Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРЫЖКОВОЙ И ЛЫЖЕГОНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Авторы:
Город:
Чайковский
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В настоящий момент в отечественной теории и практике спорта накоплен обширный опыт построения многолетней спортивной тренировки [4]. Однако многие специалисты считают, что построение многолетней спортивной подготовки в лыжном двоеборье нуждается в тщательном анализе с целью выявления причин низкой соревновательной результативности спортсменов на международной арене [1].

К сожалению, подобная ситуация наблюдается не только на завершающих этапах многолетней подготовки, но и на этапах начальной и  углубленной специализации. Одни специалисты объясняют слабые результаты спортсменов в лыжном двоеборье неэффективной системой спортивного отбора, основным принципом которой в последние 10-15 лет является переориентация спортсменов из «близкородственных» видов спорта: прыжков на лыжах с трамплина и лыжных гонок. Другие специалисты обращают внимание на проблему, связанную с отсутствием большого количества современных трамплинов разной мощности.

С данными фактами трудно не согласиться, однако для более полного понимания сложившейся ситуации, на наш взгляд, следует вначале детально проанализировать содержание этапов многолетней подготовки в лыжном двоеборье, а затем делать выводы по ее эффективности.

Цель исследования состояла в проведении сравнительного анализа соотношения объемов прыжковой и лыжегоночной подготовки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.

Результаты исследования и их обсуждение. С этой целью нами проанализированы поурочная программа по виду спорта «Лыжное двоеборье» (составитель Л.А. Федоров с соавторами, 1984) [2] и примерная программа спортивной подготовки (составители П.В. Квашук, А.А. Жиляков, 2012) [3]. Эти материалы позволяют выявить особенности планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье. Результаты этого анализа, по нашему мнению, должны помочь определить оптимальное соотношение между прыжковой и лыжегоночной подготовкой лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.

Анализ соотношения объемов прыжковой подготовки и циклической нагрузки показывает, что содержание поурочной программы многолетней подготовки, разработанной Л.А. Федоровым с соавторами (1984 г.), имеет некоторые особенности (см. Табл.1). Так, авторы уже с первого года при обучении технике прыжков предлагают юным двоеборцам использовать не только трамплины малой, но и средней мощности. Другим важным компонентом планирования многолетней прыжковой подготовки, по мнению авторов, является планомерное увеличение количества прыжков с первого по седьмой годы на трамплинах малой мощности. После этого на восьмом и девятом годах подготовки отмечается повышение количества прыжков, выполняемых с трамплинов средней мощности [2].

Важным моментом в предлагаемом варианте многолетней прыжковой подготовки является то, что программой совершенно не предусмотрены прыжки с трамплинов нормальной (90 м) и большой мощности (120 м). Данный факт обусловлен изменениями соревновательной деятельности лыжников-двоеборцев, произошедшими в последние двадцать – тридцать лет.


Таблица 1 Сравнительный анализ соотношения объемов прыжковой подготовки и циклической нагрузки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства (по данным примерных программ многолетней подготовки лыжников-двоеборцев 1984 г. и 2012 г.)

 

Показатели

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

Общий объем прыжковой подготовки, кол-во прыжков

 

Малые трамплины

Прогр. 1984 г.

148

148

300

430

450

430

509

285

285

Прогр. 2012 г.

150-170

180-210

200-250

270-300

320-340

320-350

120-140

100-120

80-100

Средние

трамплины

Прогр. 1984 г.

52

52

30

70

50

110

191

465

465

Прогр. 2012 г.

0

0

0

30-50

120-150

200-270

180-200

250-280

250-280

Нормальные трамплины

Прогр. 1984 г.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Прогр. 2012 г.

0

0

0

0

0

30-50

50-60

80-90

120-130

Большие

трамплины

Прогр. 1984 г.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Прогр. 2012 г.

0

0

0

0

0

0

30-40

60-70

80-90

Общий объем циклической

нагрузки, км

Прогр. 1984 г.

500

500

1000

1500

2000

2520

3000

4000

4000

Прогр. 2012 г.

300-450

500-700

850-1000

1150-1350

1550-1750

1950-2200

3000-3500

3800-4300

4200-4800

Объем лыжной подготовки, км

Прогр. 1984 г.

293

293

380

650

950

1170

1340

2100

2100

Прогр. 2012 г.

150-200

200-300

400-450

500-600

700-800

900-1000

1400-1500

1800-1900

2000-2300

Объем лыжероллерной

подготовки, км

Прогр. 1984 г.

0

0

140

200

250

350

560

600

600

Прогр. 2012 г.

0

50-100

100-150

200-250

300-350

400-450

600-700

800-900

800-900

Объем бега, ходьбы, имитации, км

Прогр. 1984 г.

207

207

480

650

800

1000

1100

1300

1300

Прогр. 2012 г.

150-250

250-350

350-400

450-500

550-600

650-750

1000-1300

1200-1500

1400-1600

   

В настоящий момент спортсмены на  всех международных состязаниях, проводимых  под эгидой FIS, соревнуются только на нормальных и больших трамплинах. При планировании нагрузок циклического характера следует отметить достаточно резкое возрастание объема тренировочных нагрузок с третьего по седьмой годы подготовки, что сложно объяснить с точки зрения сенситивных периодов развития организма спортсменов. При этом лыжероллеры как важный компонент циклической подготовки предлагается использовать только с третьего года обучения. Необходимо сказать, что авторы считают целесообразным использовать абсолютно одинаковые объемы тренирующих воздействий спортсменам первого-второго и восьмого-девятого годов многолетней подготовки, что с позиции существующих общепринятых концепций не является правильным, поскольку адаптация организма спортсменов к таким нагрузкам не способствует дальнейшему повышению их спортивного мастерства. В целом, опираясь на все вышесказанное, можно констатировать, что содержание рассматриваемой программы в большей степени имеет прыжковую направленность, чем лыжегоночную [2].

Несколько другую позицию по вопросу соотношения прыжковой и циклической нагрузки в рамках многолетней подготовки лыжников-двоеборцев имеют П.В. Квашук и А.А. Жиляков (2012 г.), изложившие ее в примерной программе для тренеров спортивных школ. Во-первых, на протяжении всей многолетней подготовки спортсменов отмечается постепенное увеличение параметров как прыжковой, так и циклической нагрузки. Во- вторых, для совершенствования прыжковой подготовленности с первого по третий годы предлагается использование только трамплинов малой мощности, с четвертого года подготовки – средних трамплинов, с шестого года – нормальных трамплинов, и, наконец, с седьмого года – больших трамплинов. Следует сказать, что в восьмом-девятом годах половина от общего количества всех прыжков выполняется на трамплинах средней мощности. В-третьих, совершенствование циклической подготовленности занимающихся характеризуется равномерным увеличением тренировочных воздействий, но только до седьмого года. Начиная с этого момента, наблюдается резкое повышение объема циклической нагрузки, что объясняется благоприятной ситуацией для развития аэробных возможностей организма лыжников-двоеборцев. В целом можно говорить о том, что содержание данной программы имеет более выраженный акцент на совершенствование лыжегоночный подготовленности двоеборцев, при этом объем прыжков с трамплина на всех этапах многолетней подготовки также остается значительным [3].

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что планирование многолетней подготовки лыжников-двоеборцев, предлагаемое авторами в 1984 г., не является, на наш взгляд, оптимальным и соответствующим требованиям сегодняшнего времени. Об этом свидетельствуют некоторые отхождения от общепринятых концепций построения многолетней подготовки, разработанных Л.П. Матвеевым, Д.В. Верхошанским, А.П. Бондарчуком, В.Б. Иссуриным и некоторыми другими специалистами в области теории спорта. В  этой связи  подход к планированию многолетней подготовки, предлагаемый П.В. Квашук  и  А.А. Жиляковым (2012 г.), является более современным, сбалансированным и методологически выверенным.

 

Список литературы

1.     Зебзеев, В.В. Динамика функционального состояния лыжников-двоеборцев в рамках микроцикла / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (118) – 2014. – С. 74-78.

2.     Лыжное двоеборье: поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / А.А. Федоров, Н.И. Степанов, М.В. Шереметьев [и др.]. – М., 1984. – 311 с.

3.     Лыжное двоеборье: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / П.В. Квашук, А.А. Жиляков. – М., 2012. – 88 с.

4.     Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010 – 392 с. : ил.