Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИМИДЖ И ЛИДЕРСТВО В СИСТЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Такие качества личности военнослужащего, как целеустремленность, эмоциональная устойчивость, умение управлять собой и, в случае необходимости, другими присущи лидеру. Лидер в любом коллективе пользуется авторитетом, он не только стремится влиять на коллег по службе, но, как правило, возлагает на себя ответственность за других по собственному желанию. Имидж лидера в новом коллективе формируется постепенно благодаря умению убеждать, отстаивать свою точку зрения, проявлять решительность, настойчивость, уверенность в себе, в правильности своих поступков. Эти качества личности проявляются, прежде всего, в общении с другими, они создают у окружающих особый имидж – имидж лидера. Вышеназванные качества личности лидера, в большей степени, относятся к организационно-волевым его проявлениям. Они могут быть дополнены другими, не менее важными характеристиками, качествами:

–      мотивационными (необходимость соблюдения воинской дисциплины, устойчивость и ясность в понимании профессиональных интересов, связанных с действиями, направленными на выполнение воинского долга - защиту Отечества);

–      духовно-нравственными (гуманность, честность, совестливость, отзывчивость, доброта, справедливость, порядочность, милосердие);

–      физическими (способность к физическому самосовершенствованию);

–      интеллектуальными (способность к логическому мышлению, изобретательности);

–      деловыми (способность к разумному риску, предприимчивости, ответственности, расчетливости, умению любое дело доводить до конца);

–      социальными (тактичность, гражданственность, способность бережно относиться к национальным, общественным, семейным традициям);

–      общекультурными (культура общения, поведения, умственного, физического труда, правовой, экономической и других ее составляющих).

Анализируя в совокупности все вышеназванные качества, характеризующие лидера, следует сказать, что эта модель отражает противоречия между "Я-реальным" и "Я-идеальным". Она является описательной и представлена в терминах, понятных любому человеку: к «идеальному» может стремиться любая личность, в том числе лидер. В этом достоинство модели.

В соответствии с "Я-концепцией" все процессы самости строятся на основе анализа и понимания ее составляющих: "Я-прошлое", "Я-настоящее", "Я-будущее". Эти модели позволяют военнослужащим (лидеру) оценить себя в измерениях "Я-реальное", "Я-идеальное" и понять, в каком направлении следует совершенствовать себя, свой имидж. Для решения задач уменьшения разрыва между "Я-реальным", "Я-идеальным" целесообразно военнослужащим предложить совокупность вопросов для самооценки эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов [1].

В опросе приняли участие 77 военнослужащих четырех подразделений. Условно назовем их: подразделение КП-I (13 человек); подразделение ЗКП-II (16 человек); подразделение ОРТО-III (36 человек) и подразделение ЗА-IV (12 человек). На основе анализа результата опроса, установлено:

·       в I подразделении психолого-педагогический климат оказался благоприятным (показатели эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов качеств личности составили: Кэ=0,61; Кп=0,53; Кк=0,53);

·       во II подразделении психолого-педагогический климат по результатам опроса тоже благоприятный (Кэ=0,75; Кп=0,62; Кк=0,50);

·       в III подразделении значение показателей, характеризующих психолого-педагогический климат в коллективе, в целом благоприятен (Кэ=0,63; Кп=0,66; Кк=0,58);

·       в IV подразделении психолого-педагогический климат в коллективе отмечен как противоречивый, неопределенный и нестабильный (Кэ=0,16; Кп=0,16; Кк=0,33).

Полученные результаты позволили выделить в каждом подразделении таких военнослужащих, у которых интегральный показатель, характеризующий их интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные  качества личности, равен единице (Кинт =1,0). В I подразделении таких военнослужащих оказалось 30%; во II -25%; в III - 36%; в IV-33%.

Несмотря на то, что в целом психологический климат (общение, взаимодействие) военнослужащих IV подразделения  по  результатам  исследования  проявился  на  невысоком  уровне  (К0=0,22),  однако  33% военнослужащих  этого  подразделения,  имеющие  высокие  показатели,  могут  поддерживать  позитивное настроение в коллективе. Если предположить, что четверо из двенадцати военнослужащих, продемонстрировавших по результатам опроса высокие результаты, являются лидерами, то командир подразделения может опираться на их авторитет и положительное влияние на психолого-педагогический климат в коллективе.

Следует отметить, что в подразделениях по результатам проведенного опроса, военнослужащие, продемонстрировавшие по всем показателям высокие результаты, могут и не являться лидерами. Вместе с тем, на их позицию командиры могут опираться в деятельности по созданию благоприятного климата в подразделении.

Для выявления и осмысления каждым военнослужащим своих предпочтений и возможностей, необходимо дополнительно провести исследование, включив в новый опросник такие вопросы, которые помогли бы выделить не только эмоциональные, поведенческие и коммуникативные характеристики личности, но и позволили бы каждому осуществить самоанализ своих жизненных целей, умений преодолевать трудности, влиять на других, иными словами, таких качеств личности, которые характеризуют лидера [3].

Приведем содержание вопросов для выявления не только лидерских качеств военнослужащих, но и оценки каждым своего места: 1) мои цели, чего я добивался, добиваюсь, планирую добиваться в будущем; 2) мои интересы, увлечения (в прошлом, настоящем, будущем); 3) что я ценил, ценю, буду всегда ценить в людях; 4) какие качества личности мне удалось, удается, думаю, что еще удастся усовершенствовать в будущем); 5) какие дела я реализовывал в прошлом, что стремлюсь реализовать сейчас, в чем я планирую реализовать себя в будущем; 6) какие у меня проблемы, трудности (в прошлом, настоящем, будущем); 7) как их преодолевал, преодолеваю, планирую преодолевать; 8) мои три главных принципа, или правила жизни; 9) смысл моей жизни (в прошлом, настоящем, будущем) [1,2].

Ответы на вопросы, представленные выше, имеют ценностно-смысловую значимость для каждого, кто пробовал проанализировать свою "Я-концепцию" (в прошлом, настоящем, будущем) на основе сравнения "Я-идеальное" и "Я-реальное". Если показатели достаточно подвижны и подвержены влиянию, то можно предположить, что каждый испытуемый может менять свой имидж, улучшая его.

В оценке качеств личности лидера, по мнению А.Ю. Панасюка, большую роль играют когнитивные, коммуникативные, эмоционально-волевые, мотивационно-ценностные и поведенческие характеристики личности военнослужащего, которые определяют его имидж. Сформированность лидерских качеств, описанных выше, можно проверить с помощью критерия ̶ эффективное управление собой  и  другими в процессе выполнения возложенных обязанностей и личностных задач. К показателям данного критерия следует отнести: 1) эмоциональную оценку своих реальных возможностей (концепция "Я-реальное"); 2) умение противостоять стрессу, физическим нагрузкам, разочарованию, неудовлетворенности собой; 3) умение идти на разумные компромиссы в интересах дела; 4) умение осуществлять саморегуляцию свих действий в общениях разного уровня; 5) проявление инициативы, умение убеждать и отстаивать свою точку зрения; 6) умение реализовывать профессиональные установки (формулирование задач, поиск средств их решения, самоконтроль над исполнением, оценка и коррекция результатов).

 

Список литературы

1.     Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. ̶ Казань: Центр инновационных технологий, 2006.-608с.

2.     Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебник/ Г.В. Бороздина. ̶ М.: ИНФРА-М, 2007.-295с.

3.     Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Э.Ф. Зеер. ̶ М.: Издательский центр "Академия", 2009.-240с.

4.     Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники/А.Ю. Панасюк. ̶ М.:Изд-во «Омега-Л», 2008.-266с.