, в удобное для студента время, вне аудитории. Графики выполнения СРС, разрабатывающиеся преподавателями, не всегда решают поставленные задачи регулярности, последовательности и своевременности выполнения самостоятельной работы, поскольку не подкрепляются контролирующими средствами, что для студентов с недостаточно развитыми самоорганизацией, ответственностью, низкой учебной мотивацией (особенно на первом – втором курсах) является существенным фактором.

Грамотно сформированные и предоставленные студентам фонды оценочных средств дают им представления не только об объеме и содержании предстоящей самостоятельной работы, но и об ее последовательности, своевременности, этапах и формах контроля за ее выполнением, критериях и показателях успешности ее выполнения. Так фонды оценочных средств стимулируют учебную деятельность студентов, организуют самостоятельную работу, помогают равномерно распределять силы в ходе освоения дисциплины, рационально использовать время, а так же позволяют осознать практическую направленность формируемых знаний, умений, владений за счет указания их места и роли в выполнении контрольно-оценочных заданий.



Список литературы

1.     Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

2.     Салаватулина, Л.Р. Обучение студентов самостоятельной деятельности [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2015. – С. 73-75.

3.     Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Юрист, 1997. – 512 с.

4.     Шабалина, А.А., Парфентьева, Л.В. Фонд оценочных средств как инструмент организации самостоятельной работы студентов вуза [Текст] / А.А. Шабалина, Л.В. Парфентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 10. – С. 92-98.