Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

В современной Российской Федерации существенно возросла потребность в непрерывной профессиональной подготовке специалистов «помогающих» (социономических) профессий: социальных работников, психологов, социальных  педагогов, организаторов работы  с  молодежью, специалистов в сфере социальной геронтологии и др. В значительной мере этот факт обусловлен тем обстоятельством, что высококвалифицированная профессиональная деятельность специалистов социономического профиля является базой для позитивных изменений в социально-психологическом, социально-валеологическом, социально- реабилитационном и многих других аспектах жизнедеятельности конкретного человека и общества в целом.

Необходимость обоснования теоретико-методологических основ прогностического подхода к развитию системы непрерывного многоуровневого профобразования специалистов социономического («помогающего») профиля в той или иной степени зафиксирована и ряде нормативно-правовых документов Российской Федерации. Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается, что образованию как важному социальному институту принадлежит особая роль в перспективных системных изменениях, которые должны произойти в российской экономике и обществе, чтобы страна вышла на путь устойчивого инновационного развития. Также и в материалах Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 подчеркивается, что непрерывное образование рассматривается и как один их факторов развития всех подсистем государственной и общественной систем страны]. В целом же в выше названных документах процесс модернизации отечественной системы образования видится в придании ей таких приоритетных черт, как непрерывность, прогностичность как опережающий характер формируемых у обучающихся знаний, умений, компетенций.

В ряде научных исследований последних лет [1; 2; 3; 4 и др.] отмечается, что в современной России, к сожалению, налицо ситуация рассогласования имеющегося рынка профессионально-образовательных услуг (различного уровня, типов и видов) и потребностей (запросов) рынка труда. Пути разрешения данной проблемы в определенной мере могут находиться в сфере реализации прогностического подхода к процессу развития систем непрерывного профобразования (в том числе, и специалистов «помогающих» профессий).

Представители различных научных отраслей по-своему раскрывают сущность понятия «прогнозирование». Так, например, в философии прогнозирование обычно трактуется как: а) результат размышлений, основанных на многофакторном анализе массивов достоверной информации, о возможном развитии тех или иных событий (процессов, явлений) в будущем; б) многоступенчатый процесс переработки информации, осуществляемый на различных уровнях функционирования психики человека, с использованием вариативных конструктов, хранящихся в памяти (в частности, категориальных, интеллектуальных, перцептивных схем и их интерпретаций) [5, с. 368].

Б.С. Гершунский педагогическую прогностику рассматривает как составную часть социального прогнозирования, включающего в себя в той или иной мере совокупность прогнозов демографического, социально-психологического, медицинского, экологического, культурологического и другого характера [1].

С точки зрения теории и методики профессионального образования, прогностический подход к развитию системы многоуровневого профобразования специалистов социономического профиля в систем «вуз – повышение квалификации» заключается в ориентации целостного профессионально-образовательного процесса на подготовку не только высококвалифицированного профессионала (специалиста-практика), но и на создание условий для развития личности специалиста как субъекта будущего, т.е. человека, который осознает и принимает неизбежность усложнений и в профессиональных рамках, и в его жизнедеятельности в целом, понимает необходимость перспективных дел по организации нового социокультурного пространства. Если же по каким- либо причинам прогностический подход к развитию системы непрерывного профобразования не будет реализовываться, то возможно возникновение ситуации, которую Э. Тоффлер называл «футурошок» (страх человека перед непонятным будущим, страх перед неопределенностью и неожиданностью возникновения тех или иных событий, а, главное, неспособность человека справиться как с этими страхами, так и неспособность адаптироваться к новым условиям труда и жизни) [6].

Таким образом, реализация прогностического подхода к развитию системы непрерывного профобразования предполагает, что в процессе обучения студент вуза, слушатель курсов повышения квалификации должен находиться в ситуациях ориентации на будущее в его соотнесенности с настоящим состоянием, а также в ситуациях постоянного предвидения (прогнозного проектирования) своих собственных перспектив профессионального и индивидуально-личностного роста.

В той или иной степени прогностический подход к модернизации системы непрерывного профобразования специалистов «помогающих» профессий базируется на ниже следующих парадигмах: научно-образовательной, социально-образовательной,    культурно-образовательной.

Процессе реализации научно-образовательной парадигмы в системе «вуз – повышение квалификации» определяется тем, насколько полно используются современные достижения различных отраслей науки при разработки педагогических технологий профобучения, а также как научные достижения отражаются в содержании профессионально-образовательных программ различного уровня. Следует, однако, заметить, что и по сей день в практике учебно-воспитательного процесса в системе «вуз – повышение квалификации» не разрешена дидактическая проблема, суть которой состоит в ответе на вопрос: каким образом «превратить» новые научные завоевания в личностно-значимые и профессионально важные достояния студентов вуза, взрослых обучающихся на курсах повышения квалификации.

Суть социально-образовательной парадигмы состоят в том, что знания и умения, которые были освоены обучающимся в системе «вуз – повышение квалификации», должны достаточно легко модифицироваться  в смежных сферах их возможного применения, что будет способствовать успешной трудовой адаптации специалиста на современном рынке труда. Рассматривая прогностические перспективы непрерывного профобразования специалистов «помогающих» профессий в московском регионе, необходимо учитывать то обстоятельство, что Москва будет развиваться в той же логике, что и другие столичные мегаполисы мира, т.е. Москва, в первую очередь, будет нуждаться в кадрах информационно-компьютерного профиля, а также в кадрах для культуры, науки, социальной и социономической сферы.

Культурно-образовательная парадигма постулирует тот факт, что уровень культуры в обществе зависит от состояния и уровня развития системы образования. Следовательно, если в прогнозном развитии система непрерывного профобразования кадров социномического профиля сумеет обеспечить высокий уровень сформированности у ее выпускников (специалистов-практиков) высокий уровень профессиональной и личностной культуры, то значительно повысится и качество оказания гражданам социальных услуг.

На сегодняшний день условно можно выделить следующие группы задач в сфере реализации прогностического подхода к развитию системы непрерывного профобразования кадров социономического профиля.

К первой группе следует отнести задачи: а) приведение профессиограмм специалистов социономического профиля в соответствии с современными требованиями Национальных стандартов РФ «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», «Социальные услуги детям», «Социальные услуги семье»; б) обоснование теоретико-методологического базиса процессов формирования и развития в системе «вуз–      повышение квалификации» различных видов компетенций специалистов «помогающих» профессий; в) разработка дидактических механизмов интеграции  в целостном профессионально-образовательном процессе системы «вуз – повышение квалификации» традиционных и инновационных технологий обучения.

Ко второй группе можно отнести следующие задачи: а) разработка содержательно-методического базиса профессионально-образовательного процесса системы «вуз – повышение квалификации» на основе принципа регионализации (т.е. с учетом специфики корректного региона, в частности, потребностей регионального рынка труда в специалистах социономического профиля); б) совершенствование научно-методической деятельности межрегиональных центров повышения квалификации и профпереподготовки специалистов «помогающих» профессий.

В третью группу можно отнести следующие задачи: а) разработка соответствующего современным требованиям науки и социальной практики квалиметрического инструментария оценки качества непрерывного профобразования специалистов социономического профиля; б) реализация международных научно- исследовательских программ, проектов по актуальным проблемам повышения качества непрерывной профподготовки специалистов «помогающих» профессий.

Основными механизмами реализации прогностического подхода в системе непрерывного профобразования кадров социономического профиля являются: а) отражение в содержании профессионально-образовательных программ научно-обоснованных прогнозных тенденций складывающихся в обществе новых общественно- политических, нормативно-правых, социокультурных, социально-экономических, морально-нравственных, экологических ситуаций; б) прогнозное педагогическое проектирование социокультурных, социально- экономических, социально-психологических и др. последствий по результатам внедрения инноваций в сфере непрерывного профессионального образования специалистов «помогающих» профессий; в) научно-обоснованная разработка и внедрение новых видов профессионально-образовательных программ подготовки кадров социономического профиля в системе «вуз – повышение квалификации»; г) системно-целевое и функционально- процессное программирование  управленческих действий в сфере развития новых вариативных видов, форм повышения и профессиональной переподготовки специалистов социономического профиля. Так, например, одним из отражений мировых тенденций в сфере прогностического развития системы повышения квалификации кадров учреждений социономического профиля является формирование разветвленной системы дистанционного открытого образования.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что качество процесса реализации прогностического подхода в системе «вуз – повышение квалификации» специалистов социономического профиля в значительной мере сопряжено с высоким уровнем профессионализма профессорско-преподавательского состава вуза и факультета повышения квалификации.

Особо подчеркнем то обстоятельство, что реализация прогностического подхода в системе повышения квалификации специалистов «помогающих» профессий невозможна без научно-методического проектирования нового содержательно-технологического базиса вариативных курсовых программ.

Можно утверждать, что исследование проблемы прогностического подхода к развитию системы ««вуз – повышение квалификации» специалистов социономического профиля продуктивно проводить в рамках теории управления изменениями. Особое значение в управлении изменениями в системе непрерывного профобразования кадров «помогающих» профессий имеет качественная аналитическая основа предполагаемого инновационного процесса (что, почему, где нужно изменять), а также разработка стратегии и тактики проведения изменений, их практическая реализация.

Резюмируя выше изложенное, можно утверждать, что для полноценной реализации в системе непрерывного профобразования специалистов «помогающих» профессий прогностического подхода необходимо осуществить следующую последовательность действий: а) своевременно осуществлять оперативное изменение содержания   и   требований   госстандартов   профобразования   в   соответствии   с   теми   изменениями (трансформациями), которые со временем динамично происходят в науке, технике, социальной сфере, а также в содержательно-технологическом базисе профессиональной социономической деятельности; б) разработчикам новых видов профессионально-образовательных программ для подготовки специалистов «помогающих» профессий следует четко понимать изменчивость  требований, которые предъявляются к качеству профессионально-образовательных услуг как государственным заказом, работодателями, так и «потребителями» данных услуг (т.е. самими обучающимися) на разных временных ступенях развития личности и общества, в) разработка новых и совершенствование уже имеющихся контрольно-оценочных материалов, технологий автоматизированной проверки результатов тестирования обучающихся; г) принятие эффективных, целесообразных управленческих решений и мер, направленных на получение положительных изменений в результативности образовательной деятельности учреждений профподготовки кадров социономического профиля.

Таким образом, прогностический подход к развитию системы непрерывного профобразования специалистов социономического профиля обеспечивает полифункциональную подготовку специалистов на перспективу в рамках научно-обоснованного прогноза востребуемости данных кадров на современном рынке труда и для решения конкретных профессиональных (в том числе, и регионально-обусловленных) проблем повышения качества социальных услуг, предоставляемых российским гражданам.

Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ №2014/601 (код проекта 3106)

 

 

Список литературы

1.        Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высшая шк., 1991.

2.        Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. Прогностический подход к развитию дистанционного образования специалистов социальной сферы // Dny vedy – 2012: Materialy VIII mezinarodni vedecko- prakticka konference. Dil 23. Pedagogika. Praha: Publishing Hause Education and Science s.r.o., 2012. С. 14-18. Режим   доступа:   http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Pedagogica/1_105350.doc.htm

3.        Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М.: Владос, 2005.

4.        Никитина Н.И., Галкина Т.Э. Прогностический подход к повышению квалификации специалистов социальной сферы // Социология образования. 2012. № 8. С. 74-85.

5.        Новейший философский словарь / Сост. А.А. Гриданов. Минск, 2006.

6.        Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2003.