Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНИХ КЛАССОВ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Авторы:
Город:
Луганск
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Для современного человека важно хорошо разбираться в экономических вопросах, чтобы добиваться жизненных успехов.

Люди стремятся в полной мере удовлетворять свои потребности, жить в достатке. Часто заработная плата является основным доходом семьи. Многие люди в целях экономии денег участвуют в различного рода акциях по распродаже товаров по сниженным ценам.

Экономическая культура формируется уже с детского возраста. Дети активны в социально-экономической жизни. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети требуют от родителей дорогостоящих покупок – продуктов питания, одежды, телефонов, компьютеров, не зная состояния семейного бюджета. Они наблюдают за покупками для детей из семей, имеющих высокие денежные доходы, и считают, что в их семье родители тоже должны делать такие покупки. В семьях с невысоким семенным бюджетом дети напрасно ссорятся с родителями, им не понятно, что расходы семейного бюджета не могут быть большими, чем доходы. Все это свидетельствует о том, что экономическое воспитание необходимо осуществлять уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Приобретая экономические знания, накапливая первичный экономический опыт, дети становятся сознательнее, начинают понимать, что деньги из семейного бюджета вначале тратятся на оплату коммунальных услуг, затем на удовлетворение необходимых потребностей семьи в продуктах питания, одежде, лекарствах. Покупка бытовой техники часто требует накопления денег, для этого люди деньги хранят в банках, за что начисляются дополнительные суммы денег. Дети начинают осознавать, что источником денег является труд, а заработная плата зависит от квалификации работающего, узнают о высокооплачиваемых профессиях. Многие дети выбирают для себя будущую профессию и стараются хорошо учиться. При изучении экономических вопросов дети узнают, что по денежным доходам в социуме люди разделяются на богатых, людей среднего класса, бедных. Если родители привлекают детей к распределению денег семейного бюджета и планированию покупок, то дети готовы подождать, например, покупку желаемого велосипеда.

Учитывая актуальность экономического воспитания детей педагоги разработали специальные программы экономического образования для детских садов, начальной школы.

Экономическое воспитание предполагает ознакомление детей с доступными для них экономическими понятиями, формирование социально-экономического поведения.

Проблемы экономического воспитания для дошкольников и школьников исследовали педагоги Грама Н.Г., Сазонова А.В. (экономическое воспитание дошкольников), Мельничук И. А. (экономическая подготовка младших школьников), Аменд А.Ф., Сасова И.А. (экономическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности), Лосева О.В. (экономическое образование школьников в процессе обучения географии).

В начальной школе в отличии от детского сада происходит систематическое обучение младших школьников чтению, письму, счету. На наш взгляд, наряду с систематическим изучением экономических понятий по специальным учебным программам необходимо более широкое экономическое воспитание учащихся на различных дисциплинах, особенно на уроках математики, так как экономика связана с расчетами.

Наш многолетний опыт исследования вопросов методики обучения математике учащихся начальных классов показывает, что экономическое воспитание в процессе изучения математики целесообразно осуществлять при компетентностном подходе, реализации связи математики с жизнью, что способствует развитию познавательных интересов учащихся.

Задачей нашей статьи является рассмотрение отдельных вопросов подготовки будущих учителей начальных классов к экономическому воспитанию учащихся на уроках математики.

Качественное обучение младших школьников в начальной школе смогут осуществить специалисты высокой квалификации, сориентированные на творческую профессиональную деятельность, создание новаторского опыта, одним из направлений которого может быть реализация экономического воспитания учащихся в процессе изучения математики .

Под экономическим воспитанием младших школьников будем  понимать привитие  им экономических знаний, формирование моральных норм, социально-экономического поведения.

Как показывает школьная практика для экономического воспитания учащихся от учителя требуется применение разнообразных и вариативных методов обучения, осуществления деятельностного подхода к обучению, их активизации в процессе усвоения знаний.

В целях изучения заинтересованности будущих учителей начальных классов в реализации экономического воспитания учащихся на уроках математики мы провели анкетный опрос.

Анализ анкет показал, что будущие учителя, приступающие к изучению дисциплины „Теория и методика математики в начальных классах‖ осознают актуальность экономического воспитания учащихся в процессе изучения математики как формирование жизненной компетентности.

Все опрошенные согласны с тем, что экономическое образование младших школьников следует проводить по специальным программам и на отдельных занятиях. 90% опрошенных высказали свое мнение о том, что на уроках математики целесообразно экономическое воспитание учащихся, так как создаются условия для уточнения экономических знаний, обсуждения социально-экономических ситуаций, выводов о необходимости соблюдения норм социально-экономического поведения.

Ответы анкет свидетельствуют о том, что будущие учителя готовы творчески подходить к изучению вопросов методики математики и устанавливать возможные связи математики с вопросами экономики, учить младших школьников экономно относится к денежным средствам, природным ресурсам, например, экономно расходовать воду и газ, понимать назначение и пользу соответствующих счетчиков.

Вместе с будущими учителями велся поиск путей реализации экономического воспитания, приобретения учащимися первичного экономического опыта в процессе изучения математики.

Результаты исследований экономического воспитания на уроках математики будущие учителя использовали при написании рефератов, курсовых работ.

Приведем отдельные примеры экономического воспитания младших школьников на уроках математики по таким содержательным линиям: нумерация чисел и арифметические действия, сюжетные задачи.

В целях исследования  возможностей  методики  математики для экономического воспитания  младших школьников мы систематизировали экономические понятия в четыре группы: товар, услуги, деньги; семейный бюджет, потребности, расходы, доходы; труд и профессии; природные ресурсы.

При изучении нумерации чисел первого десятка учащиеся могут рассмотреть номиналы монет и нанесенные на них изображения, обсудить вопрос цвета и размера отдельных монет.

Изучая нумерацию чисел в пределах сотни, тысячи, многозначных чисел, учащимся можно предложить рассмотреть бумажные купюры денег.

В ходе устного счета можно предложить посчитать, сколько купюр достоинством в сто рублей может быть выплачено в зарплату, которая составляет тридцать пять тыс. рублей. При рассмотрении денежных купюр можно предлагать учащимся задания на подборку купюр, какими можно расплатится за покупку, например в двести пятьдесят рублей.

На устном счете наряду с тренировочными примерами на выполнение устных вычислений можно предложить учащимся определить сдачу при оплате покупки. Например, покупка стоит тридцать пять руб, какова сдача из ста руб?

Значительные тенденции для экономического воспитания учащихся несут сюжетные задачи на покупку, изготовление различных предметов. По традиционной методике математики внимание учащихся направляется учителем на получение правильного ответа задачи. Если методика математики совмещается с экономическим воспитанием учащихся в процессе решения сюжетных задач, тогда требуется работа над решенной задачей, которая сосредотачивается на осознании учащимися экономической направленности сюжета задачи. Например, после решения задачи на продажу детских и взрослых пальто учитель может обсудить вопрос, почему детские пальто дешевле, чем взрослые. В ходе рассуждений устанавливается, что цена пальто зависит от количества и качества использованного материала, от сложности фасона.

При решении сюжетных задач на продажу детских пальто различных и одинаковых размеров можно обсудить вопрос о качестве использованного материала, что и определяет высокую или низкую цену пальто.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что ценность покупки должна соответствовать своему назначению. Например, одежда должна быть удобной, соответствовать сезону. Вредным могут оказаться ложные критерии оценки покупки – „лучше, чем у всех‖, „выглядит дорого‖.

Уже с младшего школьного возраста детям прививается понимание ценности комфортности приобретаемых вещей, современность фасона, качественного материала, из которого они изготовлены. Делается вывод, что можно покупать дорогие вещи или дешевые, но хорошего качества.

Анализируя задачные ситуации учитель обращает внимание учащихся на функционирование денег, понимание зависимости реализации потребности человека от его денежных возможностей.

С учащимися целесообразно обсудить вопрос, куда можно потратить деньги, сэкономленные на покупках товаров. Учащиеся предлагают потратить деньги на культурную программу, например, на посещение кинотеатров, музеев, цирка. Учитель подводит учащихся к мысли, что в течении года сэкономленные на покупках товаров деньги следует откладывать на летний отдых. Например, на поездку на море, туристическую поездку.

При решении сюжетных задач можно ознакомить учащихся с различными профессиями. В целях создания положительного отношения к рабочим профессиям учителю можно использовать красивые сравнения, например, слово „золотой‖, которая указывает на ценность. Обсуждается выражение „золотые лучи солнца‖. Без солнца не будет жизни на Земле. Выражение „золотое кольцо‖ подчеркивает драгоценность вещи, а выражение „золотое сердце ‖ указывает на душевность человека, выражение „золотые руки‖ определяет умелость мастера.

Народная мудрость в виде пословиц обращает внимание людей на значимость труда. Например, „Без дела жить – только небо коптить‖ „Без труда не вытащишь и рыбку из пруда‖. При решении сюжетных задач учитель знакомит младших школьников с такими важными жизненными понятиями,  как производительность труда, механизация труда.

В процессе решения сюжетных задач учитель подводит учащихся к тому, что на изготовление различных товаров используются природные ресурсы, количество которых на Земле ограничено.

Учитель может вместе с учащимися решать проблему, как люди выходят из ситуации – когда нужно увеличить производство товаров для комфортной жизни в условиях экономии ресурсов. Ученые разрабатывают и создают различные искусственные материалы. Материалом для одежды является искусственный шелк, мех. Многие виды промышленных товаров изготавливаются из пластмассы, металлопластика.

При изучении дробных чисел может быть дана оценка расходов и доходов семейного бюджета. Например, месячный доход семьи составляет шестьдесят тыс. рублей, требуется узнать, сколько денег тратится в месяц на оплату коммунальных услуг, приобретение продуктов питания и одежды, если такие расходы составляют треть семейного бюджета. В связи с рассмотрением семейного бюджета можно проанализировать вопрос карманных денег младшего школьника и обсудить с детьми разумное их использование.

Анализ экономических жизненных ситуаций учит младшего школьника бережливости, ответственности, организованности, инициативности.

В процессе экономического воспитания младшие школьники осознают, что каждый член семьи должен ответственно относиться к домашним обязанностям, например к уборке жилья, покупке продуктов. Воспитанное в семье бережливое отношение детей к предметам быта часто переносится и на сохранение школьного имущества. Целесообразно обсудить проблему, почему учебники государству выгодно не продавать в магазинах, а выдавать бесплатно в школе. Можно посчитать, сколько денег экономит семья при бесплатных учебниках, которые выдаются в школе. Большую пользу для понимания выгодности бесплатных учебников для бюджета семьи и бюджета страны будет обсуждение высказывания: „Макулатура лес бережѐт‖.

Полученные будущими учителями знания о важности осуществления экономического воспитания младших школьников на уроках математики убеждают их в том, что вопросы экономики жизненно необходимы учащимся, учатся понимать, что деньги нужно тратит экономно, вдумчиво.

Полученный опыт в процессе профессиональной подготовки используют на педагогических практиках. Они убеждаются, что соединение математического содержания и экономического образования делает школьный урок более информативным по содержанию и интересным для учащихся.

 

Список литературы

1.      Бояринцева А.В.  Психологические  проблемы  экологической  социализации  /  А.В.  Бояринцева  // Педагогика. – 1994. – № 4. – С. 12-18.

2.      Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. / Ю.К. Васильев. – М.: Педагогика, 1983. – 96 с.

3.      Грама Н. Г. Формування економічної грамотності у дітей дошкілного віку / Н.Г. Грамма. – Одеса, 1997. – 216 с.

4.      Формування первинного економічного досвіду старших дошкільників / За ред. А.В. Сазонової. – Луганськ, СПД Рєзніков В.С., 2009. – 208 с.

5.      Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М.: Пед. общ. России, 2005. – 256 с.

6.      Шемякин Б.П. Экономическое воспитание школьников / Б.П. Шемякин. – М.: Педагогика, 1986. – 96 с.