Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: ПРИЕМЫ ДИАЛОГИЗАЦИИ В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Аннотация: В данной статье рассматривается речевое поведение учителя на уроке. Приемы диалогизации и формы их реализации в речевой коммуникации учителя и ученика на уроке; различные приёмы контактоустанавливающих фраз, которые помогаю учителю оптимизировать процесс обучения.

Ключевые слова: педагогический дискурс; речевая коммуникация; коммуникативное поведение; приёмы диалогизации; контактоустанавливающие фразы, процесс оптимизации.

 

PEDAGOGICAL DISCOURSE: DIALOGIZATION DEVICES IN TEACHER’S SPEECH WITH THE PURPOSE OF OPTIMIZING PEDAGOGICAL COMMUNICATION.

Antonova N.A.

 

Candidate of Philological Sciences, assistant professor,  Dep.N17, Khrulev Military Academy of Logistics, St. Petersburg

 

Abstract: This article looks at language behavior of a teacher during a class. Dialogization devices and forms of their realization in oral communication of teacher and student at a lesson; various devices of contact gaining phrases which help teacher to optimize the academic process.

Key words: pedagogical discource; oral communication; communicative behavior; dialogization devices; contact gaining phrases; optimization process.

Понятие «педагогическое общение» появляется в отечественной лингвистике в 60-ег.г. ХХ в. и разрабатывается отечественными учеными [Леонтьев А.А. 1996; Смелкова З.С. 1999; Десяева Н.Д. 1997; Кан- Калик В.А. 1987 и др.]. Первым в отечественной науке предложил определение понятия «оптимальное педагогическое общение» Леонтьев А.А.: «Оптимальное педагогическое общение – это такое общение учителя (и шире педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» [Леонтьев А.А. 1996: 20]. Это определение вошло в ряд справочных изданий [Педагогическое речеведение 1998].

Педагогическое общение является примером институционального дискурса. Цель педагогического дискурса – социализация нового члена общества. Задачи педагогического общения, его функции заключаются не только в организации процесса познания, но и в формировании гармонично развитой личности.

Участниками педагогического дискурса являются учитель и ученик, выступающие в различных ситуациях общения. Педагогический дискурс отличается принципиальным неравенством участников общения. О статусном неравенстве говорят школьные метафоры [Карасик 2000:29]. Учитель выполняет роль ведущего, направляет ход дискурса, определяет очередность реплик, вводит и завершает темы, распоряжается «правом на речь», предоставляет это право по своему усмотрению.

В обществе существуют сложившиеся стереотипы поведения учителя. Определенные требования предъявляются не только к личности учителя, но и к его речи. Он должен уметь ясно и доступно излагать материал любой сложности на литературном кодифицированном языке.

Речь учителя отличается дидактичностью: он наделен правом объективно оценивать достижения учащегося, осуществляя функцию социального контроля над становлением личности учащегося. Общество критически оценивает, но принимает эту дидактичность (только учителю и священнику, т.е. вероучителю, разрешается говорить прямо, что такое хорошо, а что такое плохо и как все должны себя вести).

В.И. Карасик предложил модель анализа институционального дискурса, в том числе и педагогического. Цель педагогического дискурса, как уже было сказано, - социализация нового члена общества, объяснение мироустройства, норм и правил поведения в обществе.

Хронотоп педагогического дискурса – это учебное заведение (школа, колледж, университет, учебная аудитория, класс) и специально отведенное время для общения (урок, лекция, экзамен).

Ценности педагогического дискурса сводятся к признанию и закреплению социальных традиций: в этом типе дискурса эксплицитно выражены моральные ценности общества. Педагогический дискурс является основой формирования мировоззрения, и поэтому в нем заложены все моральные ценности.

Стратегии этого дискурса определяются основной целью - социализацией человека - и сводятся к коммуникативным интенциям, которые конкретизируют основную цель дискурса. Учитель в своей профессиональной деятельности решает разные коммуникативные задачи. Он объясняет, информирует, доказывает, комментирует, спрашивает, обобщает, побуждает, инструктирует. Все эти и другие намерения реализуются в определенных учебно-речевых ситуациях урока с помощью соответствующих жанров педагогического общения.

Жанры педагогического дискурса соответствуют реально сложившимся формам общения учителя и учащихся. Это урок, лекция, семинар, экзамен, беседа учителя и ученика, объяснительный монолог, учебно- педагогический диалог (и его разновидности), общение на этапе подведения итогов урока, инструктаж, а также фатические речевые жанры, которые играют важную роль в эффективности педагогического общения: прощание, приветствие, обращение, знакомство

По своей природе педагогическое общение информационно, но правила фатического общения в нем обязательны, так как несоблюдение этих правил ведет к деструкции педагогического общения [Карасик 2000, 2002].

Таким образом, педагогический дискурс является институциональным дискурсом, который представляет собой общение в рамках статусно-ролевых отношений. Системообразующими признаками педагогического дискурса являются цель, участники, ценности, стратегии, жанры.

Как мы уже говорили, педагогическое общение - это живое общение, оно обусловлено учебно-речевыми ситуациями урока, целями и задачами учителя на уроке. Живой, увлекательной и доступной речь учителя на уроке помогают сделать различные средства диалогизации. Во многом выбор этих средств, их вариантов зависит и от личности учителя, его профессионального уровня. Они гармонизируют общение учителя и учеников, приближают порой сложный учебный материал к адресату, его интересам, «заставляют» его усвоить.

Хотя речь учителя не всегда представляет собой диалог (как  правило, объяснение нового  материала монологично по сути), она всегда ориентирована на адресата. Средства диалогизации делают научный теоретический материал (дефиниции, факты, даты) доступным для усвоения учащихся, а саму речь учителя более динамичной.

Рассмотрим некоторые приемы диалогизации объяснения с точки зрения их функций и структуры.

Основная цель учителя на уроке не только донести новую информацию или закрепить пройденный материал, но и сделать саму подачу материала живой, динамичной, доступной, чтобы привлечь внимание учащихся, пробудить у них интерес к учению, вовлечь их в совместную с учителем деятельность по восприятию нового. Опытный учитель старается повысить мотивацию «слушания», сделать простое объяснение правописания слова интересным, оживить момент общения, помогает учащимся осознать важность поставленной задачи и проявить интерес к учебному процессу. Этой цели, как мы уже отмечали, служат учительские вопросы и восклицания, которыми, как правило, насыщено объяснение нового материала: они задают основное направление мысли учителя, помогают сделать речь учителя живой и динамичной, помогают учителю актуализировать внимание учащихся на важных, ключевых моментах урока. Таким образом, изложение учебного материала можно сделать ярким и увлекательным с помощью риторических приемов популяризации речи.

Рассмотрим примеры.

Мы видим с вами/ что вместо приставки ПРЕ- можно подставить слово «очень»// «Прекрасный»/ значит

«очень красивый»/так?// Поэтому слово «прекрасный» пишем с приставкой ПРЕ-//; «Превращается»/ как вы можете объяснить значение слова?// «превращается»/ значит /что делает?// Приставка ПРЕ-  здесь близка к приставке ПЕРЕ-/ так?// Мы видим, как учитель с помощью вопросов моделирует ход объяснения, помогает учащимся понять учебный материал, акцентирует внимание на самом главном.

Рассмотрим еще пример, в котором учитель вводит в свою речь восклицание:

Вот выражение/ «узнать всю подноготную»// Что означает это выражение?// Это значит/ узнать твои скрытые подробности// Как вы думаете/ какой корень в слове «подноготная»?// Вдумайтесь в смысл этого слова!// Какой корень в слове «подноготная»?// От какого слова образовано данное слово?// Вот/ оказывается/ у этого слова есть своя история/ оно таит это слово в себе мрачность времен// В древности/ во время пыток/ допрашиваемому человеку/чтобы выведать все его мысли/ тайные мысли/ запускали под ногти иглы или гвозди// И поэтому слово пишется « подноготная», хотя слышится [паднагодная] – от слова «ноготь»- «подноготная»//

Вот/оказывается/ этимологическая история этого слова какова!// Значит/ слово « подноготная» является однокоренным с каким словом?// Со словом « ноготь»!//

Учитель, чтобы усилить интерес к объясняемому материалу, вводит в свою речь рассказ об этимологии изучаемого слова, ссылаясь на сведения из словаря.

С точки зрения реализуемых в высказываниях коммуникативных интенций учителя высказывания могут быть справочного, комментирующего и дивертивного характера [Акишина, Краевская 1994].

В речи учителя на уроке довольно много фраз справочного характера. Это не запланированные заранее фрагменты текста, но актуальные в конкретных речевых ситуациях:

Вот/ кстати/ вам встретилось слово «эвфемизмы»./ И никто не спрашивает его значение/ Никому неинтересно или вы знаете значение этого слова? //Нет/ Эвфемизмы - это литературные синонимы грубых/ просторечных слов/ можете записать//. Учитель разъясняет значение термина во время ответа учащегося.

К справочным фразам можно отнести и разъяснения порядка выполнения упражнения:

Вы записываете слово и подчеркиваете проверяемую гласную/ Работаем  самостоятельно/ записываем слово/ а про себя проговариваем слово,/ изменяем его так/ чтобы сомнительная гласная стояла под ударением// Запишите слово «подноготная» самостоятельно/ Какой корень в этом слове?/.;

Иногда учитель дает справку об этимологии слова и анализирует его происхождение:

Давайте разберемся вместе// Посмотрите/ как пишется это слово// Какой корень значит в этом слове?// - ногот- // Правильно// И таит это слово в себе печать мрачных времен/ когда человека пытали/ чтобы узнать все его тайны/ скрытые желания// .

Таким образом, функции справочных фраз разнообразны. Такие фразы присутствуют как на уроках объясняющих, так и во время опроса. Учитель часто поясняет значение терминов, особенности анализируемых явлений, порядок выполнения заданий.

 Рассмотрим другой тип высказываний - комментирующие фразы. Их функция заключается в том, чтобы комментировать, а иногда одновременно и оценивать деятельность учащихся, сам учебный материал с точки зрения его значимости для процесса обучения, одним словом, помочь учащимся разобраться в учебном процессе:

Покажите букву/ которую нужно запомнить// Молодец/ Алеша/ самый первый справился с этим заданием//; Верно составили предложение// Скажите/ что вы сделали/ чтобы получилось данное предложение?//

По нашим  наблюдениям, такие комментирующие фразы чаще возникают во  время самостоятельной работы или в ситуации фронтального опроса и несут дополнительную функцию попутной оценки. Это могут быть и фразы, комментирующие учебный материал:

Для того/ чтобы выделить окончание/ мы изменяем слово// Если оно изменяется/ то смотрим/ какая часть изменяется/ значит/ изменяемая часть и есть окончание//; Тема: //Правописание гласных после шипящих// Буквы О и Ё после шипящих// Ребята/ это одна из самых трудных орфограмм в школьной программе//

Учитель объявляет тему и комментирует ее, разъясняя учащимся всю трудность и необходимость, важность усвоения сведений, передаваемых учащимся.

Дивертивные фразы - это необходимый компонент в речи учителя. С их помощью педагог организует общение одновременно с классом и с отдельным учеником, когда тот отвлекается, не понимает задания, то есть отклоняется от «образа идеального адресата». Дивертивные фразы выполняют функцию организации деятельности, направления ее в нужное русло» [Десяева, Лебедева, Ассуирова 2003:29]: Ну/ давай// Ну/ тригонометрическая фигура у нас интегрируется/ значит/ смотрим интегралы/ ну/ интегралы// Так/ Зайцева будет писать?/ Ну/ попытка не пытка// Ну/ думай/думай// Ну/ давай/ Алексей Одинцов// В этом примере дивертивные фразы выражают побуждение, поощрение, именно этому ученику учитель доверяет работу.

Ты пришел на урок/ ты чем был занят?// Маркин/ почему я сейчас вынуждена выслушивать твои проблемы?// Еще один шорох от вас услышу / выгоню!//Пришли учиться/ учитесь/ неинтересно/ гуляйте!//

Здесь прямое замечание учителя, выражающее недовольство деятельностью не просто отдельного ученика, но и всего класса в целом.

Примеры таких высказываний являются контактоустанавливающими средствами и приемами диалогизации в речи учителя, которые реализуют коммуникативно-регулирующую стратегию педагогического дискурса.

Рассмотрим некоторые приемы диалогизации объяснения с точки зрения их функций и структуры.

Основная цель учителя на уроке не только донести новую информацию или закрепить пройденный материал, но и сделать саму подачу материала живой, динамичной, доступной, чтобы привлечь внимание учащихся, пробудить у них интерес к учению, вовлечь их в совместную с учителем деятельность по восприятию нового. Опытный учитель старается    повысить мотивацию    «слушания»,  сделать простое объяснение правописания слова интересным, оживить момент общения, помогает учащимся осознать важность поставленной задачи и проявить интерес к учебному процессу. Этой цели, как мы уже отмечали, служат учительские вопросы и восклицания, которыми, как правило, насыщено объяснение нового материала: они задают основное направление мысли учителя, помогают сделать речь учителя живой и динамичной, помогают учителю актуализировать внимание учащихся на важных, ключевых моментах урока. Таким образом, изложение учебного материала можно сделать ярким и увлекательным с помощью риторических приемов популяризации речи.

 

Список литературы

1.     Акишина Т.Е. Влияние устно-разговорной разновидности литеатурного языка в тексте лекции : ( На материале лекций научн.-техн. профиля) : автореф. дисс…. канд. филол. наук.-М., 1982.-16 с.

2.     Десяева Н.Д., Капитонова М.А. Профессиональная политическая речь государственного служащего: основные функции и средства воздействия. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление. –Саранск, 2005.-72 с.

3.     Карасик, В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс.Волгоград, 2000. – С. 5-20.

4.     Леонтьев А.А. Педагогическое общение/ Под ред. М.К. Кабардова.-2-е изд. перераб. и дополн.- М.- Нальчик, 1996.- 96 с.