Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ИЗ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В психологии уделяется большое внимание понятию нравственности. Данное понятие рассматривается как в рамках личностного, так и рамках и деятельностного подхода. Основным аспектом анализа в таком случае является социальная и культурно-историческая детерминации нравственности. (Рубинштейн СЛ., Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Эльконин Д.Б., Божович Л.И., и др.).

Изучение литературного произведения в контексте психологии направлено на проведение объективного и целостного анализа. Интеграция психологии в процесс литературоведческого анализа включает в себя следующие аспекты:

·       Овладение терминологией, необходимой для проведения анализа в аспекте психологического обоснования

·       Коррекция понимания категории «нравственного» учащимися

·       Использование категории «ценности» в различных аспектах с целью глубокого проблемного анализа

·       Дифференциация форм ценностей в процессе литературоведческого анализа

·       Проведение анализа с учетом психологических факторов возникновения ситуации нравственного выбора

·       Анализ объективности ценностей в пьесах

·       Использование различных толкований конкретной нравственной категории с целью разностороннего проблемного анализа

·       Изучение аксиологических понятий из области психологии

·       Учет психологических причин нравственного выбора героев драматического произведения

В психологии существует отдельный предмет – нравственная психология. Нравственная психология определяется как наука, которая раскрывает психологию человека с позиции его нравственного развития. Своим содержанием она открывает путь к формированию нравственных оснований в человеке. Взгляд исследователей – психологов на категорию нравственности может быть использован вкупе с философской теоретической базой. Рассмотрим ключевые позиции, наиболее подходящие для интеграции в процесс литературоведческого анализа. Согласно позиции А. Гармаева, нравственное подлежит созерцанию. Оно не может быть только предметом интеллектуального изучения, ибо полностью описать его не возможно. Полностью его может исследовать только сам человек, ибо только он может знать в себе то нравственное и то сокровенное, что происходит в глубине души как истинный поступок, как красота его внутреннего переживания, как опыт обретения в себе нравственного [1].

Анализируя современную картину нравственности, А. Гармаев отмечает, что нравственное не заключается исключительно в окружающих традициях, обычаях, в становлении человека. Эгоистические ценности, которые заключаются в материальном благополучии, приобретению статуса, укрепления себя в социуме встают на первое место. Таким образом, современный человек даже не подозревает о существовании в себе образа внутренней нравственной красоты. Данная позиция будет интересна в аспекте сопоставления видения психологического обоснования нравственности в эпоху жизни героев литературных произведений с современным пониманием нравственности.

В отечественной психологии процесс социального развития человека связывается с процессом усвоения знаний. Знания человека о нравственности передаются из поколения в поколение и являются залогом нравственных отношений. Так, например, в процессе анализа ряда произведений советского периода, важно учитывать, что устоявшиеся нормы нравственности и представления предыдущих поколений о моральных принципах влияют на поведение героев, на их отношение к жизни и принятие решений, определяющих их духовное развитие. В психологии подобное нравственное сознание рассматривается как мысленное выражение моральной нормативности и моральной оценочности в форме некоторых общих представлений и специфических понятий к различным фактическим ситуациям в форме конкретных суждений [2, c. 159].

Нравственность в психологии рассматривается в психологии как фактор общественного и исторического процесса и заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий сограждан с интересами и достоинством общества в целом. Таким образом, нравственность определяет поведение человека, ориентируя его на определенные нравственные идеалы [3].

В процессе создания методики изучения произведения советского периода важно учитывать понимание нравственности учащимися, ведь проблемный анализ неизбежно проводится через призму собственного понимание данной категории. В статье «Нравственность как психологическая проблема» А.В. Юревич в качестве примера приводит данные о том, что в России большое количество респондентов на вопрос «Может ли человек, преступая закон, быть правым?» отвечают положительно. Термин свобода трактуется скорее как вседозволенность и свободу от нравственного контроля [4, c.4]. В таком случае возникает потребность в объяснении данных понятий.

Приведем примеры исследований понимания нравственности современной молодежи [5, с. 16-23].

·       Москва стоит на последнем месте в списке городов, где жители готовы помочь ближнему.

·       Около 50% сограждан признают постоянное хамство нормой поведения и считают это условием выживания.

·       Нормы нравственности соблюдается большинством респонтентов только в рамках соблюдения закона

·       Большинство опрошенных детей школьного возраста считают основными причинами совершения тех или иных поступков страх наказания и сочувствие

·       Большинство респондентов признались в том, что нравственное поведение должно быть выгодно. В противном случае оно не имеет смысла.

Важно также отметить тенденцию к эйджизму или дискриминации по возрасту. Отмечается снижение чувства уважения к старшему поколению, проявление интолерантности в  отношении к старости. Подобный взгляд на жизнь во многом определяет специфику аксиологического анализа любого литературного произведения. Традиционный конфликт «отцов и детей» из противоборства мировоззрений перерастает в упрощенное чувство неприязни и презрения к старости. Под таким углом невозможно рассматривать отношения между поколениями, которые раскрываются в литературе. Особенно актуально это проблема стоит в процессе изучения советской литературы. Герои произведений – ровесники бабушек и дедушек современных студентов. В условиях подобного отторжения старшего поколения крайне сложно говорить об адекватном восприятии нравственности того или иного произведения советского периода.

Таким образом, можно говорить о серьезной проблеме, которая раскрыта в современных исследованиях в области психологии и социологии, однако, не имеет методических решений, применимых в области изучения литературы.

 

Список литературы

1.     Гармаев А. Нравственная психология и педагогика // Электронный ресурс – [ URL: http://lib.ru/HRISTIAN/GARMAEW/nrawstw.txt   ]

2.     Мораль: Сознание и поведение. Под ред. Головко Н., Буевой Л., Шердакова В., Наука, 1986

3.     Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности. // Электронный ресурс – [ URL: http://shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/74.pdf]

4.     Юревич А.В. Нравственность как психологическая проблема // Вопросы психологии, 2009, - июль-август

5.     Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. 2004, – №5