Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Перед современной системой образования стоят 4 фундаментальные цели, которые сформулированы Жаком Делором:  уметь жить; уметь  работать; уметь жить  вместе; уметь учиться.  Это означает,  что кроме профессиональной подготовки наиболее востребованными характеристиками специалиста являются мобильность, динамичность, самостоятельность, способность к постоянному саморазвитию, способность к эффективной жизнедеятельности. Такие качества  личности, без сомнения,  можно развить лишь в условиях собственной деятельности.

Однако правильно ли мы понимаем, что такое самостоятельная работа студентов (СРС) и где осуществляется этот вид деятельности? Нужно ли ей обучать? Если да, то, может быть, это дело отдельно взятого преподавателя, который ведет курс с одноименным названием? Поскольку самостоятельность – ключевое слово в профессиональной подготовке специалиста, каждый из нас, работая на лекциях, семинарах в рамках своей дисциплины, может влиять на формирование этого условия. Для этого каждому из нас необходимо освоить технологии обучения студентов самостоятельной деятельности.

Итак, началом любой технологической процедуры, учебной в том числе, является постановка цели. Поставить цель означает спрогнозировать предполагаемый результат. При определении цели студент, во-первых, руководствуется указаниями преподавателя о том, для чего нужна эта работа, какие знания и умения ему необходимы для ее выполнения и как их следует развивать, какие примерно результаты должны получиться в конце работы; во-вторых, студенту следует сопоставить полученные данные со своими целями и возможностями для того, чтобы осознать собственные мотивы, цели работы и представления о ходе ее выполнения.

В педагогической психологии разработаны различные классификации образовательных целей. Перечень целей позволяет получить представление о том, что они расположены в разных образовательных плоскостях и могут быть представлены по группам [1].

·   Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

·   предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий; явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка конкретных умений; решение типовых и творческих задач по теме;

·   креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

·   когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;

·   организационно-деятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссий.

Для того  чтобы помочь студенту определить цель работы, важно  иметь представление о  возможных учебных целях. Однако следует помнить, что учебная цель определяется конкретной учебной ситуацией, индивидуальными (интеллектуальными, морально-психологическими и др.) возможностями студента. Приведем вариант формулирования учебных целей.

1.      Изучить материал учебника и лекции по определенной теме.

2.      Выделить ключевые понятия (принципы, законы и др.) и усвоить их.

3.      Изучить дополнительную литературу по определенной проблеме и найти сходные и отличные точки зрения ученых по конкретной проблеме.

4.      Составить глоссарий по конкретному учебному предмету и провести анализ содержания понятий.

Другой залог успешной самостоятельной деятельности студента – умение целесообразно планировать свою работу. Эта фаза, следующая за целеполаганием. Как показывает опыт и специальные исследования, большинство студентов, особенно первокурсников, не умеет планировать время, отводимое на самостоятельную работу.

Исходным материалом для планирования самостоятельной работы на семестр также служат планы самостоятельной работы по дисциплине, которые представляют кафедры. Форма календарных планов самостоятельной работы студентов на семестр многообразна: ―Графики обязательных занятий студентов‖,― Графики выполнения и контроля СРС‖, ―Учебные планы студентов‖, ―Графики выполнения учебных заданий‖ и др. Одним из самых приемлемых считается ―Календарный план сдачи заданий по СРС по дисциплинам семестра‖.

Как мы отмечали ранее, самостоятельная работа студентов предполагает три группы компонентов: организационный, исполнительский, исследовательский [2]. В свою очередь, каждый из компонентов имеет свою структуру.

Организационный компонент включает в себя:

а) систему организационных умений учебной деятельности (организация и самоорганизация самостоятельной работы - ―заниматься систематически, планомерно‖, ―быстро переключаться с одного вида деятельности на другой‖, ―умение правильно разработать режим дня, целесообразно регулируя нагрузки с отдыхом‖ и т.д.;

б) умения контролировать процедуру собственной работы на основе рефлексии;

в) качества личности, содействующие функционированию этих умений, среди которых – самостоятельность, ответственность, стремление к сотрудничеству, субъектность и др.

Исполнительский компонент включает в себя:

а) систему знаний об эффективных способах учебных действий; б) умения использовать их при решении учебных задач, а именно:

·   умение узнавать, понимать, запоминать и воспроизводить (распознавать, определять) информацию, необходимую для подготовки к решению задач или при ответах на вопросы;

·   умение самостоятельно выполнять определенные осмысленные действия, направленные на решение определенного круга вариаций типовых задач в соответствии с ранее усвоенными образцами (работа с научной литературой по специальности, составление тезисов, рефератов, аннотации статьи, составление библиографии и др.).

·    умение использовать информацию об объектах и способах деятельности в ситуациях, сходных с учебными, или новых ситуациях.

В систему исследовательских умений входят: обзор литературы по теме исследования, оформление результатов собственных исследований в виде реферата, отчета, описание схем, таблиц, подготовка сообщения, доклада по научной тематике, выполнение курсовой и дипломной работы.

Основой всей технологической процедуры самостоятельной работы является рефлексия. В данном контексте рефлексия означает обращенность сознания студента на самого себя, т.е. осознание того, о чем я в данный момент думаю, что и как делаю, хорошо или не очень это получается, адекватно ли то, что я делаю, поставленным целям и задачам, что мне удалось узнать нового и т.д. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Важнейшим этапом при организации самостоятельной деятельности выступает контроль – внешний и внутренний.

Внешний контроль осуществляется как со стороны педагога, так и самим студентом. Самоконтроль проделанной работы позволяет не только осознать достижения и трудности, но и поставить цели для преодоления возникших в ходе работы затруднений, которые можно преодолевать как с помощью преподавателя, так и самостоятельно.

Таким образом, основное новообразование будущего специалиста, приобретаемое в ходе самостоятельной работы, которое по существу отражает качество образования, - способность ставить цель, придумывать эффективные способы ее достижения, осуществлять рефлексию по ходу выполнения работы и затем анализировать результат. Сегодня эффективным, конкурентоспособным специалистом может стать лишь тот, кто способен к самостоятельной инициативной деятельности.

 

Список литературы

1.      Завьялова, Е.П. Совместная деятельность преподавателей и студентов в организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Е.П.Завьялова. – Электрон. дан. – [Б.м., б.г.]. – Режим доступа: http://www.asu.ru, свободный.

2.      Салаватулина, Л.Р. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов [Текст]/ Л.Р. Салаватулина //Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты:науч.журнал.- Москва- Челябинск, 2014.-№ 2.- С.50-55