Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Современное общество ставит перед высшей профессиональной школой задачу подготовки педагога мыслящего, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Конкурентоспособность, компетентность и самостоятельность, как наиболее значимые черты личности, являются ключевыми для творческой индивидуальности будущего педагога профессионального обучения, поэтому, организация процесса обучения в высшей профессиональной школе должна быть связана с их развитием. В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, где самостоятельная работа студентов выступает как средство организации познавательной деятельности, как ведущая форма учебной деятельности, обеспечивающая усвоение фундаментальных, методологических знаний, построение «инструмента мышления» студента. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема организации самостоятельной работы студентов.

Эффективность самостоятельной работы может быть обеспечена решением нескольких задач: планированием, управлением и контролем.

Обращение к теме контроля самостоятельной работы студентов в опыте современного вуза [1;3] позволило установить следующее. По мнению большинства преподавателей (п=147), педагогическая ценность контроля заключается в обеспечении активной познавательной деятельности каждого студента, ее максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей и академической успеваемости, преследуя при этом цель: максимально содействовать развитию индивидуальности.

В ходе бесед мы выясняли, какие задачи преподаватели ставят перед контролем самостоятельной работы студентов. Результаты в обобщенном виде выглядят так:

-          совершенствование умений и навыков (17%);

-          обобщение и повторение пройденного материала (72%);

-          применение полученных знаний, их пополнение и расширение (48%);

-          подсказать более рациональный путь при выполнении заданий (12%);

-   дать консультацию отдельному студенту или группе студентов (7%).

Важно не только оптимально организовать самостоятельную работу студентов, но и путем рационального, продуманного, ненавязчивого контроля выяснить ее результативность. Изучение разнообразия форм и методов контроля позволило уточнить, что он проводится в виде консультаций, коллоквиумов, индивидуальных собеседований, чтения студенческих конспектов, проверки письменных контрольных работ, предэкзаменационных опросов студентов с помощью компьютера, государственных экзаменов, изучения интересов, мнений и настроений студентов.

На наш взгляд, современные системы оценивания в профессиональном образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему оценивания результатов его освоения, в том числе - в рамках самостоятельной работы. Меняется и позиция студента, который становится активным участником процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно-профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции.

Соловова Н.В. указывает, что контроль самостоятельной работы включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым [2]. Результаты самостоятельной работы оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю, учебной дисциплине. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся осуществляется на семинарских, практических, лабораторных занятиях по профессиональному модулю, учебной дисциплине или в специально отведенное время.

Оценка уровня освоения компетенций студентов при выполнении самостоятельной работы требует создания новой инновационной технологии комплексного оценивания совокупности имеющихся знаний, умений и владений и социально-личностных характеристик, формирующих их компетенции и трудовые умения.

Поэтому при создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов:

-      дидактическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельности;

-     компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями – соответственно и данные параметры должны проходить процедуру оценки;

-       при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке студента, готового обеспечивать решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения;

-      при оценивании уровня сформированности компетенций студентов должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике; кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели смежных дисциплин и др.;

-      помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповое оценивание и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами проектов, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами из студентов, преподавателей и работодателей;

-    по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития.

Представим примерный фонд оценочных средств при организации самостоятельной работы студентов.


Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

Конечный продукт, получаемый в

результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

 

 

 

2

 

 

 

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс,

предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

 

 

 

Образец рабочей тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать

умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно- следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплект разноуровневых задач и заданий

 

 

 

4

 

 

Расчетно- графическая работа

Средство проверки умений применять

полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.

 

Комплект заданий для выполнения расчетно- графической работы

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Реферат

Продукт самостоятельной работы,

представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно- исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также

 

 

 

 

 

Темы рефератов  

собственные взгляды на нее.

 

 

6

 

 

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы,

представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения учебно- практической, учебно-исследовательской или научной темы

 

 

Темы докладов, сообщений

 

 

 

 

7

 

 

 

 

Собеседование

Средство контроля, организованное как

специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося

по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

 

 

Вопросы по темам/разделам дисциплины

 

 

 

 

8

 

 

 

 

Творческое задание

Частично регламентированное задание,

имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой.

 

 

 

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий

 

 

9

 

 

Тест

Система стандартизированных заданий,

позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

 

 

Фонд тестовых заданий

 

 

 

10

 

 

 

Тренажер

Техническое средство, которое может быть

использовано для контроля приобретенных профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.

 

 

Комплект заданий для работы на тренажере

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение

письменно излагать суть поставленной проблемы, проводить анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

 

 

 

 

 

Тематика эссе

Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента

являются:

·       уровень освоения студентом учебного материала на уровне учебных компетенций и трудовых умений;

·       умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

·       сформированность общеучебных умений;

·       обоснованность и четкость изложения ответа;

·       оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;

·       творческий подход к выполнению самостоятельной работы;

·       уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;

·       уровень владения устным и письменным общением;

·       уровень владения новыми технологиями, понимание их применения, способность критического отношения к информации;

·       уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, современная система контроля знаний, оценивания компетенций и трудовых умений в рамках самостоятельной работы, должна выстраиваться как комплексный процесс планирования, организации и проведения контрольно-оценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев.

 

Список литературы

1.     Салаватулина, Л.Р. Исследование состояния организации самостоятельной работы студентов [Текст]/ Л.Р. Салаватулина // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Челябинск, 2015.- С.52-55

2.     Соловова Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации/Сост. Н.В.Соловова.- Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006.-15 с.

3.     Шабалина А.А. Формирование готовности будущих дефектологов к осуществлению эколого- экономического образования [Текст] / А.А. Шабалина // Историческая и социально-образовательная мысль. № 6., 2012. С.142-144