Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА И ТЕМПЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ 3-ГО КУРСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2020г.

Проведение занятий по плаванию со студентами определяется многими факторами: возрастом обучаемых, целью и задачей обучения на воде, методикой преподавания, условиями проведения занятий, а также продолжительностью обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания.

Однако, как и в других видах спорта двигательные навыки, а в данном случае плавательные формируются на базе определенных физических качеств. В процессе обучения студентами выполняется достаточно большое количество упражнений, что требует развития качества выносливости [1, 3, 4] Вместе с тем, выполняемые задания на воде будут более результативными, если у обучаемого есть предрасположенность к структуре плавательных движений, с помощью которых формируются навыки плавания [2].

Плавательные навыки являются формой проявления способностей, которые развиваются на основе базовой стороны моторики человека [5, 6, 9]. Благодаря дальнейшему развитию этих качеств в условиях водной среды пловец овладевает дифференцировкой мышечных усилий, которая обусловливает точность пространственной ориентировки.

Специалистами отмечено, что недостаток силы компенсируется высоким уровнем развития быстроты и наоборот. Имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки при выполнении различных по характеру движений. Точность воспроизведения заданных усилий повышается в студенческом возрасте, по сравнению с уровнем ее развития у школьников [7]

В процессе обучения студентов(-ок) плаванию и по его окончании преподавателю необходимо оценить результаты обучения для того, чтобы знать, насколько и в какой степени достигнута цель и решены конкретные задачи обучения. Рекомендуемая оценка плавательной подготовленности, в том числе по тесту К. Купера была адаптирована профессорско-преподавательским составом нашей кафедры для студентов нефизкультурных вузов. Тест позволяет объективно оценить быстроту, скоростно-силовые способности и аэробную выносливость в условиях водной среды у юношей и девушек по преодоленному отрезку дистанции с плавательной доской, на ногах - 25м; дистанции 50м вольным стилем; и проплываемой дистанции за 5 мин.

Данные тестирования показали, что от конца учебного года 2 курса до конца учебного года 3 курса у юношей и девушек достоверно улучшаются показатели развития быстроты, скоростно-силовой и аэробной выносливости (таб. 1, 2). Очевидно, в ходе дальнейшего обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания оказала положительное влияние методика, которая включает в себя формирование умений: напрягать работающие мышцы и расслаблять другие неработающие; опираться о воду кистями и предплечьями; координировать движения ног, рук, тела для согласования движений с дыханием [7, 8].


Таблица 1

Сравнительный анализ показателей обучения плаванию юношей


Показатели

Осенний семестр

Весенний семестр

Т-критерий

Стьюдента

ẋ+ṁ

σ

ẋ+ṁ

σ

25м на ногах, с

26,51+1,90

0,94

26,03+1,89

0,93

3,95; p ≤0,05

50м в/стиль, с

40,93+2,59

1,29

39,79+2,36

1,71

4,85; p ≤0,05

Дист. 5 мин., м

254,27+12,12

6,03

263,17+12,91

6,42

6,41; p ≤0,05

 

Динамика, представленная в таблицах 1,2 характеризует улучшение плавательной подготовленности у юношей и девушек по сравнению с прошлым учебным годом (3-4 семестр), хотя в течении 5-6 семестра показатели быстроты и скоростно-силовых способностей у студентов в среднем стабилизировались [8], p ≥ 0,05.


Таблица 2

 Сравнительный анализ показателей обучения плаванию девушек


Показатели

Осенний семестр

Весенний семестр

Т-критерий

Стьюдента

ẋ+ṁ

σ

ẋ+ṁ

σ

25м на ногах, с

29,67+1,57

0,78

28,46+1,64

0,81

3,18; p ≤0,05

50м в/стиль, с

56,68+3,31

1,64

54,79+2,91

1,44

5,15; p ≤0,05

Дист. - 6 мин., м

200,22+9,25

4,59

207,78+9,56

4,74

5,38; p ≤0,05

 

У девушек, как и у юношей при плавании кролем имело место «вкладывание руки в воду», «положение кисти во время гребка» и «положение тела относительно поверхности воды» (угол атаки). Улучшение этих показателей обусловлено выполнением вышеуказанных упражнений и возрастными факторами, которые также способствуют положительному воздействию на дальнейшее обучение плаванию и совершенствованию техники спортивных способов.

Следует обратить внимание на положение стоп и сгибание ног в коленных суставах, которое должно быть небольшим. Упражнения должны быть направлены на формирование навыков, присущих пловцам разрядникам. Комплексы этих упражнений должны выполняться на суше и в воде, тогда выработанные качества будут лежать в основе предварительной двигательной готовности к овладению техникой спортивных способов в водной среде.

 

Список литературы

 

1.        Александров, А.Ю. Формирование умения плавать у мужчин 19-30 лет на основе «переноса» двигательных навыков и адаптации к водной среде: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Алексей Юрьевич Александров. – Малаховка, 2001. – 24с.

2.        Александров, А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами [Текст]: Учебно- методическое пособие / А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин. – Издание 1., МГАФК, 2007. – С. 16– 20.

3.        Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов/Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой – М.: Физкультура и спорт, 2001г. – 89с.

4.        Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования /И.Л. Ганчар – Одесса: Друк, 2006. – С. 72, 134.

5.        Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник: Учебное пособие/В.Б.Коренберг- М.: Советский спорт, 2004. – 296с.

6.        Плавание, 2000: учебник под ред. В.Н. Платонова / Издательство «Олимпийская литература» НФКиС Укр. – Киев: Олимп. лит-ра, 2000. – 494с.

7.        Раевский, Д.А. Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Дмитрий Александрович Раевский. – Малаховка, 2011. – 23с.

8.        Раевский, Д.А. Динамика дальнейшего обучения и контроль плавательной подготовленности студентов / Д.А. Раевский, В.П. Чичерин, Л.А. Сергеева, Ж.Б. Егорова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». – Спб., 2019. - №2 (168). – С. 294 – 297.

9.        Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 13-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 74 с.