Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МГТУ ГА ПОСРЕДСТВОМ ВОЛЕЙБОЛА С УЧЕТОМ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И С ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫМ УКЛОНОМ В ПРЕДСТОЯЩЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2019г.

Методика обучения основанная на применении элементов волейбола в учебном процессе

дополняется элементами спортивной психологии. Обсуждаются результаты использования этого способа обучения в МГТУ ГА на кафедре физического воспитания.

A method of training based on the use of elements of volleyball in the educational process is complemented by elements of sports psychology. The results of the use of this method of training in MSTU GA at the Department of Physical Education are discussed.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, работоспособность, средства восстановления, предупреждение травматизма, волейболисты, спортивная психология, внешние соревнования.

Keywords: general physical training, professional-applied physical preparation, performance, recovery tools, injury prevention, volleyball players, sports psychology, external competition.

1. Актуальность задачи

Развитие техники способствует механизации, автоматизации производственных процессов. Все больше выключается из производства физическая активность работника. Для того, чтобы компенсировать недостаток физической деятельности специалистов наземных служб гражданской авиации разработана методика профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) средствами волейбола.

Основной задачей исследования является подготовка специалистов наземных служб к будущей профессии. При этом не исключается не только физическая, психическая и умственная подготовка, но и умение концентрировать внимание на мельчайших деталях производственной сферы. От работы операторов, диспетчеров, механиков, инженеров различных служб зависит безопасность полетов. Правильное использование ППФП дает возможность будущим специалистам применять знания, умения, навыки при выполнении поставленных производственных задач. Физические упражнения способствуют укреплению здоровья, повышению тонуса и работоспособности работника, созданию комфортной обстановки на рабочем месте, а также являются основным фактором в профилактике профессиональных заболеваний и случаев травматизма.

Поэтому изыскание новых научно обоснованных форм, средств и методов физического воспитания, соответствующих требованиям научно-технического прогресса является в настоящее время важнейшей задачей теории и практики физкультурного движения [1-5].

На основе наблюдений за различными нарушениями в осанке у студентов, в работе сделан вывод о необходимости включения элементов спортивной психологии, основы которой изложены в В. Родионов и др. [6], в процесс тренировки. Подчеркивается, что психологическая гимнастика, – это не обычная гимнастика. Она не способствует накачиванию мышц, но, исправляя ощущения, нарушенные стрессами или травмами, дает предпосылки в дальнейшем правильно нагружать мышцы уже при помощи традиционной гимнастики. Изучались монографии М. Фельденкрайза [7] и Т.Ханна [8]. Упомянутыми авторами было студенту находить нарушениям осанки и это может стойко закрепиться в нервной системе. Например, “память” организма о ранее перенесенной травме или длительном стрессе может закрепиться в центральной нервной системе, от которой могут поступать искаженные сигналы в различные части тела. Это может проявляться в дальнейшем, не смотря на то, что факторы, вызвавшие эти нарушения, уже отсутствуют. Например, такой парадокс, – после ампутации руки человека могут беспокоить боли в уже несуществующей руке. Чтобы снять подобные нарушения, вышеперечисленные авторы создали специальную гимнастику. В настоящем исследовании гимнастика авторов [7-8] была адаптирована для занятий со студентами в зале. Этот аспект весьма актуален при подготовке диспетчеров авиалиний в контексте обеспечения безопасности полетов.

Полноценное использование профессиональных знаний возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Необходимое условие физических упражнений,– чтобы участвовали большие группы мышц. Этого можно достичь в спортивных играх, в данном случае волейболом, который аккумулирует в себе массу естественных движений (прыжков, перемещений, падений, поворотов и т.п.) в непредсказуемых ситуациях, позволяющих студенту находить правильное решение посредством отработанных движений мышечного комплекса всего тела.

Качество физической подготовки имеет важное социально-экономическое значение. Исследования показывают, что одной общефизической подготовкой нельзя полностью решить эти задачи, так как необходимо учитывать специфические требования, предъявляемые специальностью, к которой готовят студентов. Следовательно, физическое воспитание должно содержать в себе элементы ППФП, которая должна быть включена самостоятельным разделом в программу физического воспитания. Наиболее эффективными средствами для полноценной ППФП являются спортивные игры, в частности, волейбол.

2. Методы исследования

2.1.    Анализ существующих методик ППФП в подготовке студентов с использованием спортивных игр (волейбол).

Основное направление перестройки высшей школы – это активизация процесса подготовки будущих специалистов, направленного на развитие их самостоятельной и творческой активности. В этой связи возникает необходимость совершенствования подготовки в вузе и формирования у студентов творческого отношения к будущей профессии.

Задачи совершенствования процесса обучения в высшей школе и, в частности, в сфере физической культуры и спорта связаны с его активизацией и интенсификацией. Для этого необходимо изменить традиционную систему обучения в ее общепринятом понимании: она формирует, в основном, знания, тогда как современные условия требуют прежде всего широкого набора профессиональных умений и навыков.

Подготовка волейболистов представляет собой сложный педагогический процесс, который постоянно совершенствуется. Важно обратить особое внимание на правильное и точное выполнение каждого элемента упражнения, т.к. закрепление неправильных навыков может привести к травме. Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах спортивного совершенствования и в учебных группах в вузе – универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований и глубокого изучения особенности каждого студента.

Основными формами занятий волейболом в вузах являются:

-   учебные занятия в зале, на открытых площадках, на стадионе, и т.д.;

-   самостоятельные занятия (по заданию преподавателя);

-   занятия в группах спортивного совершенствования;

-   массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в свободное от учебы время.

Для завоевания больших высот в волейболе, по мнению японского тренера Я. Мацудайры, необходимы пять следующих факторов:

-           физическая сила, телосложение;

-           психическая закалка, воля;

-           тактика, техника;

-           сыгранность команды, сплоченность;

-           опыт.

Ни одним из этих факторов нельзя пренебречь.

Ряд советов и рекомендаций творчески работающего тренера (С. Ониума) дан в [6]. Здесь идет речь о фиксации объекта взглядом, о психологическом настрое, о расслаблении, о расчете времени, о концентрации внимания, о предотвращении травматизма и т.д.

В настоящее время в большинстве видов спорта в тренировке применяются разнообразные дополнительные развивающие и специальные упражнения. Волейбол от них не стоит в стороне, т.к. двигательные качества спортсмена проявляются не изолированно друг от друга, а в определенном комплексе при определенном их взаимодействии.

3. Цель исследования

Цель моего научного изыскания состоит в том, что формирование основных учебных групп в вузе не должно зависеть от уровня спортивной подготовки, квалификации или хороших физических данных студентов. Смысл подготовки будущих специалистов заключен в том, что они все будут готовиться по специально разработанной методике ППФП с учетом волейбола для каждой специальности в условиях конкретного вуза (МГТУ ГА). Методика даст возможность каждому учащемуся существенно повысить и укрепить именно те физические качества, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

4. Задачи исследования

В основном учебном отделении проводятся теоретические и практические занятия по курсу “физическая культура” согласно учебной программе. На теоретических занятиях (лекции и семинары, а также беседы в группах) освещаются следующие темы:

-           физическая культура как учебная дисциплина в высших учебных заведениях;

-           естественно-научные основы физического воспитания;

-           основы здорового образа жизни;

-           режим двигательной активности и работоспособность;

-           основы физической и спортивной подготовки;

-           профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов.

5. Результаты исследования

На I – II курсах прохождение учебного материала, прием контрольных упражнений и норм проходит в шесть этапов, составляющих два макроцикла (два семестра).

Был проведен анализ существующих методик по ППФП в учебном процессе студентов с использованием спортивных игр (волейбола) и осуществлено сравнение показателей ППФП для двух групп студентов:

Общая группа со стандартной физической подготовкой;

Экспертная группа со специализированной подготовкой по волейболу показала преимущество в овладении техникой волейбола, в сравнении с обычной группой. Применяемая методика учебно- тренировочного процесса эффективно позволяет учащимся быстрее осуществлять и укреплять волейбольные навыки, которые впоследствии пригодятся в производственной деятельности как прикладная физическая подготовка, позволяющая повысить производительность труда работника.

6. Выводы

Показаны преимущества учебного процесса в группах со специализированной программой по волейболу.

Разработана оригинальная методика учебно-тренировочного процесса в основном учебном отделении, позволяющая каждому учащемуся существенно повысить и укрепить именно те физические качества, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Разработана система и методика отбора волейболистов в группу спортивного совершенствования по результатам выполнения контрольных нормативов.

Разработан учебно-тренировочный процесс в спортивном отделении с применением гимнастики, основанной на элементах спортивной психологии.

 

Список литературы

 

1.        Аблеев А.Ю., Яковлева Е.Л. Волейбол в спортивных отделениях вузов. – М.: МГТУ ГА, 1996.

2.        Аблеев А. Ю. Управление работоспособностью студенток вуза: опыт исследований // Научный вестник МГТУ ГА. – 2013. – № 191. – С. 155–156.

3.        Аблеев А.Ю. Повышение работоспособности студенток при помощи профессионально-прикладной физической подготовки. // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества. Тезисы докладов участников Международной научно-технической конференции, посвященной 45-летию Университета. 18-20 мая 2016 г. – М.: МГТУ ГА, 2016. – С. 309.

4.        Анищенко В.С. Физическая культура. – М.: РУДН, 1999.

5.        Баскакова И.П. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы. // Журн. Вопросы психологии. – 1968. – №3.

6.        Ониума С. Уроки волейбола. – М.: ФиС, 1985.

7.        Родионов В.А., Родионов А.В., Сивицкий В.Г. Спортивная психология. – М.: Юрайт, 2014.

8.        Фельденкрайз М. Осознавание через движение. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

9.        Hanna Thomas L. Somatics: Reawakening the Mind’s Control of Movement, Flexibility, and Health. – Da Capo Press, 1987.