Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Подготовка специалистов высшего медицинского образования должна быть ориентирована на формирование основных профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом. Цель профессиональной деятельности специалиста по специальности «Педиатрия»: предоставление медицинской помощи детям с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья, формирование здорового образа жизни, санитарное просвещение. Образование на основе требований профессионального стандарта по специальности «Педиатрия» должно обеспечить овладение базовым алгоритмом профессиональной деятельности, которое позволит в многообразии ситуаций найти правильное решение и профессионально реализовать обоснованные действия. Современные требования к образовательному процессу включают обеспечение инновационного характера образования. Это означает достижение качественно нового уровня образования с учетом современных требований и мировых тенденций: внедрение компетентностного подхода в системе подготовки специалистов, взаимосвязь академических знаний и практических умений [1,4]. Инновационный подход предусматривает также развитие вариативности образовательных программ, в том числе с использованием новых образовательных технологий и лучшего мирового опыта; обновление системы качества образования с формированием открытого образовательного пространства [3,4]. Современные формы преподавания специальности «Педиатрия» должны быть реализованы с учетом требования инновационных технологий. Примером эффективной интеграции интерактивных методов может служить проблемно- рефлексивный или информационно-рефлексивный полилог. Целью этого метода являются актуализация и развитие у обучающегося творческих возможностей для самостоятельного осмысления проблем инновационной деятельности и принятия инновационных решений. Данный метод состоит из следующих этапов: этап наработки проблем, где каждый участник, не повторяя предыдущего, структурирует и конкретизирует проблемы; этап выдвижения идей по решению данных проблем, коллективное обсуждение этих идей и способов их практической реализации, генерирование вариантов их решения.

Исполнительный смысл организации полилога по «круговой» структуре состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить развивающий эффект не только для наиболее «продвинутых» в постановке и решении различных проблем обучающихся, но и менее осведомленных и творческих обучающихся. Посредством «запрета» выдвинутой ранее идеи на повторение каждым участником достигается эффект максимально продуктивного осмысления выдвинутых альтернативных решений.

Эффективным методом формирования коммуникативных навыков в рамках общекультурных и профессиональных компетенций может служить решение ситуационных задач. Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимулирует студентов и даёт им чувство удовлетворенности от своей работы [2,6]. Решая ситуационные задачи, студенты закрепляют теоретические знания и актуализируют свое внимание на профессиональных ценностных ориентациях, так необходимых в будущей профессиональной деятельности: уважение к человеку, его жизни, милосердие, гуманность, человечность, толерантность, мобильность, гибкость, исполнительность, добросовестность, честность, уважение к коллегам. Постепенно от простых диагностических задач студенты переходят к проблемным задачам, которые их максимально приближают к условиям будущей работы [5,7].

Современные инновационные методики должны обучать студентов навыкам коммуникации и основам конфликтологии. Источники потенциальных конфликтов в профессиональной врачебной деятельности с точки зрения конфликтологии как науки: «позиционный дефицит»- невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности; «дефицит источников»- разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере; формирование агрессивных реакций человека; ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте; низкий уровень коммуникации; низкая культура поведения [5].

Способы выхода из конфликтных ситуаций следующие: 1.Соперничество — навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Считается, что данная стратегия ущербна для решения проблем, так как не дает оппоненту возможности реализовать свои интересы. Соперничество оправдано в случаях явной конструктивности предлагаемого решения, выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы, отсутствия времени на уговоры оппонента. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий. 2. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; угрозы потерять все. 3. Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимуме затрат. Оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелании решать проблему вообще. 4. Сотрудничество — наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Сотрудничество наиболее эффективно в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное  внимание к интересам  другого  человека,  при этом  собственные интересы отходят на задний план. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные условия.

Таким образом, эффективность современных   педагогических   методов преподавания специальности «Педиатрия» должна оцениваться по способности формирования и развития компетентных, отвечающих запросам рынка специалистов, способных реализовать установку «образование через всю жизнь», способных органично интегрироваться в новых социально-экономических условиях, быть востребованными и успешными.[

 

Список литературы

1.     Горева, Е.А. Современные технологии в образовании студентов педиатрического факультета /Е.А. Горева, С.Э. Мицкевич // Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.–практ. конф.:«Актуальные проблемы и достижения в медицине». Самара, 2014. – С. 112-115.

2.     Горева, Е.А. Мотивация творческой деятельности студентов в современном образовательном процессе /Е.А. Горева, А.В. Петренко, С.Э. Мицкевич // Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.–практ. конф.: «Перспективы развития науки в области педагогики и психологии». Челябинск, 2014. – С. 50-52.

3.     Горева, Е.А. Интерактивные методы обучения /Е.А. Горева, А.В Петренко, С.Э. Мицкевич //Сборник: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы II  Всероссийской (V внутривузовской) науч.–практ. конф., посвященной Дню российской науки. Челябинск, 2014. С. 40–42.

4.     Горева, Е.А. Применение инновационных технологий в современном образовательном процессе /Е.А. Горева, И. А.Федоров, С.Э. Мицкевич ///Сборник: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы I Всероссийской (IV внутривузовской) науч.–практ. конф., посвященной Дню российской науки. 2013. С. 50–51.

5.     Кульбах О.С. К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования./ О.С. Кульбах, Е.Р. Зинкевич // Мир науки,культуры образования. 2012. – No4(35) С. 178-181

6.     Мицкевич С.Э. Возможности рейтинговой системы в подготовке востребованного специалиста / С. Э. Мицкевич, Е.А. Горева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образовании и науки.2014.С. 46-48

7.     Мицкевич С.Э. Возможности повышения учебной мотивации студентов медицинской специальности / С. Э. Мицкевич, Е.А. Горева //Тенденции развития психологии, педагогики и образования Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Казань, 2015. С. 35-37.