Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Авторы:
Город:
Абаз
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

На основании требований ФГОС нового поколения, в рамках программы по формированию здорового образа жизни, главной целью является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. При выборе стратегии по реализации программы существует необходимость производить учет состояния здоровья, психологических и психофизических характеристик возраста учащихся, их физического состояния. Это направление может являться необходимым и обязательным компонентом здоровьесберегающей работы общеобразовательного учреждения, в том числе создание благоприятного психологического климата.[1, с. 4].

Комплексный анализ данных общероссийского мониторинга физического здоровья населения, физического развития здоровья детей и социально - гигиенического мониторинга позволяет дифференцировать территории по состоянию физического здоровья; физического развития и структуре заболеваемости.

С. И. Изаак [з, с. 160] в основу разработки математической многомерной модели типологической классификации общественного здоровья в системе социально-гигиенического мониторинга использовал логическое классифицирование. Основными объектами такой разновидности типологической классификации являются реальные типы (территории), задаваемые комбинацией допустимых значений существенных признаков (физическое развитие, физическая подготовленность, заболеваемость). При этом существенные признаки составляют комплекс отличительных черт территорий в части состояния здоровья.

Целью подобного рода классификаций может быть:

-проведение анализа основного признака, определяющего структуру явления;

-распространение классификации на объекты – новые территории;

-установление связей между различными явлениями и характеристиками.

Специалисты в области физической культуры, физическую готовность определяют как физическое состояние людей, которое позволяет успешно выполнять любые задачи, связанные с профессиональной и трудовой деятельностью. Физическое состояние определяется интегрально по степени его соответствия требованиям. По мнению Б. В. Ендальцева [2, с. 80], физическое состояние включает физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность. Если функциональное состояние и физическую подготовленность можно определить количеством, то оценивать физическое развитие, таким образом, не представляется возможным, хотя оно реализуется в функциях человека. Функциональное состояние и физическая подготовленность тесно взаимосвязаны, по показателям второго можно судить о функциональных возможностях человека.

Нами было проведено исследование по определению и оценке состояния здоровья учащихся младших классов средних общеобразовательных школ № 4, 26 г. Абакана, и № 5, 50 г. Абазы. На основании современных требований ФГОС в процессе исследования была применена интеграция межпредметных связей – физическая культура и математика. При проведении методов математической статистики происходило проявление и закрепление необходимых метапредметных показателей в области указанных направлений. Математические расчеты показателей выявленных при определении физического состояния школьников младших классов, производились учащимися 9 классов МБОУ «АСОШ №50» на факультативных занятиях под руководством учителя математики.

Проблемой исследования является высокий уровень заболеваемости среди школьников младших классов и низкий уровень физического состояния в сравнении со здоровыми сверстниками, в том числе отставание по отношению к возрастной норме.

Цель исследования. Определить и дать оценку уровня здоровья, физического развития, функционального состояния и физической подготовленности младших школьников в масштабе региона на примере Республики Хакасия.

Анализ состояния здоровья учащихся младших классов в школах, на базе которых проводилось исследование, проводился на основе изучения медицинских карт, составленных при медицинском комплексном обследовании, проводимом ежегодно в начале учебного года (рис. 1).

Первое место среди выявленных отклонений в состоянии здоровья у детей младшего школьного возраста заняли заболевания опорно-двигательного аппарата 21%, из них  в этой группе самыми распространенными являются: нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие; реже деформация грудной клетки; 7 случаев – ДЦП.

На втором месте по распространенности заняли болезни офтальмологического спектра – 19% (миопия, косоглазие, гиперметрия, атрофия зрительного нерва, нистагм, афония).

На третьем по распространенности, заняли болезни нервной системы – 12%, в основном это вегето сосудистая дистония, минимальная церебральная дисфункция синдром дефицита внимания, неврозы.

Четвертое место среди выявленных заболеваний занимают заболевания дыхательной системы – 7%. Самыми распространенными из них являются бронхиальная астма, хронические тонзиллиты. Так же у школьников младших классов выявлены эндокринная патология, заболевания сердечно-сосудистой системы, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы – 2%.

У большинства учащихся с отклонениями в состоянии здоровья выявлены заболевания комплексного характера – 87% от указанного выше контингента.

В своей работе И. В. Селиверстова [4] указывает, что немаловажное значение в состоянии здоровья может иметь уровень благосостояния региона, природные, экологические и демографические факторы. Состояние здоровья и физического развития находятся в тесной взаимосвязи при медицинском комплексном обследовании детей производится параллельно.


Систематические наблюдения за детьми позволяют определить различные отклонения здоровья и физического развития, помогают осуществлять контроль за правильной организацией учебно- воспитательного процесса, соблюдением санитарно-гигиенических условий, питанием, двигательным режимом и другими факторами формирующими состояние здоровья школьника.

Уровень физической подготовленности у детей, обучающихся в младших классах, определяется при помощи тестов, рекомендованных в программе среднего школьного образования по физической культуре.

Показатели, полученные у детей с отклонениями в состоянии здоровья, оказались существенно ниже, чем у их здоровых сверстников, однако был выявлен сложный характер развития, на отрезке обучения с 1 по 4 класс. Обобщая экспериментальные данные, можно заключить, что младшие школьники в силу присутствующих заболевания отличаются слабым развитием мышечной системы.

При исследовании функционального состояния детей младшего школьного возраста использовались информативные величины АД, ЧСС до нагрузки, ЧСС после нагрузки, ЧСС после 1 мин., восстановления, ЧД за 1 мин., проба Штанге, проба Генча. Уровень адаптационных возможностей организма при оценке показателей оказался достоверно (Р < 0,05) ниже у детей с отклонениями в состоянии здоровья, чем у здоровых сверстников. При оценке физической работоспособности (индекс Руффье), показатели являются аналогичными, выявлено существенное отставание у детей имеющих заболевания. Функциональное состояние по оценочным данным у здоровых школьников соответствует уровню «выше среднего», у детей с отклонениями в состоянии здоровья – «ниже среднего».

Анализ полученных данных позволил заключить, что дети с присутствием заболеваний отличаются пониженным уровнем физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения, адаптивных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изучение состояния здоровья и физического состояния школьников младших классов Республики Хакасия позволяет констатировать, что проблема  является актуальной. На  основании изложенного, контингенту, имеющему отклонения в состоянии здоровья и низкому уровню физического состояния, требуются дополнительные занятия физической культурой коррекционно-оздоровительной направленности во внеурочное время.

Список литературы

 

1.        Андреев В. В. Использование средств ЛФК на уроках физической культуры в условиях средней общеобразовательной школы /             В. В. Андреев, А. С. Михалев, А. В. Запольский, О. В. Вовк. – Абакан: Издательство ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2016. – 76с.

2.        Ендальцев Б. В. Определение физической подготовленности к трудовой деятельности / Б. В. Ендальцев// Термины и понятия в сфере физической культуры: Первый международный конгресс 20-22 декабря 2006 г. Россия, СПб. Материалы конгресса. – 282 с.

3.        Изаак С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С. И. Изаак. – М.: Советский спорт, 2005. – 196 с.

4.        Селиверстова И. В. Охват детей дошкольного возраста образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины / И. В. Селиверстова // Вопросы образования. – 2008. - №3. – С. 199- 209.