Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2019г.

Проблема умственного развития была и остается одной из самых значимых в отечественной педагогике и психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в умственном развитии, испытывающих в следствии этого трудности в обучении. Среди них встречаются дети с общим недоразвитием речи, с задержками психического развития, с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, с минимальной мозговой недостаточностью и пр. Психическая незрелость, в большинстве случаев, сочетается с физической ослабленностью, нередко с нарушением здоровья.

В специальных детских учреждениях одним из средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического и психического развития являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка. Они оказывают положительное влияние на функциональное развитие всех основных систем организма, и в первую очередь на мышечную, которая играет основную роль при выполнении произвольных движений. Отмечено благоприятное влияние физических упражнений и на ЦНС. Они способствуют повышению работоспособности клеток коры головного мозга и их устойчивости к сильным раздражителям, улучшению аналитико-синтетической деятельности ЦНС и взаимодействию двух сигнальных систем, более быстрому формированию положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти.

Одной из действенных форм занятий по физической культуре для детей с задержкой психического развития будут занятия ритмической гимнастикой, с сюжетно-ролевой направленностью. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес детей к разнообразной деятельности. “Конвейерный” принцип отдельных упражнений представляет собой прием втягивания в общее дело трудных, негативно настроенных детей. В этих случаях умело проводимая ритмическая гимнастика, постоянно задает ребенку волевые задачи. Делая музыкальный ритм организатором движений, можно развивать у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Особенно ценно то, что организм должен считаться с постоянно меняющимися условиями, при этом почти исключается возможность психического и физического автоматизма, постоянно требуется осознанная ориентировка в движениях.

Таким образом, можно сделать предположение о том, что комплексы ритмической гимнастики можно использовать как коррекционное средство для детей с теми или иными отклонениями в психическом развитии. Но, коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков. Поскольку ведущая деятельность дошкольников – игра, она может быть с успехом использована для коррекции личности ребенка, развития его познавательных процессов. В содержание уроков ритмической гимнастики для детей с задержкой психического развития положены сюжеты сказок, игровые сюжеты бытовой направленности и в процессе занятий дети приобретают опыт самостоятельной организации игр.

Но требования к методике проведения и содержанию занятий по ритмической гимнастике, сюжетно- ролевой направленности для детей с задержкой психического развития несколько иные, чем для нормально развивающихся детей. Основные требования заключаются в следующем:

·       каждое занятие должно включать не большое количество нового материала;

·       для разучивания новых упражнений необходимо делить группу на подгруппы;

·       учитывать слабое физическое развитие и быструю утомляемость детей с ЗПР, в следствии чего, увеличить продолжительность подготовительной и заключительной частей занятия, четко дозировать мощность и длительность нагрузки;

·       чередовать задания, требующие подвижности, резких движений, высокого темпа исполнения, с легкими, спокойными упражнениями, упражнениями на внимание, на дыхание;

·       каждое занятие, а при необходимости и отдельные его этапы, должны заканчиваться упражнениями на снятие напряжения, на расслабление, успокоение;

·       новый материал, требующий значительной умственной нагрузки, следует вводить в первой половине занятия;

·       используется средние темп и громкость звучания музыки;

·       необходимо приучать детей с ЗПР проговаривать задание, называть выполняемые действия, замечать и называть допущенные товарищами ошибки, высказывать качественную оценку собственного выполнения.

Правильно организованные занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой, способствуют более полноценному физическому развитию, укреплению организма, повышению общей работоспособности детей с ЗПР, и оказывают влияние на такие показатели психического развития, как память, мышление, произвольность, сюжетно-ролевая игра и связанные с ней новообразования. В представленных ниже таблицах видны изменения параметров координационной подготовки детей с ЗПР, их психического развития. Их анализ позволяет наглядно увидеть улучшение исследуемых параметров.

Таблица 1

Показатели координационных способностей детей с задержкой психического развития

 

 

x ± d

 

x ± d

Показатели

Начало

учебного года

t

расчетно е

Конец учебного года

Теппинг-тест (кол-во ударов)

19.8±4.6

5.9

25.8±2.6

Чувство ритма (баллы)

3.3±1.7

3.1

4.4±0.6

Способность к          согласованию

движений (баллы)

 

1.7±1.08

 

6.1

 

3.9±1.3

Равновесие правая нога (с)

 

левая нога (с)

 

25.03±16.4

 

8.57

 

52.03±0.7

25.05±16.8

8.44

1.01±0.14




   Таблица 2

Показатели психического развития


 

x ± d

 

x ± d

Показатели

(баллы)

Начало

учебного года

tрасчетное

Конец учебного года

Произвольность

8.2±6.6

9.31

25.46±7.1

Память

Игровой тест Зрительный тест Двигательный тест

 

3.7±0.8

 

5.7

 

4.7±0.5

3±2.2

5.35

6.1±2.06

2.1±0.9

12.4

4.25±0.29

Внимание

Зрительный тест

Двигательный тест

 

4.5±2.3

 

3.05

 

6.5±2.6

3.8±0.7

2.88

4.3±0.7

Мышление

Нагл-действ.

 

15.1±2.3

 

5.2

 

17.9±0.6

Нагл-образн.

13.6±4.8

5.2

19.3±3.1

 

Представленный табличный материал позволяет увидеть выравнивание параметров координационной подготовки и проявлений психической сферы у детей с ЗПР с помощью занятий ритмической гимнастикой.

 

Список литературы

 

1.        Максимова С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 63-65.

2.        Максимова С.Ю. Теоретико-методологическое обоснование интеграционных возможностей физического воспитания / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 53-54.

3.        Фомина Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности / Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописнова Е.П. // Теория и практика физической культуры, 2016. № 10. С. 62-65.