26 марта 2020г.
Эффективное освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования требует полного понимания молекулярных основ физиологических функций человека, молекулярных механизмов патогенеза болезней, их предупреждения и лечения, биохимических методов диагностики болезней и контроля эффективности лечения, что и определяет целевую задачу изучения биохимии - формирование у студентов различных специальностей соответствующих ключевых компетенций, таких как:
- общекультурные компетенции (ОК), которые представляют собой совокупность социально- личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне;
- общепрофессиональные компетенции (ОПК), формирующие базовые компетенции в избранной сфере деятельности;
- профессиональные компетенции (ПК), гарантирующие способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности [5].
Для реализации деятельностного и компетентностного подходов в медицинском образовании идет процесс формирования новой дидактической модели преподавания биохимии. Компетентностный подход создает условия для индивидуальной подготовки студентов, формирует ОК, ОПК и ПК, которые дадут возможность реализоваться будущим врачам в их дальнейшем обучении и профессиональной деятельности[2].
Компетенции выпускников медицинских вузов конкретизированы по уровням обучения. Образовательные программы ФГОС ВО расширяются с учетом специфики направлений подготовки будущих врачей, что позволяет готовить квалифицированных конкурентоспособных специалистов. Профилизация в преподавании биохимии – необходимое, наиболее перспективное и сложное направление в организации учебного процесса. Изучая каждый раздел (модуль) биохимии, студент должен видеть тесную взаимосвязь с будущей профессиональной деятельностью, проецировать полученные знания в свою специальность [1]. С учетом профилизации преподавания биохимии составлены тестовые задания, ситуационные задачи, вопросы для текущего контроля, вопросы и задачи к промежуточной аттестации (экзамену, зачету). В качестве примера профилизации можно привести особенности преподавания следующих дисциплин: «Общая биохимия» для специальности 30.05.01 Медицинская биохимия и
«Биологическая химия – биохимия полости рта» для специальности 31.05.03 Стоматология.
Профилизация в обучении дисциплине «Общая биохимия» (направление подготовки 30.05.01
Медицинская биохимия) должна приводить к формированию следующих компетенций:
- ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
- ОПК-5: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач;
- ПК-4: готовность к проведению лабораторных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;
- ПК-5: готовность к оценке результатов лабораторных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;
- ПК-11: готовность к организации и осуществлению прикладных и практических проектов и иных мероприятий по изучению биохимических и физиологических процессов и явлений, происходящих в клетке человека.
Для реализации компетентностного подхода рабочая программа дисциплины профилизирована на глубокое изучение метаболических процессов с акцентом на молекулярные механизмы работы ферментов, гормонов, витаминов. Большое внимание уделяется изучению взаимосвязи метаболизма белков, углеводов, липидов, нуклеотидов, регуляторным механизмам. Рассматриваются молекулярные мишени воздействия на метаболизм внешних факторов, в том числе лекарственных препаратов. Важнейшим направлением изучения общей биохимии является изучение метаболитов и ферментов, используемых в медицине как диагностических маркеров состояния организма. Хорошая фундаментальная подготовка по дисциплине «Общая биохимия» позволяет на высоком уровне проводить дальнейшее профессиональное и специальное образование.
Профилизация в обучении дисциплине «Биологическая химия - биохимия полости рта» (направление подготовки 31.05.03 Стоматология) способствует формированию следующих компетенций:
- ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
- ОПК-7: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач.
Профилизация осуществляется в течение всего курса дисциплины и затем заканчивается освоением специализированного раздела «Биохимия полости рта». Особое внимание следует уделять выявлению связей между изменением метаболических процессов в организме с нарушением гомеостаза тканей и жидкостей полости рта [4]. Так, освоение модуля «Обмен углеводов» тесно связано с последующим изучением в курсе терапевтической стоматологии патологических процессов в полости рта. При освоении модуля обучаемые должны хорошо знать особенности переваривания дисахаридов и крахмала в полости рта, процесс анаэробного гликолиза и механизмы образования молочной кислоты (лактата) в ротовой полости, роль лактата в развитии кариеса. Особое внимание следует уделять роли гормонов (инсулина и контринсулярных гормонов) в регуляции углеводного обмена, указывать на прямую связь между гипергликемией и содержанием глюкозы в ротовой жидкости при диабете, на типичное осложнение диабета
- нарушение секреторной функции слюнных желез, которое сопровождается изменением состава слюны и нарушением гомеостаза полости рта.
Компетентностный подход при освоении биохимии также требует перестройки образовательного процесса и используемых образовательных технологий. Современные тенденции в процессе преподавании биохимии диктуют сочетание традиционных инструктивно-репродуктивных технологий и интерактивных технологий обучения, стимулирующих творческую активность студента и формирующий деятельностный подход в изучении дисциплины [3]. Применительно к курсу биохимии, такими активными и интерактивными технологиями и приёмами организации учебной деятельности являются:
- привлечение студентов к созданию тестов, ситуационных задач, кроссвордов и др.;
- привлечение студентов к участию в работе студенческого лектория «Молекулярная медицина: возможности и перспективы» (новый образовательный проект);
- создание презентаций, учебных видеофильмов, анимационных роликов как средств визуализации сложных молекулярных процессов;
- выполнение исследовательских задач при проведении лабораторной работы (УИРС);
- внедрение метода работы малыми группами при проведении лабораторной работы или решении ситуационных задач;
- внедрение игровых (имитационных) методов.
Одним из необходимых условий повышения результативности освоения биохимии является развитие познавательной активности студентов, стимулирующей самостоятельность и инициативность, направленную на овладение знаниями, формирующую навыки самостоятельной работы с использованием дополнительной литературы и электронных образовательных ресурсов.
Список литературы
1. Абдуллина Г. М. Современные подходы к преподаванию биологической химии в медицинском вузе / Г. М. Абдуллина, Н. Т. Карягина, О. А. Князева, И. Г. Кулагина, Ф. Х. Камилов [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/simpoz2/172.pdf 2.
2. Андрусенко С. Ф., Денисова Е. В., Филиппова А. М. Из опыта преподавания биохимии в высшей школе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. - № 2 (65) - с.142-151.
3. Артюкова О.А. Лемешко Т.Н. Интерактивные методы обучения в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Медицинская биохимия». В сборнике: О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. Красноярск, 2014. - С. 91-94.
4. Жигулина В.В. Инновационные технологии в преподавании биохимии студентам педиатрического факультета // Вестник современной науки.- 2015.- №11-1.- с.134-136
5. Яроватая М. А., Королёва И. П., Лазарева Е. К. Формирование компетенций у студентов медицинских вузов при изучении дисциплины «Биологическая химия-биохимия полости рта» - Международный Научный Институт "Educatio" III (10), 2015 – с. 64-67. [Электронный ресурс]. URL: /https://studylib.ru/doc/2088401/formirovanie-kompetencij-u-studentov-medicinskih-vuzov-pri