24 марта 2019г.
Проблема умственного развития была и остается одной из самых значимых в отечественной педагогике и психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в умственном развитии, испытывающих в следствии этого трудности в обучении. Среди них встречаются дети с общим недоразвитием речи, с задержками психического развития, с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, с минимальной мозговой недостаточностью и пр. Психическая незрелость, в большинстве случаев, сочетается с физической ослабленностью, нередко с нарушением здоровья.
В специальных детских учреждениях одним из средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического и психического развития являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка. Они оказывают положительное влияние на функциональное развитие всех основных систем организма, и в первую очередь на мышечную, которая играет основную роль при выполнении произвольных движений. Отмечено благоприятное влияние физических упражнений и на ЦНС. Они способствуют повышению работоспособности клеток коры головного мозга и их устойчивости к сильным раздражителям, улучшению аналитико-синтетической деятельности ЦНС и взаимодействию двух сигнальных систем, более быстрому формированию положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти.
Одной из действенных форм занятий по физической культуре для детей с задержкой психического развития будут занятия ритмической гимнастикой, с сюжетно-ролевой направленностью. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес детей к разнообразной деятельности. “Конвейерный” принцип отдельных упражнений представляет собой прием втягивания в общее дело трудных, негативно настроенных детей. В этих случаях умело проводимая ритмическая гимнастика, постоянно задает ребенку волевые задачи. Делая музыкальный ритм организатором движений, можно развивать у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Особенно ценно то, что организм должен считаться с постоянно меняющимися условиями, при этом почти исключается возможность психического и физического автоматизма, постоянно требуется осознанная ориентировка в движениях.
Таким образом, можно сделать предположение о том, что комплексы ритмической гимнастики можно использовать как коррекционное средство для детей с теми или иными отклонениями в психическом развитии. Но, коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков. Поскольку ведущая деятельность дошкольников – игра, она может быть с успехом использована для коррекции личности ребенка, развития его познавательных процессов. В содержание уроков ритмической гимнастики для детей с задержкой психического развития положены сюжеты сказок, игровые сюжеты бытовой направленности и в процессе занятий дети приобретают опыт самостоятельной организации игр.
Но требования к методике проведения и содержанию занятий по ритмической гимнастике, сюжетно- ролевой направленности для детей с задержкой психического развития несколько иные, чем для нормально развивающихся детей. Основные требования заключаются в следующем:
· каждое занятие должно включать не большое количество нового материала;
· для разучивания новых упражнений необходимо делить группу на подгруппы;
· учитывать слабое физическое развитие и быструю утомляемость детей с ЗПР, в следствии чего, увеличить продолжительность подготовительной и заключительной частей занятия, четко дозировать мощность и длительность нагрузки;
· чередовать задания, требующие подвижности, резких движений, высокого темпа исполнения, с легкими, спокойными упражнениями, упражнениями на внимание, на дыхание;
· каждое занятие, а при необходимости и отдельные его этапы, должны заканчиваться упражнениями на снятие напряжения, на расслабление, успокоение;
· новый материал, требующий значительной умственной нагрузки, следует вводить в первой половине занятия;
· используется средние темп и громкость звучания музыки;
· необходимо приучать детей с ЗПР проговаривать задание, называть выполняемые действия, замечать и называть допущенные товарищами ошибки, высказывать качественную оценку собственного выполнения.
Правильно организованные занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой, способствуют более полноценному физическому развитию, укреплению организма, повышению общей работоспособности детей с ЗПР, и оказывают влияние на такие показатели психического развития, как память, мышление, произвольность, сюжетно-ролевая игра и связанные с ней новообразования. В представленных ниже таблицах видны изменения параметров координационной подготовки детей с ЗПР, их психического развития. Их анализ позволяет наглядно увидеть улучшение исследуемых параметров.
Таблица 1
Показатели координационных способностей детей с задержкой психического развития
|
x ± d
|
|
x ± d
|
Показатели
|
Начало
учебного года
|
t
расчетно е
|
Конец учебного года
|
Теппинг-тест (кол-во ударов)
|
19.8±4.6
|
5.9
|
25.8±2.6
|
Чувство ритма (баллы)
|
3.3±1.7
|
3.1
|
4.4±0.6
|
Способность к согласованию
движений (баллы)
|
1.7±1.08
|
6.1
|
3.9±1.3
|
Равновесие правая нога (с)
левая нога (с)
|
25.03±16.4
|
8.57
|
52.03±0.7
|
25.05±16.8
|
8.44
|
1.01±0.14
|
Таблица 2
Показатели психического развития
|
x ± d
|
|
x ± d
|
Показатели
(баллы)
|
Начало
учебного года
|
tрасчетное
|
Конец учебного года
|
Произвольность
|
8.2±6.6
|
9.31
|
25.46±7.1
|
Память
Игровой тест Зрительный тест Двигательный тест
|
3.7±0.8
|
5.7
|
4.7±0.5
|
3±2.2
|
5.35
|
6.1±2.06
|
2.1±0.9
|
12.4
|
4.25±0.29
|
Внимание
Зрительный тест
Двигательный тест
|
4.5±2.3
|
3.05
|
6.5±2.6
|
3.8±0.7
|
2.88
|
4.3±0.7
|
Мышление
Нагл-действ.
|
15.1±2.3
|
5.2
|
17.9±0.6
|
Нагл-образн.
|
13.6±4.8
|
5.2
|
19.3±3.1
|
Представленный табличный материал позволяет увидеть выравнивание параметров координационной подготовки и проявлений психической сферы у детей с ЗПР с помощью занятий ритмической гимнастикой.
Список литературы
1. Максимова С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 63-65.
2. Максимова С.Ю. Теоретико-методологическое обоснование интеграционных возможностей физического воспитания / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 53-54.
3. Фомина Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности / Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописнова Е.П. // Теория и практика физической культуры, 2016. № 10. С. 62-65.