Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ НА ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Проблемы формирования здорового образа и качества жизни, уровень развития физической культуры личности среди студенческой молодежи остается очень низким. Отсутствие системного, информационного и индивидуально-личностного подходов в организации здоровьеформирующего образовательного пространства в процессе обучения, включая дополнительное и вневузовское образование, во многом определяет постоянное снижение уровня здоровья студентов. В докладе «О состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 г.» отмечается, что темп прироста заболеваемости с 2003 по 2013 г. в целом по Российской Федерации составил 15,0%. В 2013 г. в сравнении с 2008 г. отмечается рост болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ (на 15,3%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (на 6,5%), болезни органов дыхания (на 6,2%), болезни нервной системы (на 4,4%), болезни системы кровообращения (на 3,9%) [1]. Современное образовательное пространство становится фактором, снижающим уровень здоровья студентов [2, с. 101]. Здоровье и качество жизни студентов, во многом, напрямую зависят от уровня мотивации на здоровый образ жизни, от уровня развития культуры личности и здорофьеформирующего образовательного пространства.

Цель исследования. Оценить влияние компонентов качества жизни на процессы физического развития студентов.

Задачи исследования.

1.   Определить уровень самооценки своего здоровья, физического развития и функционального состояния организма (среди студентов).

2.     Выявить уровни взаимосвязи между показателями компонентов       качества жизни студентов и их физическим развитием и функциональным состоянием организма.

Материалы и методы исследования.

В исследовании приняли участие 84 студента 3 курса ННГАСУ, из них 48 юношей и 36 девушек. В исследование использованы данные: 1) антропо- и физиометрического обследования физического развития студентов по показателям рост (в см), вес (в кг), динамометрия (в кг), САД и ДАД (в мм рт.ст.), ЖЕЛ (в мл3), пробы   Штанге   и   Генчи   (в   сек),   адаптационный   потенциал   (АП)   по   Баевскому   (в   баллах);

2)     опросника по социальным условиям жизни и вредным факторам в жизни студентов; 3) экспресс шкалы невротизации - в качестве исследования состояния центральной нервной системы; 3) определения качества жизни (тест SF-36) по физическому и психологическому компонентам.

Результаты и их обсуждение.

Средний возраст обследованных студентов составил 19,66±0,06 (лет), рост 179,37±1,12 (см), вес 73,70±1,49 (кг). Средний возраст девушек составил 19,94±0,06 (лет), рост составил 164,94±0,66 (см), вес 57,44±1,43 (кг). Следует отметить, что среднее систолическое артериальное давление САД у юношей составило 131,04±1,88 (мм рт. ст.), что оценивается по центильной шкале как «высокое», у девушек 114,72±1,76 (мм рт. ст.) соответствует «средним» показателям. Все остальные показатели соответствуют среднему диапазону значений для данного возраста и пола. Адаптационный потенциал (АП) по Баевскому рассчитывается без проведения нагрузочных тестов и позволяет давать предварительную количественную оценку уровня здоровья обследуемых. Так, у юношей АП составил 2,36±0,04 баллов (σ=0,30), при этом у 79,16% выявлена удовлетворительная адаптация, у 20,83% - напряжение механизмов адаптации. У девушек АП составил 2,25±0,03баллов (σ=0,23), при этом у 97,22% выявлена удовлетворительная адаптация и у 2,77% - напряжение механизмов адаптации. Гармоничное физическое развития выявлено у 35,41% юношей и 50% девушек. Дисгармоничное развитие выявлено у 64,58% юношей и 50% девушек. Показатели физического компонента качества жизни у юношей составил (PH) 320,66±8,68 баллов, у девушек 310,61±8,49 баллов; психического компонентов качества жизни у юношей (MHs) 265,70±6,75 баллов, 209,00±11,19 баллов у девушек.

Данные социального анкетирования выявили, что из 84 обследуемых студентов только около 20 % студентов проживет в общежитии. (70,83%) юношей оценивают свое здоровье как отличное и отличное с оговорками, среди девушек такую оценку своему здоровью дают (94,44%), при этом (16,66%) девушек считаются себя «частоболеющими». Однако, хроническими заболевания страдают (8,33%) юношей и (5,55%) девушек. Не удовлетворительным свое здоровье считают лишь (4,16%) юношей. Следует отметить, что риск невротизации по экспресс шкале выявлен у (8,33%) юношей и (16,66%) девушек. (58,33%) юношей убеждены в том, что процесс обучения в вузе не оказывает влияние на их здоровье, этого мнения придерживается (22,22%) девушек. Ведущими факторами, оказывающими влияние на здоровье, по мнению юношей, являются: неправильное питание (66,66%); психоэмоциональное переутомление, стресс, учебные перегрузки и пр. (37,5%); материальные трудности и нездоровый образ жизни (по 29,16%). У девушек ведущими факторами, оказывающими влияние на здоровье, являются: неправильное питание (83,33%); психоэмоциональное переутомление, стресс, учебные перегрузки и пр. (72,22%); неустроенность личной жизни (27,77%); нездоровый образ жизни и гиподинамия (по 16,66%). Около (45%) юношей подвержены вредной привычке - курению, среди девушек - около (70%).

У юношей выявлены следующие значимые корреляции. Показатели САД у юноше коррелируют с показателями: веса (r=0,42), пробы Штанге (r=0,35), динамометрии кисти на руке измерения АД (r=0,47), АП (r=0,83). Показатели ДАД у юношей коррелируют с показателями АП (r=0,59). Показатели роста у юношей коррелируют с показателями: пробы Штанге (r=0,50), ЖЕЛ (r=0,55). Показатели веса у юношей коррелируют с показателями: ЖЕЛ (r=0,45), динамометрии(r=0,55), АП (r=0,29). Показатели пробы Штанге у юношей коррелируют также с показателями АП (r=0,34). Показатели пробы Генчи у юношей коррелируют с показателями динамометрии кисти (r=0,29). Показатели ЖЕЛ у юношей коррелируют с показателями: динамометрии кисти (r=0,42), роста (r=0,55) и веса (r=0,45). Показатели АП у юношей коррелируют с показателями: пробы Штанге (r=0,34), веса (r=0,29), ДАД (r=0,59), САД (r=0,83). Показатели физического функционирования (pf) коррелируют у юношей с показателем динамометрии (r=-0,30). Показатель физического компонента здоровья PH и ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием (rp) у юношей одинаково коррелируют с показателями динамометрии кисти (r=-0,31). Показатель ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием (re) у юношей коррелируют с показателями: веса (r=-0,31), пробы Генчи (r=-0,30). Показатель социального функционирования (sf) у юношей также коррелирует с показателем веса (r=-0,41).

У девушек выявлены следующие значимые уровни корреляций между исследуемыми показателями. Показатели роста у девушек коррелируют с показателями: пробы Штанге (r=-0,45); пробы Генчи (r=0,34). Показатели веса у девушек прямо коррелируют с показателями пробы Генчи (r=0,36). Показатели ЖЕЛ у девушек достоверно и прямо коррелируют с показателями динамометрии (r=0,58). У девушек показатели невротизации коррелирует с показателем веса r=-0,41. Показатели пробы Штанге у девушек обратно коррелируют с показателями роста (r=-0,45). Показатели пробы Генчи у девушек коррелируют с показателями: роста (r=0,34) и веса (r=0,36). Показатели САД и ДАД у девушек одинаково коррелируют (r=0,78) с показателями АП. Показатели общего состояния здоровья (gh) физического компонента здоровья по тесту качества жизни у девушек коррелируют с показателями: веса (r=0,43); ЖЕЛ (r=0,47), динамометрии кисти (r=0,34). Показатели ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием (rp) у девушек коррелируют с показателями ЖЕЛ (r=-0,37). Показатели интенсивности боли (bp) у девушек коррелируют с показателями: адаптационного потенциала r=-0,52, жизненной емкости легких (r=-0,42) и показателями артериального давления САД (r=-0,57), ДАД (r=-0,37). Показатель ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием (re) у девушек коррелируют с показателями артериального давления ДАД (r=-0,37). Показатель социального функционирования (sf), жизненной активности (vt) и психического здоровья (mh) у девушек коррелируют с показателем веса (r=0,37, r=0,45 и r=0,36 соответственно).

Таким образом, уровень самооценки своего здоровья студентами, в целом, соответствует их возрасту, физическому развитию, состоянию функциональных систем организма. Выявленные уровни взаимосвязи между исследуемыми показателями свидетельствуют о высоком уровне взаимозависимости качества жизни и здоровья студентов от уровня их физического развития и функционального состояния организма.

 

Список литературы

1.     Сайт Министерства здравоохранения РФ. URL: http://www.rosminzdrav.ru/

2.     Югова, Е.А. Внедрение системы ГТО как фактор развития здоровьесберегающей компетентости // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С.101.