26 марта 2020г.
В исследованиях последних лет среди приоритетных направлений разработки повышения эффективности тактической подготовки юных футболистов, выделяется необходимость построения тренировки на основе учета возрастных закономерностей соревновательного и тренировочного объемов разносторонности техники и тактики игры. От тренера требуется умение правильно комплектовать различные упражнения и режимы их практической реализации в соответствии с конкретными целями и задачами подготовки футболистов [5]. Из анализа литературы следует, что специальная физическая подготовленность в спортивных играх в значительной степени определяется скоростно-силовыми возможностями спортсменов, а также степенью адаптации организма к особенностям игровой деятельности. Но технология планирования и методика тренировки на основе учета разносторонности техники и тактики игры юных футболистов, остается недостаточно разработанной, что обусловливает актуальность исследования [1]. Работа над техникой должна идти параллельно с ростом физических качеств, чтобы привести ее в соответствие с силой, скоростью, ловкостью, которыми футболист в данный период обладает [2]. Для подростков 13 – 14 лет в тренировочном процессе акцент делается на развитие скоростно-силовых качеств с использованием упражнений взрывного характера, но уровень нагрузки осуществляется по принципу «не навреди». Для подростков 15 – 16 лет – дальнейшее развитие скоростно-силовых качеств: объемы упражнений на гибкость, ловкость, координацию не увеличиваются, а объемы беговых средств растут, также как и силовых. В этом возрасте у юношей наблюдаются различные изменения физиологического и психологического характера, которые требуют переориентировки тренировочной нагрузки, поскольку на каждом этапе обучения допустимость величин тренировочных нагрузок меняется. 17– 18 лет – физическая подготовка характеризуется направленностью воздействия: скоростная, силовая, скоростно-силовая выносливость, специальная выносливость и т.д. [4].
Цель работы изучение динамики физической подготовленности юных футболистов в годовых циклах тренировок.
Объект и методы исследования.
Для исследования были взяты данные с результатами проведенного тестирования среди юных футболистов за 2016 – 2018 годы. Тесты сдавались в 1 тренировочный день в ноябре 3 года подряд. В исследованиях принимали участие мальчики 12 – 14 лет. Количество испытуемых – 25 человек. Тестирование проводилось в спортивном зале СДЮШОР №3 «КЗКТ».
Состояние футболистов оценивалось с помощью тестов и контрольных упражнений:
1. Бег на 15 метров со старта – стартовая скорость.
2. Бег на 30 метров с ходу – «чистая» скорость
3. Прыжок в длину с места - оценка скоростно-силовых качеств
4. Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами – оценка прыгучести.
5. Бег 180 метров – челнок , скоростная выносливость
Статистическая обработка данных производилась с помощью пакета анализа данных Microsoft EXСEL-2000. Количественные характеристики выборочных совокупностей представлены в таблице в виде медианы с уровнем 25% ÷75% процентилей и число наблюдений (n), равное числу исследованных человек. Результаты исследований обработаны методом вариационной статистики, с принятием уровня значимости р ≤ 0,05. Статистическую значимость различий определяли с использованием критерия Вилкоксона.
Результаты исследований. Результаты исследований представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты тестов и контрольных упражнений Mе (25%÷75%) n = число наблюдений)
Контрольные упражнения
|
2016 год
n =21
|
2017 год
n =25
|
2018 год
n =23
|
Бег на 15 метров со старта, сек
|
2,76 (2,51÷2,80)
|
2,73 (2,64÷2,85)
|
2,84 (2,75÷2,90)
|
Бег на 30 метров с ходу,сек
|
5,18 (4,92÷5,25)
|
5,11 (5,05÷5,28)
|
5,25 (5,07÷5,30)
|
Прыжок в длину с места,м
|
1,77 (1,65÷1,84)
|
1,74 (1,70÷1,87)
|
1,72 (1,63÷1,80)
|
Прыжок в высоту с места, см
|
30,1 (27,8÷34,2)
|
40,8 (34,6÷42,9) p1<0.05
|
33,1 (30,1÷35,2) р2<0.05
|
Бег 180 метров, сек
|
43,8 (40,9÷45,3)
|
44,1 (42,8÷45,7)
|
42,5 (40,4÷42,9) р2<0.05
|
Примечание:
p1- показана достоверность различия p < 0,05 относительно значений 2016г р2 - показана достоверность различия p < 0,05 относительно значений 2017г
|
Нами установлено, что в тесте «бег 15 метров» и в тесте «бег на 30 метров» показатели у исследуемой нами группы футболистов с 2016 по 2018 год не имели достоверных отличий (табл.1). С 2017 по 2018 года отмечалась положительная тенденция в развитии данного показателя, но также без достоверных изменений. Результаты 2017года и 2018 года находятся ниже среднего значения. Возможно, это связано с временным замедлением в развитии скоростно-силовых качеств детей данного возраста, либо с длительным перерывом в тренировочном процессе и недостаточным вниманием к развитию скоростно- силовых качеств юных футболистов в этом возрасте. Практика футбола показывает, что скорость – врождённое качество и почти не поддаётся совершенствованию, так как основывается на факторах нервной и конституционной природы.
Показатели теста «прыжок в длину с места» у группы футболистов с 2016 по 2018 год не имели достоверных отличий, но прослеживалась отрицательная направленность показателей. Тенденция к ухудшению результатов с каждым годом может быть связано с физическими изменениями в развитии юных футболистов (рост, вес), недостаточным вниманием к развитию скоростно-силовых качеств и координации движений при прыжке в длину, что является немаловажным фактором для получения хорошего результата [3].
По результатам теста «прыжок в высоту с места» у группы футболистов с 2017 по 2018 года отмечалась достоверная отрицательная динамика изменения данного показателя. Высокий результат 2017 года можно объяснить тем, что после неудовлетворительных показателей 2016 года было уделено больше внимания на подготовку к прыжкам в высоту и улучшению силовых качеств футболистов.
В тесте «челночный бег 180 метров» показатели с 2016 по 2017 год не имели достоверной динамики изменений, но с 2017 по 2018 года отмечалась положительная тенденция в развитии данного показателя с достоверными изменениями. Улучшение показателей в 2018 году по сравнению с 2016г объясняется тем, что было уделено достаточно внимания развитию выносливости, что немаловажно в данном виде спорта.
ВЫВОДЫ
1. Скоростные качества футболистов 12-14 лет за период трехлетних наблюдений не имели достоверных различий.
2. Оценка прыгучести (по тесту «прыжок в высоту с места») достоверно увеличивается через 1 год тренировочного процесса, но уменьшается с наступлением периода предпубертатного скачка роста у юношей.
3. Показатель скоростной выносливости достоверно увеличивается на третьем году тренировочного процесса, совпадая с наступлением периода предпубертатного скачка роста у юношей.
Список литературы
1 Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. –
2005. - №8. – 40 – 41 с.
2 Годик М.А. Методологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов // Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М.Зациорского. — М.: Физкультура и спорт, 2005
3 Пиянзин А.Н., Популо Г.М. Оптимизация учебно-тренировочного процесса юных футболистов //Азимутнаучныхисследований:педагогикаипсихология. 2019. Т. 8. №4(29). С. 165-168.
4 Сучилин А. А., Золотарев А. П., Шестаков М. М.. Методологические основы исследования проблемы подготовки юных футболистов: монография // Волгоград: ВГАФК, 2005. - 101 с.
5 Федотова А.А. Определение уровня технико-тактической и физической подготовленности футболистов 12-14 лет // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно- практической конференции: в 2 ч.. 2019. С. 259-261