Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Социально-педагогический феномен в профессиональном становлении будущего педагога представляет собой последовательное его социальное развитие, предусматривающее формирование профессиональных качеств его личности. Данный феномен на основе разработанных П.Ф. Каптеревым [1] положений раскрывает сущность и содержание социально-педагогического процесса. Социально-педагогический процесс представляет собой последовательное развитие социализации индивида, его самостоятельности, саморазвития, социальных качеств личности педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. П.Ф. Каптерев в нем выделяет его внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренняя сторона социально-педагогического процесса отражает как своеобразие развития студента, так и содержание общей картины социума. Отсюда содержанием внутреннего процесса является развитие, воспитание индивида, его индивидуальных свойств, качеств с учетом своеобразия данной социальной среды. Внешняя сторона процесса характеризуется как процесс передачи старшим поколением младшему того, что оно приобрело и получило готовым от более старших поколений. Иначе, внешний социально-педагогический процесс есть передача культуры от старшего поколения к младшему в процессе творческой самостоятельной работы и практического участия студента в производственной и социо-культурной деятельности.

Социально-педагогический феномен оказывает влияние на формирование компетентности работников образования, что обусловлено рядом факторов. Прежде всего, сфера образования в своих действиях охватывает все параметры окружающей действительности: природно-климатические условия, социально-экономическую, культурную жизнь социума, менталитет жителей, традиции и т.д. Далее, формирование личности обусловлено как социальным, так и природным потенциалом человека. Также современная жизнь проходит в сложных условиях глобальных социальных, экономических, политических, культурных преобразований. Будущий педагог, чтобы стать профессионалом в своей завтрашней деятельности, все это должен освоить практически.

Социально-педагогический феномен актуализирует социализацию будущих педагогов как один из компонентов педагогического образования. В процессе социализации расширяется их компетентность, как владение аналитическими, прогностическими, информационными, рефлексивными, развивающими, организаторскими, коммуникационными, исследовательскими умениями и навыками. Компетентность формируется и развивается как итог овладения практико-ориентированными в профессиональной деятельности философскими, культурологическими, психолого-педагогическими знаниями. В процессе социализации встречаются много сложностей в повышении уровня профессиональной компетентности студентов.

Современная система образования в стране переживает сложные времена. Разрушается система образования советского периода, которая считалась лучшей в мире, благодаря чему Россия первой вышла в космос, создала атомные электростанции, атомные ледоколы, подводные лодки и т.д. В данном контексте, говоря о причинах утраты нашей страной передовой позиции в образовании, председатель Союза ректоров российских вузов В.А. Садовничий подчеркивает: «Фактически идет уничтожение школьного и высшего образования. Идет уравниловка с какими-то мифическими западными системами, и вытравливается много из достижений российской системы образования» [3]. Как инновации в российском образовании имеем европейские тенденции, которые внедряются без учета российских корней, поэтому слабо адаптируются под российский менталитет.

Это не значит, что не нужно использовать передовые традиции, положительный опыт других регионов и стран. Социализация будущего педагога детерминирована его ценностными ориентациями, его оценкой опыта и практики других. В частности, в условиях социально-экономических изменений, духовно-культурного развития страны функционирование образования сопровождается открытым подавлением ценностных ориентаций, духовной культуры, ведущим к падению общей культуры общества. Это в свое время было отмечено Президентом В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию, подчеркивая необходимость укреплять духовно-нравственную основу общества, что для этого «определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики» [2].

Для профессионализации будущих педагогов в Северо-Восточном федеральном университете на кафедрах профессиональной педагогики, психологии, управления образованием и социальной педагогики нами в течение ряда лет осуществляется социализация студентов во всех формах их взаимодействия с условиями, факторами воспитывающей, развивающей личность растущих людей деятельности в социальной среде. В своей работе мы руководствуемся известным положением: образование, как социальный институт и средство социализации, призвано научить обучающихся адаптироваться к социуму путем усвоения знаний, культурных и духовных ценностей, помочь им соединять в своей жизни материальное и духовное, общественное и индивидуальное, рациональное и иррациональное, знание и нравственность.

Отсюда в своей работе мы исходим из выдвинутой нами идеи, что профессионализация предусматривает развитие, самореализацию студента, приобретение им интеллектуального потенциала и творческого начала в себе, включив его в тесно  связанные с образовательной деятельностью социально-экономические  процессы общества. Данная идея соответствует задаче высшего педагогического образования создавать эффективные психолого-педагогические условия для развития социальной активности будущих педагогов. В процессе обучения они создаются использованием практико-ориентированных, деятельностных, личностно- ориентированных технологий, которые, как показывает опыт, недостаточно развивают социальную активность студентов.

И внимание было обращено на внеаудиторную работу, направленную на приобретение студентами практики в профессиональной деятельности, и на место и содержание предусмотренной программой педагогической практики. Для решения этой задачи использовались возможности студенческого самоуправления, научно-исследовательской, художественно-творческой, спортивной, волонтерской деятельностей. Активная самостоятельная внеучебная работа в соответствии с потребностями и возможностями студентов способствовала тому, что внеучебный процесс стал приоритетным. В результате процесс внеаудиторной деятельности позволил на более качественном уровне формировать и развивать профессиональный социально-психолого-педагогический опыт взаимодействия будущих педагогов с учениками, их родителями и с жителями социума.

В нашей работе профессиональная подготовка опирается на технологии психолого-педагогического сопровождения, проявляющейся в понимании, принятии и следовании рядом со студентами педагогов- кураторов. Сопровождение студентов предполагает изучение их интересов, способностей, возможностей, потребностей и взаимодействия с окружающими, также направлено на формирование у студентов ответственности за решение личностных профессиональных проблем. Психолого-педагогическое сопровождение по формированию у будущих педагогов профессионального самоопределения, самопознания, как необходимый фактор развития их социальной активности, в нашем опыте имеет три этапа.

Первый этап посвящен знакомству студентов (в нашей практике, начиная со второго курса) со спецификой педагогической профессии, которая связана с «самостью» человека, работающего, прежде всего, над собой. Студенты для себя создают программу своей социальной деятельности, в каких школах, учреждениях вести наблюдения, что изучать и т.д. Куратор-педагог обучает студентов уметь общаться с учениками и с другими людьми, пользоваться рефлексией, самодиагностикой, т.е. работать над собой, чтобы определить свои профессиональные способности и самостоятельно добывать в окружающей действительности ценности для своей будущей работы. Он осуществляет постоянный контроль поведения, общения, деятельности студентов, также в различных жизненных ситуациях отстаивает их интересы. Одновременно педагог обсуждает достижения и трудности в их социально-педагогической деятельности,  помогает советом, рекомендациями.  Как видно, на данном этапе основными методами педагогического сопровождения куратора-педагога являются опека, забота, защита студента. При таком подходе у студента формируется понимание других, доверие к ним, проявляется готовность к социальной деятельности.

Далее, на втором этапе, готовность студентов к социально-педагогической деятельности проявляется в их стремлении активно участвовать в работе, чтобы реализовать свой потенциал профессиональных способностей. И они составляют для себя программу действий как во внеучебное время, так и во время практики. Здесь педагог- куратор занимает позицию наставника, что выражается в творческом взаимодействии со студентом, поддерживая его активность. Он учит его за короткий промежуток времени выявлению и пошаговому построению программы деятельности, что способствует различению содержательной и операциональной сторон изучаемых явлений. Все это рождает самостоятельность и креативность будущих педагогов в проектировании, реализации профессиональной педагогической деятельности.

Абсолютную самостоятельность в социально-педагогической деятельности студенты проявляют на третьем этапе, встав на путь решения поставленных в программе задач. Они стремятся их решать самостоятельно и активным участием в разнообразной деятельности социума, связанной с обучением, воспитанием и развитием личности обучающегося. Педагог-куратор занимается миссией консультанта, советчика, когда он мало или почти не вмешивается в осуществление самостоятельной творческой работы студентов, наблюдая за их работой и действиями. В итоге этих наблюдений куратор совместно со студентами проводит анализ их действий. В целом, на всех трех этапах педагогической поддержки, как показала опытная работа, психолого-педагогическое сопровождение социально-педагогической работы студентов является необходимым условием развития социальной активности и профессионального становления будущих педагогов.

Таким образом, социализация студентов, включенная в содержание профессиональной подготовки педагогов, на основе известного положения, что образовательная система открыта для взаимодействия с окружающей средой, с ее учреждениями и коллективами, открывает личность студентов пространству жизненных смыслов и деятельности, формируя и развивая их педагогические способности, стимулируя их творческое отношение к выбранной профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1.     Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. А.М. Арсеньева. - М., 1982. .

2.     Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию РФ // Российская газета, № 287, 13.12.2012.

3.     Садовничий В.А. Выступление на Общем собрании Российской академии наук 29 мая 2008 г. // Вестник РАН. 2008. Т.78. № 11.