23 апреля 2016г.
В настоящий момент в российском лыжном двоеборье наблюдается общая для всех проблема – низкие результаты спортсменов в лыжной гонке. Так, двоеборцы главной сборной команды страны проигрывают сильнейшим зарубежным спортсменам в лыжной гонке на дистанции 10 км по несколько минут. С такими результатами в лыжной гонке сложно рассчитывать на призовые места на крупнейших международных соревнованиях, даже несмотря на максимально дальние прыжки с трамплина с высокими оценками за технику [1, 2].
Вследствие этого выглядит целесообразным изучение времени, затрачиваемого на тот или иной вид подготовки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.
Изучая содержание поурочной программы 1984 г. (Л.А. Федоров с соавторами), учебной программы 1990 г. (Л.А. Федоров, с соавторами), примерной программы многолетней подготовки 2012 г. (П.В. Квашук, А.А. Жиляков) можно отметить неоднозначность взглядов авторов-разработчиков на распределение основных средств в годичном цикле лыжников-двоеборцев разного возраста и квалификации. Для проведения детального анализа нами была составлена сводная таблица (см. Табл.1), в которой представлены данные о распределении учебно- тренировочной нагрузки в рамках каждого этапа многолетней подготовки лыжников-двоеборцев [3, 4, 5].
Таблица 1 Сравнительный анализ распределения времени на различные виды подготовки лыжников-двоеборцев на (по данным примерных программ многолетней подготовки лыжников-двоеборцев 1984 г., 1990 г., 2012 г.)
№
п/п
|
Содержание занятий
|
Годы обучения
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
6-й
|
7-й
|
8-й
|
9-й
|
10-й
|
1
|
Теорети- ческая подготовка
|
прогр. 1984 г.
|
6
|
6
|
24
|
24
|
24
|
46
|
46
|
56
|
56
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
6
|
6
|
10
|
16
|
24
|
24
|
38
|
44
|
50
|
52
|
прогр. 2012 г.
|
17
|
20
|
25
|
25
|
25
|
25
|
40
|
30
|
30
|
40
|
2
|
ОФП
|
прогр. 1984 г.
|
210
|
210
|
260-350
|
260-350
|
260-350
|
360-490
|
360-490
|
470-590
|
470-590
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
210
|
210
|
240
|
250
|
330
|
390
|
410
|
430
|
460
|
540
|
прогр. 2012 г.
|
156
|
234
|
286
|
266
|
260
|
290
|
333
|
404
|
354
|
450
|
3
|
СФП
|
прогр. 1984 г.
|
40
|
40
|
76-102
|
76-102
|
76-102
|
164-220
|
164-220
|
308-316
|
308-316
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
50
|
50
|
80
|
170
|
210
|
220
|
240
|
260
|
290
|
330
|
прогр. 2012 г.
|
32
|
47
|
110
|
120
|
278
|
308
|
500
|
550
|
550
|
560
|
4
|
Техническая подготовка
|
прогр. 1984 г.
|
40
|
40
|
76-100
|
76-100
|
76-100
|
150-210
|
150-210
|
330-550
|
330-550
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
32
|
30
|
68
|
136
|
206
|
230
|
252
|
295
|
322
|
398
|
прогр. 2012 г.
|
88
|
138
|
140
|
140
|
168
|
187
|
170
|
180
|
200
|
228
|
5
|
Участие в соревнования х
|
прогр. 1984 г.
|
16
|
16
|
24-30
|
24-30
|
24-30
|
40-50
|
40-50
|
56-64
|
56-64
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
8
|
10
|
12
|
24
|
24
|
30
|
48
|
55
|
58
|
62
|
прогр. 2012 г.
|
15
|
25
|
44
|
54
|
70
|
84
|
130
|
170
|
200
|
264
|
6
|
УМО /
приемные нормативы
|
прогр. 1984 г.
|
-
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
6
|
6
|
6
|
8
|
10
|
12
|
18
|
20
|
24
|
26
|
прогр. 2012 г.
|
4
|
4
|
4
|
4
|
8
|
8
|
10
|
12
|
12
|
12
|
7
|
Восстанови- тельные мероприятия
|
прогр. 1984 г.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
-
|
-
|
-
|
12
|
16
|
18
|
20
|
24
|
28
|
30
|
прогр. 2012 г.
|
-
|
-
|
15
|
15
|
20
|
20
|
45
|
70
|
70
|
70
|
8
|
Инструктор- ская практика
|
прогр. 1984 г.
|
-
|
-
|
8-10
|
8-10
|
8-10
|
10-12
|
10-12
|
12-14
|
12-14
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
-
|
-
|
-
|
8
|
12
|
12
|
14
|
16
|
16
|
18
|
прогр. 2012 г.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
12
|
15
|
20
|
40
|
40
|
40
|
|
Всего
|
прогр. 1984 г.
|
312
|
312
|
468-634
|
468-634
|
468-634
|
780-1040
|
780-1040
|
1248-1560
|
1248-1560
|
-
|
прогр. 1990 г.
|
312
|
312
|
416
|
624
|
832
|
936
|
1040
|
1144
|
1248
|
1456
|
прогр. 2012 г.
|
312
|
468
|
624
|
624
|
841
|
957
|
1248
|
1456
|
1456
|
1664
|
Содержание поурочной программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (составители Л.А. Федоров с соавторами, 1984 г.) на всех этапах в большей степени ориентировано на развитие общей физической и теоретической подготовленности занимающихся. Другой характерной чертой содержания рассматриваемой программы является акцентированное совершенствование технической подготовленности спортсменов на этапе спортивного совершенствования.
При этом на повышение специальной физической подготовленности лыжников-двоеборцев на всех этапах многолетнего совершенствования мастерства авторы рассматриваемой программы отводят достаточно среднее количество часов в сравнении с данными из примерных программ многолетней подготовки 1990 г. и 2012 г. Относительно небольшое количество часов, по сегодняшним меркам, отводимое на участие спортсменов в соревнованиях объясняется, по-видимому, тем, что в 80-е годы прошлого столетия в лыжном двоеборье спортсмены не соревновались в рамках кубка мира и континентального кубка. Вместе с тем, составители данной программы не предусмотрели часов для восстановительных мероприятий. Следует сказать и о достаточно резком возрастании как общегодового объема тренировочных нагрузок, так и количества часов, отводимого на тот или иной вид подготовки. Такая ситуация наблюдается не только на этапах начальной подготовки и спортивного совершенствования, но и на третьем-пятом и шестом-седьмом годах учебно-тренировочного этапа [3]. Такой подход к планированию многолетней подготовки не в полной мере соответствует общепринятым концепциям планирования, а именно подходу, предлагаемому Л.П. Матвеевым, а также схемам блоковой периодизации спортивной тренировки по В.Б. Иссурину и круглогодичного подготовительного периода без выраженной «подводки» к соревнованиям.
Другой вариант планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье был представлен в содержании учебной программы, разработанной для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (авторы-составители: Л.А. Федоров, В.И. Гришенков, Б.Б. Кузов, 1990 г.). К особенностям содержания указанной программы можно отнести более планомерное и четкое увеличение тренировочной нагрузки от года к году, от этапа к этапу в сравнении с программой 1984 г. Кроме этого, авторы отводят значительное количество часов на теоретическую и общефизическую подготовку занимающихся, особенно на завершающих этапах многолетней подготовки. Другой важной особенностью рассматриваемой программы является относительно небольшое количество часов, направленное на развитие специальной физической подготовленности двоеборцев, в сравнении с программами 1984 г. и 2012 г. Вместо этого, составители программы 1990 г. считают актуальным сместить акцент подготовки в сторону технического совершенствования спортсменов в период учебно-тренировочного этапа. На участие в соревнованиях и восстановительные мероприятия спортсменам отводится не так много времени в сравнении с программой 2012 г [5].
В отличие от других, содержание примерной программы спортивной подготовки для спортивных школ (авторы-составители П.В. Квашук, А.А. Жиляков, 2012 г.) является, на наш взгляд, не только более сбалансированным, но и учитывающим требования современных концепций планирования системы многолетней подготовки спортсменов. Основой которых являются такие положения, как: о единой педагогической системе, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки на каждом году и этапе обучение; о целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки; об оптимальном соотношении различных сторон подготовленности спортсменов в процессе многолетней тренировки; о неуклонном и постепенном росте объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется; о поступательном увеличении объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок; о строгом соблюдении постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок и др. [4]. Руководствуясь вышеперечисленными положениями, авторы рассматриваемой программы предлагают сместить основной акцент с совершенствования теоретической, общефизической и технической подготовленности занимающихся на развитие специальных физических качеств спортсменов. Вместе с тем, данная программа предусматривает значительно большее количество часов на участие лыжников-двоеборцев в соревнованиях и восстановительных мероприятиях по сравнению с авторами программ 1984 г. и 1990 г.
Проведение теоретического анализа распределения учебно-тренировочных часов на разные виды подготовки позволило установить некоторые сходства и различия в имеющихся к настоящему времени подходах планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье.
Список литературы
1. Зебзеев, В.В. Динамика функционального состояния лыжников-двоеборцев в рамках микроцикла / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (118) – 2014. – С. 74-78.
2. Зебзеев, В.В. Показатели контроля соревновательной подготовленности лыжников-двоеборцев / В.В. Зебзеев // Сборник по результатам XLI заочной научной конференции International Research Journal, №7 (38), Екатеринбург, 2015 - С. 13-14.
3. Лыжное двоеборье: поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / А.А. Федоров, Н.И. Степанов, М.В. Шереметьев [и др.]. – М., 1984. – 311 с.
4. Лыжное двоеборье: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / П.В. Квашук, А.А. Жиляков. – М., 2012. – 88 с.
5. Лыжное двоеборье: программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (нормативная часть) / Л.А. Федоров, В.И. Гришенков, Б.Б. Кузов. – М., Советский спорт, 1990 – 10 с.