26 марта 2020г.
Проведение занятий по плаванию со студентами определяется многими факторами: возрастом обучаемых, целью и задачей обучения на воде, методикой преподавания, условиями проведения занятий, а также продолжительностью обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания.
Однако, как и в других видах спорта двигательные навыки, а в данном случае плавательные формируются на базе определенных физических качеств. В процессе обучения студентами выполняется достаточно большое количество упражнений, что требует развития качества выносливости [1, 3, 4] Вместе с тем, выполняемые задания на воде будут более результативными, если у обучаемого есть предрасположенность к структуре плавательных движений, с помощью которых формируются навыки плавания [2].
Плавательные навыки являются формой проявления способностей, которые развиваются на основе базовой стороны моторики человека [5, 6, 9]. Благодаря дальнейшему развитию этих качеств в условиях водной среды пловец овладевает дифференцировкой мышечных усилий, которая обусловливает точность пространственной ориентировки.
Специалистами отмечено, что недостаток силы компенсируется высоким уровнем развития быстроты и наоборот. Имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки при выполнении различных по характеру движений. Точность воспроизведения заданных усилий повышается в студенческом возрасте, по сравнению с уровнем ее развития у школьников [7]
В процессе обучения студентов(-ок) плаванию и по его окончании преподавателю необходимо оценить результаты обучения для того, чтобы знать, насколько и в какой степени достигнута цель и решены конкретные задачи обучения. Рекомендуемая оценка плавательной подготовленности, в том числе по тесту К. Купера была адаптирована профессорско-преподавательским составом нашей кафедры для студентов нефизкультурных вузов. Тест позволяет объективно оценить быстроту, скоростно-силовые способности и аэробную выносливость в условиях водной среды у юношей и девушек по преодоленному отрезку дистанции с плавательной доской, на ногах - 25м; дистанции 50м вольным стилем; и проплываемой дистанции за 5 мин.
Данные тестирования показали, что от конца учебного года 2 курса до конца учебного года 3 курса у юношей и девушек достоверно улучшаются показатели развития быстроты, скоростно-силовой и аэробной выносливости (таб. 1, 2). Очевидно, в ходе дальнейшего обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания оказала положительное влияние методика, которая включает в себя формирование умений: напрягать работающие мышцы и расслаблять другие неработающие; опираться о воду кистями и предплечьями; координировать движения ног, рук, тела для согласования движений с дыханием [7, 8].
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей обучения плаванию юношей
Показатели
|
Осенний семестр
|
Весенний семестр
|
Т-критерий
Стьюдента
|
ẋ+ṁ
|
σ
|
ẋ+ṁ
|
σ
|
25м на ногах, с
|
26,51+1,90
|
0,94
|
26,03+1,89
|
0,93
|
3,95; p ≤0,05
|
50м в/стиль, с
|
40,93+2,59
|
1,29
|
39,79+2,36
|
1,71
|
4,85; p ≤0,05
|
Дист. 5 мин., м
|
254,27+12,12
|
6,03
|
263,17+12,91
|
6,42
|
6,41; p ≤0,05
|
Динамика, представленная в таблицах 1,2 характеризует улучшение плавательной подготовленности у юношей и девушек по сравнению с прошлым учебным годом (3-4 семестр), хотя в течении 5-6 семестра показатели быстроты и скоростно-силовых способностей у студентов в среднем стабилизировались [8], p ≥ 0,05.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей обучения плаванию девушек
Показатели
|
Осенний семестр
|
Весенний семестр
|
Т-критерий
Стьюдента
|
ẋ+ṁ
|
σ
|
ẋ+ṁ
|
σ
|
25м на ногах, с
|
29,67+1,57
|
0,78
|
28,46+1,64
|
0,81
|
3,18; p ≤0,05
|
50м в/стиль, с
|
56,68+3,31
|
1,64
|
54,79+2,91
|
1,44
|
5,15; p ≤0,05
|
Дист. - 6 мин., м
|
200,22+9,25
|
4,59
|
207,78+9,56
|
4,74
|
5,38; p ≤0,05
|
У девушек, как и у юношей при плавании кролем имело место «вкладывание руки в воду», «положение кисти во время гребка» и «положение тела относительно поверхности воды» (угол атаки). Улучшение этих показателей обусловлено выполнением вышеуказанных упражнений и возрастными факторами, которые также способствуют положительному воздействию на дальнейшее обучение плаванию и совершенствованию техники спортивных способов.
Следует обратить внимание на положение стоп и сгибание ног в коленных суставах, которое должно быть небольшим. Упражнения должны быть направлены на формирование навыков, присущих пловцам разрядникам. Комплексы этих упражнений должны выполняться на суше и в воде, тогда выработанные качества будут лежать в основе предварительной двигательной готовности к овладению техникой спортивных способов в водной среде.
Список литературы
1. Александров, А.Ю. Формирование умения плавать у мужчин 19-30 лет на основе «переноса» двигательных навыков и адаптации к водной среде: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Алексей Юрьевич Александров. – Малаховка, 2001. – 24с.
2. Александров, А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами [Текст]: Учебно- методическое пособие / А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин. – Издание 1., МГАФК, 2007. – С. 16– 20.
3. Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов/Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой – М.: Физкультура и спорт, 2001г. – 89с.
4. Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования /И.Л. Ганчар – Одесса: Друк, 2006. – С. 72, 134.
5. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник: Учебное пособие/В.Б.Коренберг- М.: Советский спорт, 2004. – 296с.
6. Плавание, 2000: учебник под ред. В.Н. Платонова / Издательство «Олимпийская литература» НФКиС Укр. – Киев: Олимп. лит-ра, 2000. – 494с.
7. Раевский, Д.А. Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Дмитрий Александрович Раевский. – Малаховка, 2011. – 23с.
8. Раевский, Д.А. Динамика дальнейшего обучения и контроль плавательной подготовленности студентов / Д.А. Раевский, В.П. Чичерин, Л.А. Сергеева, Ж.Б. Егорова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». – Спб., 2019. - №2 (168). – С. 294 – 297.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 13-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 74 с.