Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года) в стране формируется национальная система учительского роста (далее – НСУР), направленная на «установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации [3]. К настоящему времени утвержден и реализуется План мероприятий («дорожная карта») по формированию и введению национальной системы учительского роста[2].

Требования к профессиональной компетентности педагогов отражены в профессиональном стандарте «Педагог», в котором выделена система уровней профессиональных компетенций, описывающих развитие профессиональной деятельности педагога на основе усложняющегося состава его профессиональных действий. При этом предполагается построение системы уровней профессиональных компетенций, описывающих развитие профессиональной деятельности педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до опытного педагога (высший уровень квалификации) [1, с.45].

На основе этой системы уровней профессиональных компетенций возможно выстраивание двух моделей карьерного роста педагога:

-   горизонтальная карьера;

-   вертикальная карьера.

Разработанный проект модели национальной системы учительского роста предполагает, что оценка квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) педагогов в процессе аттестации будет осуществляться по единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ) по следующим направлениям (модулям)[2]:

1. Предметная компетентность;

2. Методическая компетентность;

3. Психолого-педагогическая   компетентность;

4. Коммуникативная компетентность.

В связи с этим, вопросы совершенствования профессионально - педагогической компетентности педагогов должны найти отражение в плане образовательной организации по подготовке к внедрению профессионального стандарта «Педагог» (далее – ПСП).

В Алтайском крае сотрудниками КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» (далее – АКИПКРО) разработана процедура использования в образовательной организации ПСП для профессионального развития педагогов, которая включает:

-   осуществление каждым педагогом самоанализа и самооценки профессиональной деятельности с помощью оценочных листов, разработанных на основе профессионального стандарта «Педагог». Данный шаг позволяет педагогу выделить свои профессиональные достижения и дефициты [6-9];

-   разработка учителем индивидуального плана профессионального развития на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности, в котором педагог отражает планируемые способы демонстрации своих достижений и пути устранения своих дефицитов [4];

-      составление дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации, в которой ответственный за введение профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации фиксирует результаты анализа индивидуальных планов педагогов [5].

Существенную помощь в процессе совершенствования профессионализма педагогов могут оказать предметные методические объединения уровня образовательной организации и муниципального уровня.

На наш взгляд, приоритетной задачей предметного методического объединения (далее - МО) любого уровня является организация работы, направленной на развитие предметной и методической компетентности учителя, как одного из направлений деятельности МО.

Рассмотрим подходы к организации деятельности методических объединений школьного и муниципального уровней по развитию предметной и методической компетентности членов МО.

Методические объединения уровня образовательной организации

Для определения профессиональных достижений и дефицитов членов школьного МО его руководитель анализирует информацию из индивидуальных планов профессионального развития учителей и дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации и фиксирует ее в таблице 1.


Таблица 1 
Обобщенный перечень п рофессиональных достижений членов методического объединения (название методического объединения)

Компетенции (трудовые действия),

успешный опыт владения которыми, может быть предъявлен коллегам

Ф.И.О.        педагогов       –

носителей опыта

Формы предъявления педагогами

результатов       успешного        опыта реализации компетенции

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

 

 

 

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

 

 

 

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

 

 

 

Трудовая                               функция                                «Педагогическая                               деятельность

по реализации программ начального общего образования»

 

 

 

Трудовая                               функция                                «Педагогическая                               деятельность

по реализации программ основного и среднего общего образования»

 

 

 

Модуль «Предметное обучение. Математика»

 

 

 

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

 

 

 

 

В таблице 1 приводится полный перечень трудовых функций, представленных в профессиональном стандарте «Педагог». Руководитель МО для своего плана выбирает информацию по тем функциям, которые относятся к конкретной категории учителей.

Используя те же материалы, руководитель МО составляет обобщенный перечень профессиональных дефицитов педагогов. Для фиксации профессиональных дефицитов рекомендуем использовать таблицу 2, выбирая информацию по тем функциям, которые относятся к категории учителей, входящих в МО.

Таблица 2

 Обобщенный перечень профессиональных дефицитов учителей методического объединения (название методического объединения)

Компетенции                  (трудовые

действия),       являющиеся       для педагогов дефицитами

Ф.И.О.        педагогов,       имеющих

дефициты

Формы работы по преодолению

дефицитов

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

 

 

 

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

 

 

 

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

 

 

 

Трудовая                                функция                                «Педагогическая                               деятельность

по реализации программ начального общего образования»

 

 

 

Трудовая                                функция                                «Педагогическая                               деятельность

по реализации программ основного и среднего общего образования»

 

 

 

Модуль «Предметное обучение. Математика»

 

 

 

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

 

 

 




Заполнение таблиц 1 и 2 позволит руководителю выявить ресурсы членов МО в оказании адресной помощи учителям, испытывающим затруднения в развитии той или иной трудовой функции.

Используя      информацию      дифференцированной      программы      развития      профессиональной

компетентности педагогов ОО, руководитель имеет возможность соотнести потребности членов объединения в развитии определенных компетенций с возможностями совершенствования последних за счет ресурсов членов самого МО: демонстрации достижений, представления инновационного опыта. Для фиксации результатов этой работы предлагается таблица 3:

Совершенствование предметной и методической компетентности учителей методического объединения                         

(название методического объединения)

Таблица 3

 

Компетенции

(трудовые действия), являющиеся для педагогов дефицитами

Ф.И.О.                  педагогов,

имеющих соответствующие дефициты

Формы работы по

преодолению дефицитов

Сроки

Формы

предъявления результатов освоения компетенции

Внутриучрежденческое развитие профессиональной компетентности педагогов

 

 

 

 

 

Развитие профессиональной компетентности педагогов в профессиональных

сообществах (школьное, муниципальное МО, краевые отделения УМО)

 

 

 

 

 

 

Таким образом, при составлении плана работы школьного МО в части подготовки к внедрению профессионального стандарта «Педагог» руководитель выявляет и фиксирует следующую информацию о членах МО:

-   перечень тех компетенций (профессиональных достижений)педагогов конкретного МО, которые выявлены в процессе самоанализа и самооценки профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта «Педагог» и успешным опытом реализации которых они готовы поделиться с коллегами (таблица 1);

-    перечень тех компетенций (профессиональных дефицитов) педагогов конкретного МО, которые требуют развития, совершенствования (таблица 2);

-     перечень возможностей по совершенствованию компетенций, являющихся для членов МО дефицитами, силами педагогов этого МО, готовых поделиться успешным опытом реализации этих компетенций (таблица 3).

Возможно, что мероприятия, которые могут помочь в ликвидации дефицитов конкретной категории педагогов, предусмотрены в плане по введению профессиональных стандартов образовательной организации, муниципального МО, краевого УМО для данной категории учителей. В таком случае, руководитель включает их в план работы своего МО.

Методические объединения муниципального уровня.

Для составления плана работы муниципального МО в части подготовки к внедрению профессионального    стандарта    «Педагог»   его    руководитель    может    воспользоваться   планами «Совершенствования предметной и методической компетентности учителей (название методического объединения)» соответствующих школьных МО (таблица 3). С этой целью руководитель муниципального МО осуществляет анализ планов работы МО образовательных организаций муниципалитета по данному направлению и составляет:

-      перечень типичных (наиболее часто повторяющихся) затруднений конкретной категории педагогов района, банк данных о запросах педагогов;

-     перечень возможностей по совершенствованию компетенций, заявленных как затруднения, дефициты через организацию мероприятий внутри МО, а также мероприятий других уровней. Например, участие в выездных мероприятиях на базе образовательной организации, в которой работает педагог-мастер; в муниципальной, региональной конференции, в вебинарах АКИПКРО и др.

Приведем перечень вопросов методического характера, которые могут стать предметом обсуждения на заседаниях МО:

-   планирование и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

-   проектирование урока системно-деятельностного типа по предмету;

-   изменения в профессиональной деятельности учителя в соответствии с требованиями ФГОС;

-   формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся;

-   переход на новую систему оценивания образовательных результатов обучающихся;

-   развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности и др.

Кроме того, в плане работы методического объединения важно предусмотреть и мероприятия, направленные на развитие психолого-педагогической (в том числе и коммуникативной) компетенции учителей.

Обозначим некоторые проблемы, связанные с личностным развитием учителя, которые могут быть обсуждены в рамках совершенствования психолого-педагогической компетентности учителя:

-      психологические, например, связанные с осознанием себя как учителя «нового типа», в связи с «неприятием» идеологии ФГОС, консервативным мышлением;

-     дидактические, например, обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

-      организационно-нормативные, например, связанные с отсутствием научной организации трудовой деятельности, навыков командно-проектной работы;

-    профессиональные, например, связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Для развития психолого-педагогической компетенции педагогов могут быть использованы:

-    методы социально - психологического тренинга профессиональной компетентности учителя с целью совершенствования профессиональной позиции учителя, развития психических процессов (педагогическое мышление, педагогическая рефлексия и другие качества личности), совершенствования педагогических умений по развитию приемов психологической разгрузки, расширение профессиональных знаний;

-       анализ конкретных педагогических ситуаций с целью совместного решения общих профессиональных задач (низкая успеваемость, конфликтные ситуации в классе, в коллективе и др.);

-      задания, связанные с развитием умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки с целью повышения профессионализма;

-    задания, связанные с развитием профессионально важных характеристик личности (анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя, метод «мозгового штурма», проведение дискуссий и др.).

Возможные формы, используемые с целью совершенствования педагогической компетентности учителей:

-   научно-методические конференции разного уровня;

-    открытые уроки;

-   проектная, исследовательская деятельность педагогов;

-   мастер-классы;

-   взаимопосещение уроков;

-   наставничество;

-   семинары;

-   профессиональное самообразование;

-   тренинговые упражнения;

-   дискуссии;

-   курсы повышения квалификации и др.

 

Список литературы

 

1.        Вестник образования России, №19 .- 2017, С.45

2.        Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.07.2017 №703 [Электронный ресурс]:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71641920/

3.        Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета      Российской       Федерации      23       декабря      2015       г.       [Электронный       ресурс]: http://tcor.ucoz.ru/vospitat_rab2/proforientacz/feder_ur/poruchenie_prezidenta.pdf

4.        Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности: методические рекомендации /сост. Т.Г. Блинова, Е.Н. Жаркова, И.Н. Стукалова, И.Н. Овсиевская. – Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. -18 с.

5.        Проектирование дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации: методические рекомендации /сост. Т.Г. Блинова, И.Н. Овсиевская, И.Н. Стукалова. – Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. -24 с.

6.        Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя начальных классов на основе профессионального стандарта «Педагог»: методические рекомендации / сост. Н.Г. Калашникова, Т.Г. Блинова, И.Н. Стукалова, Е.Н. Жаркова. – Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. -22 с.

7.        Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»: методические рекомендации / сост. Н.Г. Калашникова, Т.Г. Блинова, И.Н. Стукалова, Е.Н. Жаркова. – Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. -22 с.

8.        Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»: методические рекомендации / сост. Н.Г. Калашникова, Т.Г. Блинова, И.Н. Стукалова, Е.Н. Жаркова. – Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. -24 с.

9.        Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя русского языка основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»: методические рекомендации / сост. Н.Г. Калашникова, Т.Г. Блинова, И.Н. Стукалова, Е.Н. Жаркова. – Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. -24 с.