Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОК ПЛАВАНИЮ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Плавание является одновременно спортом высших достижений, спортивным развлечением и отличным средством для активного отдыха и восстановления. Оно представляет собой прекрасное средство как общей, так и специальной физической подготовки, которое широко используется в физическом воспитании в вузе.

В программу обучения студентов вузов входит освоение базовых навыков и спортивной техники 4-х способов плавания [1]. Период адаптации к водной среде у девушек зачастую является более длительным в отличие от юношей. Для более быстрого прохождения адаптационного периода первокурсницам рекомендуется сформировать двигательную готовность. При этом особое значение придается совершенствованию дыхательной функции: увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ), увеличению продолжительности задержки дыхания, повышению мощности вдоха, освоению и совершенствованию специфического акта дыхания (выдохи в воду).

Взаимосвязь функциональных показателей и двигательных качеств на суше и в условиях водной среды изучалась с помощью педагогических наблюдений, инструментальных методов (динамометрии, гониометрии, спирометрии), педагогического эксперимента, метода визуально-экспертных оценок [4].

Тестовая методика на суше и  в воде определяла темпы развития показателей дыхательной  системы, дифференцировки мышечных усилий, гибкости в голеностопных суставах девушек от конца учебного года 1 курса до конца учебного года 2 курса. Данные пробы Штанге, Генче на суше и в воде сопоставлялись с ЖЕЛ, и устанавливалась их взаимосвязь, способствующая согласованию движений с дыханием.

Как видно на Рисунке 1 время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) на первом курсе у студенток была на 6,37 секунд больше; проба Штанге в воде на 2,29, а проба Генче на 2,87 больше чем на втором. Различия достоверны, p<0,05. Дифференцировка мышечных усилий, судя по средней арифметической, на втором курсе была лучше, чем на первом, разница составила 3,09 секунды, достоверность подтверждается. Подвижность голеностопных суставов практически не изменилась, произошло незначительное увеличение на 0.95 градуса, очевидно, что здесь возрастной фактор оказывает непосредственное влияние, различия недостоверны, p >0,05.


Экспериментальная методика по обучению в бассейне отличалась тем, что для формирования готовности к обучению технике студентки должны были овладеть специфическими мышечно-двигательными ощущениями, возникающими при продвижении в воде, пробрести умение чередовать расслабление и напряжение, и другие составляющие элементы готовности.

Предрасположенность к движению руками и ногами учитывалась до обучения на воде, поскольку выбранная удобная структура движений руками основывается на выявленной структуре движений ногами [1,2]. Основу занятий экспериментальной группы составляли следующие элементы: специальные опорные движения в воде; дыхательные упражнения, совмещенные с опорными движениями на плаву; усложненные опорные движения в воде; развитие координации движений, обучение напряжению – расслаблению мышц на суше и в воде; упражнения, вырабатывающие навык динамической опоры о воду при движении; упражнения, развивающие необходимое и дифференцированное мышечное напряжение.

Методика экспериментального обучения была ориентирована на освоение с водной средой и овладение техникой со спортивной и неспортивной (самобытной) направленностью. После выбора индивидуального варианта по структуре движений ног подбиралась координация движений руками.

Специфические свойства тела в  воде  оценивались по разработанной  методике [3]. Определяли: обтекаемость тела в скольжении после отталкивания от поворотного щита, плавучесть в вертикальном положении тела и с поднятыми вверх руками. Равновесие тела определялось в положении «лежа на спине», на плаву по погружению ног. Методом хронометрии фиксировалось время удержания на плаву, с помощью опорных движений в вертикальном и горизонтальном положении без дыхания и в вертикальном положении с выдохами в воду.

Элементы базового навыка плавания на втором курсе у девушек были оценены выше на 3,18; техника плавания самобытными на 1,97 и спортивными способами на 1,61 баллов, различия достоверны, p<0,05 (Рисунок 2).



Достоверное улучшение ТМУ, ЖЕЛ и задержки дыхания на вдохе и на выдохе способствовали улучшению точности пространственной ориентировки на втором году обучения у студенток. Предварительное создание специфической двигательной базы навыков способствует более эффективному формированию плавательных навыков.

Недостаточное дыхание в воде укорачивает гребок, а вдох выполняется с поднятой головой, что приводит к проваливанию кисти и предплечья, соответственно нарушая горизонтальное положение и увеличивая сопротивление. В ходе проведения эксперимента, благодаря хорошему функционированию аппарата дыхания, при плавании кролем на груди студентки голову не поднимали, а поворачивали в сторону, в соответствии с техникой, рекомендованной специалистами. Водно-опорные умения позволяли делать правильный гребок по усилиям и траектории при плавании доступными способами. Таким образом, выработка предварительной двигательной готовности позволила девушкам лучше овладеть элементами базового навыка, а также освоить технику самобытных и спортивных способов плавания.

 

Список литературы

1.     Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов/Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой – М.: Физкультура и спорт, 2001г. – 400с., ил.

2.     Малыгин Л.С. Обучение плаванию спортивным и самобытным способами на основе двигательной готовности: учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов физической культуры / Л.С. Малыгин [и др.]; МГАФК. – Малаховка, 2014г. – 124с.

3.     Медянников В.В. Плавание. / В.В. Медянников, Ю.И. Радыгин//Сост. З.П. Фирсов; Редкол.: Н.Ж. Булгакова и др. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 72с.

4.     Хальянд Р.Б. Модели спортивного плавания с методикой совершенствования и контроля. [Р.Б. Хальянд, Р.Р. Каал, Т.А. Тамп]. – Таллин, 1984. – 98с.