Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОСУГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК СОЦИОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Эффективная организация социального воспитания возможна только в том случае, если представитель социально-культурной сферы знает и умело использует в своей деятельности объективно существующие факторы и внутренние движущие силы развития личности. Первостепенное значение в этом смысле имеет опора на потребности человека, на его желания, влечения, интересы. Подход к воспитанию личности с потребностно- мотивационных позиций открывает новые возможности в направленной регуляции ее поведения. Авторы данной статьи ранее писали о том, что для всякого практического акта необходим так называемый мотивационный компонент. Именно он является источником активности, определяет содержание и характер человеческой деятельности. В свою очередь, нами всегда утверждается неразрывная связь мотивации и потребности, что нашло выражение в наших учебных занятиях по этике и этикету на кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, где «…мы разработали и применили ряд педагогических приемов организации более активного включения студенчества в изучение излагаемого нами и достаточно сложного для усвоения теоретического материала. В совокупности эти приемы составили своеобразную авторскую технологию развития познавательной активности студентов» [1, 104].

Любая потребность свидетельствует о возникновении некоторого напряжения. В нем фиксируются два возможных состояния действительности: сущее и желаемое. Несоответствие между ними и возбуждает то напряженное поле мотивации, под влиянием которого возникает деятельность, призванная ослабить или снять напряжение.

Начнем с того, что духовные потребности человека в отличие от организаторских не могут формироваться и проявляться сами собой. Для приведения их в действие необходим всегда какой-то внешний толчок. Прежде чем стать побудителем практического поведения, потребность должна отразиться в голове человека, сделаться осознанной потребностью. Именно в этом и заключается смысл воспитательных воздействий как стимулов, ускоряющих динамику внутренних побудителей к психической и практической активности, ведь «…в общей системе отношений целостного педагогического процесса особое внимание уделяется субъект-субъектной стороне и раскрываются для практической педагогики различные пути и методы развития субъект-субъектных отношений педагога и воспитанника» [2, 13].

Помощь человеку в процессе его социального формирования тесно связана с определенным регулированием его действий и отношений. Любое новое качество может сформироваться только в результате проявления личностной активности (психической или практической). В этом смысле сфера досуга базируется на двух фундаментальных принципах:  на принципе единства психики и деятельности и принципе социальной обусловленности развития личности.

«Человек приходит в самодеятельное досуговое объединение с определенными целями, реализовать которые он может только при активном поведении, т.е. при непосредственном включении в те или иные предметно-практические занятия. Действуя сообща, любители не только усваивают и производят определенные культурные ценности, но и изменяют самих себя: в процессе деятельности развивается и закрепляется целая совокупность интеллектуальных и волевых качеств личности [3, 69].

Целый ряд особенностей процесса социального формирования личности в условиях досуговых общностей связан со специфической природой свободного времени. Одна из главных детерминант возникающего здесь педагогического процесса – добровольное включение личности в деятельность. Факт этого включения способствует тому, что член социокультурного объединения охотнее и с меньшими колебаниями, чем в иных случаях, принимает установленные правила, нормы и требования. Причем принимает их сам, без каких-либо внешних давлений и санкций. Именно по этой причине воспитание в досуговых объединениях органично накладывается на процесс самовоспитания, что, в ходе предыдущего исследования авторов данной статьи, нашло отражение в их педагогической деятельности, а именно: «…мы разработали и применили ряд педагогических приемов организации  более  активного включения студенчества в изучение излагаемого  нами и  достаточно сложного для усвоения теоретического материала. В совокупности эти приемы составили своеобразную авторскую технологию развития познавательной активности студентов» [1, 104], являющего собой тот самый процесс самовоспитания, в данном случае студентов.

Вместе с тем в реальной жизни трудно встретить человека, который включался бы в досуговую общность с четко осознанной целью – воспитаться или перевоспитаться. Ведь как и во всех социальных группах, в культурно-досуговых объединениях формирование человека решающим образом определяется его взаимоотношениями с другими людьми., т.е. как бы не протекал социовоспитательный процесс в условиях досуговой общности, мы всегда имеем здесь дело не с человеком «вообще», а с направленным формированием совершенно конкретных людей.

Поскольку досуг представляет одно из пространств единой системы формирования личности, здесь сохраняют свою силу общие принципы организации социовоспитательного процесса. Однако особые условия накладывают на содержание и технологию реализации этих принципов существенный отпечаток. Вот почему есть все основания говорить о наличии ряда специфических принципов, которые должен знать и воплощать в жизнь каждый, кто работает с людьми в сфере свободного времени, а именно: принцип целостности и всесторонности социовоспитательной работы основан на важнейшем педагогическом положении: «человек не воспитывается по частям», «воспитание не признает белых пятен», т.е. по своему общему содержанию этот принцип тесно связан с требованием системной организации воспитательного процесса; принцип активности личности в процессе социального формирования означает, что человек рассматривается не только как объект, но и как субъект воспитания; большое значение имеет принцип общественно-полезной направленности любительских занятий; важную роль играет принцип дифференциации и индивидуализации любительских занятий; стимулом включения людей в орбиту любительских занятий является их стремление к творчеству, что в полной мере соответствует как личностным, так и общественным потребностям, формулирует ещѐ один принцип, который необходимо здесь соблюдать: обеспечение творческой направленности досуговых занятий, т.е. здесь можно выразиться в авторской редакции и так: «…проблема гуманитаризации образования ещѐ более обостряется в негуманитарных вузах, где гуманитарные дисциплины вообще воспринимаются студентами как некая просветительская разрядка в их узконаправленной специальной подготовке» [1, 104]; не менее серьезное значение имеет принцип эстетической полноценности социально-культурной деятельности, ведь нельзя забывать, что для большинства людей побудителем и двигателем досуговых занятий является стремление к преобразованию окружающего мира по законам красоты, и эти законы проявляются здесь как основная установка, которой люди руководствуются в своих практических действиях.

Одно из непременных качеств любительской деятельности – ее способность доставлять людям наслаждение, нести радость. Чем ярче это проявляется, тем более привлекательными и результативными становятся досуговые занятия во всех отношениях. Таким образом, следующий принцип социально-культурной деятельности в досуговом объединении может быть сформулирован как ее гедоническая полноценность.

Большинство видов любительской деятельности порождается стремлением человека испытать удовольствие от свободного проявления своих способностей. При восприятии художественных произведений, в художественно-исполнительской и художественно-творческой деятельности люди восхищаются и негодуют, переживают любовь и ненависть, радуются и горюют. Человек в таких ситуациях испытывает не простое волнение, а волнение, доставляющее удовольствие, именно это подталкивает людей к поиску новых и новых встреч с искусством и, в конце концов, делает такое общение потребностью.

Аналогичную картину мы видим и в других видах занятий. Развлекательно-игровая деятельность связана с удовольствием от наблюдаемой или проявляемой ловкости, изобретательности, остроумия, с восхищением высокой техникой, изобретательной тактикой, бойцовскими качествами, которые проявляются в игре. Даже в любительском труде, где наряду с духовными, есть элементы материального свойства, человека привлекает не столько утилитарный эффект, сколько красота произведенного предмета. Приятные эмоциональные переживания рождают потребность в их постоянном повторении, явствую «…цель для другого человека, а не средство…» [2, 13].

 

Список литературы

1.      Леденев, В.В., Косибород, О.Л. К вопросу о совершенствовании интереса студентов к дисциплинам гуманитарного цикла // В сборнике: Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. - Воронеж, 2014. – С. 104-106.

2.      Леденев, В.В. Социально-культурные условия взаимодействия социального педагога и семьи // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). - Москва, 2003. – 24 с.

3.      Стрельцов, Ю.А. Социальная педагогика: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2008. – 144 с.