Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ БЫСТРОТЫ СЛОЖНЫХ ВИЗУАЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАГИРОВАНИЙ В СИТУАЦИЯХ РАЗЛИЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАЗЕРНОГО ТРЕНАЖЕРА- СТИМУЛЯТОРА ВИЗУАЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАГИРОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.
Введение. Актуальность: ситуация соревновательного боя требует от каратэиста комплексной работы зрительных, тактильных и слуховых анализаторов. Но определяющую роль в конфликтном боевом взаимодействии, несомненно, играют зрительные анализаторы, так как на разнообразные боевые действия соперника спортсмену-каратэисту приходится отвечать постоянно и эффективность его ответных действий, прежде всего, зависит от своевременности и быстроты двигательных реагирований, основанных на его визуальных восприятиях изменения ситуаций в ходе поединка. Роль же и объѐм реагирований, механизм которых опирается на работу тактильных и слуховых анализаторов в соревновательном поединке значительно меньше. Тренировка быстроты реакции в каратэ начинается уже с самых первых занятий. Тренер каждый раз подает сигнал к выполнению приема, считая по-японски, как правило, от 1 до 10, ученики стараются мгновенно реагировать на каждый сигнал и максимально быстро выполнять заданный прием, пытаясь минимизировать время между сигналом и началом выполнения двигательного действия. На начальном этапе обучения 100% упражнений выполняются на счѐт тренера. И этот процент постепенно начинает уменьшаться только с ростом квалификации занимающихся. Несомненно, использование аудиосигналов оправдано при обучении новичков, а также на первых этапах разучивания новых приемов. Но таким образом тренируется только простая двигательная реакция на аудиальный (слуховой) раздражитель, тогда как реальная боевая практика требует развития и совершенствования всех видов двигательных реагирований, основанных, прежде всего, на работе зрительного анализатора, поскольку он играет главную роль в соревновательной деятельности спортсмена-каратэиста, специализирующегося в спортивном кумите. Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику тренировки быстроты сложных визуально-моторных реагирований спортсменов-каратэистов, в ситуациях различения, с использованием лазерного тренажера-стимулятора визуально-моторных реагирований. Объект исследования – тренировочный процесс спортсменов-каратэистов.

Предмет исследования – быстрота сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения, как одна из важнейших форм проявлений быстроты, необходимая для спортсмена каратэиста, и методы ее тренировки. Методы и организация исследования. Для тренировки и измерения быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения был разработан, собран и запатентован лазерный тренажер-стимулятор визуально-моторных реагирований; при разработке тренажера была проанализирована литература, связанная с применением лазерных технологий, литература по электромеханике и программированию. Была разработана методика тестирования быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения с использованием лазерного тренажера-стимулятора визуально-моторных реагирований и видеокамеры со скоростью съемки 1000 кадров в секунду. В эксперименте принимали участие 20 спортсменов, занимающихся на этапе начальной спортивной подготовки. В начале эксперимента был проведен тест, по результатам которого спортсменов разделили на 2 равнозначные группы: контрольную и экспериментальную. Суть эксперимента состояла в том, что спортсмены из контрольной и экспериментальной групп тренировались по одной программе, но в тренировочные занятия экспериментальной группы были включены упражнения для развития быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения. Для регистрации полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах проводились следующие тесты: Тестирование реакции различения(А=а, Б=0):
1. Тренажер устанавливается таким образом, чтобы 4 сигнальные точки находились на одном уровне с головой спортсмена (дзѐдан), а 4 оставшиеся в любом другом видимом для спортсмена уровне. На тренажере выставляется максимальное время подачи сигнала.
2. Видеокамера устанавливалась так, чтобы в зону ее видимости попал спортсмен и зона появления сигнала.
3. Спортсмен стоит на дистанции удара от места появления сигнала, в боевой стойке.
4. Спортсмену дается задание – максимально быстро выполнять удар гъяку дзуки, реагируя на сигнал из уровня тюдан, либо не выполнять никаких действий на сигналы из других уровней.
5. Спортсмен выполняет 10 успешных действий по сигналу тренажера, после этого в зону тестирования проходит следующий спортсмен.
Данные тесты снимались на камеру со скоростью съемки 1000 кадров в секунду. Анализ видеоматериалов полученных во время тестов проводился в программе Vegas Pro 11.0, полученные результаты были внесены в таблицу. Данное тестирование проводилось в контрольной и экспериментальной группах дважды. Первый раз в начале эксперимента, для определения уровня простой реакции и реакции выбора и второй раз в конце эксперимента, для определения сдвигов показателей быстроты реакции в обеих группах. Результаты и обсуждения. Спортсмены, тренировавшиеся на протяжении эксперимента по методике с использованием лазерного тренажера-стимулятора визуально-моторных реагирований, в контрольном тесте показали лучшие результаты в показателе быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения, чем спортсмены, в тренировке которых методика не использовалась.

Таблица 7 Результаты тестирования быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения в контрольной и экспериментальной группе, в основном и контрольном тестах.

 

Основной тест

Контрольный тест

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Ср. знач

251,1

251,1

247,1

220,5

Ср. откл

1,3

1,0

4,1

0,9

Размах

4,2

3,8

13,5

2,9

Дисп

2,2

1,6

23,3

1,1

 

В начале эксперимента, контрольная и экспериментальная группы были приблизительно равны по основным показателям. При выполнении контрольного теста, спортсмены из экспериментальной группы были примерно на 26 мс быстрее, чем спортсмены из контрольной.



График 4 Соотношение показателей контрольной и экспериментальной группы в отборочном и контрольном тестировании быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения.



График 4, составленный по Табл.7., наглядно показывает разницу в уровне проявления быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения в контрольной и экспериментальной группе в начале и конце исследования.

Выводы.

При тестировании быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения в экспериментальной группе был отмечен рост показателей быстроты реакции. Проведенное нами исследование показало, что спортсмены, каратэисты в тренировке которых применялись упражнения для совершенствования быстроты сложных визуально-моторных реагирований в ситуациях различения, показали лучшие результаты при тестировании двигательных реагирований. Применение методики тренировки быстроты сложных визуально- моторных реагирований в ситуациях различения дало положительные результаты и подтвердило гипотезу исследования говорящую о том что,  целенаправленный переход от звуковых сигналов к световым в тренировочном процессе, приведет к улучшению показателей двигательных реагирований у каратэистов.

 

Список литературы

1.      Верхало Ю.Н. Рефлексометр с плоским экраном и установка для исследования быстроты двигательных реакций у спортсменов / Верхало Ю.Н., Киселев Ю.Я. // Теория и практика физ. культуры. - 1963. - N 8. - С. 37-39.

2.      Орлов Ю. Л. «Восточное боевое единоборство СИТО РЮ». Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ // М., ФиС, 2010, с. 4-6.

3.      Орлов Ю. Л. «Каратэдо». Энциклопедический иллюстрированный словарь понятий и терминов по истории, философии, традициям, технике, тактике, методике обучения каратэдо и некоторых других восточных боевых искусств, повлиявших на его развитие.// М., ФиС, 2014 г.

4.      Совершенствование двигательных реакций каратистов с использованием лазерного тренажера- стимулятора визуально-моторных реагирований Мандыч И.Н.,Орлов Ю.Л. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 2. С. 12-15.